ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 26

Тема. Из поэзии французского символизма. Символизм как литературное направление последней трети XIX - начале XX вв. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов. Творчество П. Верлена. Стихи «Забытые арієти», «Так тихо сердце плачет...», «Поэтическое искусство»

 

Цель: углубить знания учащихся о символизм как литературное направление; актуализировать знания о эстетические принципы символизма, суггестии; ознакомить учащихся с материалом о жизненный и творческий путь французского поэта П. Верлена; углублять навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать расширению читательского кругозора школьников; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: учебник; портрет П. Верлена; выставка произведений символистов; тексты стихотворений П. Верлена (в переводах на выбор учителя или учащихся); выставка репродукций картин импрессионистов (на выбор учителя); словарь литературоведческих терминов, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

- Вспомните определение символизма как литературного направления. (Символизм (греч. sвmbolon - знак, символ, признак) - одно из течений раннего модернизма, в которой вместо художественного образа, который воспроизводит определенное явление, применяется художественный символ является знаком меняющегося «жизнь души» и поиска «вечной Истины».)

- Назовите признаки символизма как литературного направления.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Лекция учителя.

(В процессе лекции учащиеся записывают тезисы.)

Как известно, символизм возник во Франции в 60-70-е годы XIX ст., откуда и распространился в другие страны.

По мнению литературоведов, символизм формируется на провозглашенному Ш. Бодлером законе «соответствий», которые проникают в безграничен, постоянно обновляемый мир, где происходит активное самопреобразованию внутреннего на внешнее», их синтез.

В основу эстетической системы символизма положен символ как средство ухода от повседневности, достижения идеальной сущности мира - Красоты.

Большое влияние на развитие эстетической концепции символизма оказал немецкий романтизм, философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьева.

Во французском символизме выделяют три этапа:

I - 70-х - вторая половина 80-х годов XIX ст. - период становления направления;

II - 80-90-е годы XIX в. - период активного развития символизма;

III - конец XIX - начало XX вв. - спад символистского движения.

Во Франции наиболее известными представителями символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме; в Бельгии - М. Метерлинк, Э. Верхарн; в Австрии - Р. М. Рильке; в России - В. Брюсов, А. Белый, А. Блок. В Украине символизм представлен творчеством плеяды талантливых поэтов, которые образовали интересные группировки, например: «Молодая муза», «Украинская хата», «Митусе»» и др. Идеи французских символистов оказали влияние на М. Вороного, Александра Олеся, В. Слисаренко, Д. Зашумела, Бы. Лепкого, П. Карманского, П. Тычины и др.

Одним из зачинателей французского символизма стал поэт Поль Верлен, хотя сам он и отрицал свою связь с символистами.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь П. Верлена

Поль Верлен занимает особое место среди выдающихся французских лириков конца XIX века. Провозглашен «королем поэтов» и уважаемый как признанный мастер символического направления, он, однако, не был ни лидером, ни теоретиком.

Французский писатель А. Франс назвал П. Верлена «наиболее оригинальным, грешным, мистическим, самым вдохновенным и настоящим среди современных поэтов».

Жизнь поэта полна вечных поисков, противостояние судьбы, взлетов и падений.

Родился Поль-Мари Верлен 30 марта 1844 года в семье капитана саперных войск. Детство поэта было счастливым: боготворя своего единственного и долгожданного сына, родители (особенно мать) во всем ему потакали. После отставки отца семья переехала в Париж.

Учился Верлен в лицее Бонапарта, где начал писать стихи. Окончив в 1862 году лицей, юноша поступил на юридический факультет университета. Но увлечение юриспруденцией довольно быстро прошло. Кроме того, материальное положение семьи пошатнулось, и в 1864 году Поль Верлен устроился мелким служащим в страховой компании, затем в мэрии одного из парижских районов, а впоследствии - к городской ратуше.

Один из ранних своих стихотворений под названием «Смерть» Верлен 1858 года направил В. Гюго. В 1863 году поэт напечатал сонет «Господин Прюдом», который свидетельствовал об увлечении юноши группой «Парнас». В 1866-м уже восемь его стихотворений появились в сборнике «Современный Парнас». В том же году Верлен свой счет издал сборник «Сатурнічні поэзии», значительную часть которых составили стихи, написанные под заметным влиянием Ш. Бодлера, Т. Готье и парнасцам. Однако произведения «Сатурнічних стихов» уже имеют признаки оригинального верленівського стиля: меланхоличность интонации, способность передавать тайные движения души, ее «музыку». Сборник посвящен тем, кто родился «под знаком Сатурна», всем, «кто несчастлив на земле, кого тревожит волнующая воображение, кто обречен на земные, а возможно, и на вековые страдания». Именно таким видел поэт себя и своего читателя, надеясь на его сочувствие. Поэт восторженно говорит о произведения и предметы искусства. Но в его восприятии мир не есть холодно-гармоничным и прекрасно-равнодушным, каким он представал в «парнасцам». Созданы Верленом пейзажи в основном изображают осень, закат, сумерки («Осенняя песня», «Солнце на закате», «NеVеrmorе»). Лирический герой этих стихов статический, в его застылости ощутимое нечто роковое.

Во второй половине 60-х годов Верлен присоединился к группе «Парнас». Он интересуется риторикой, изучает иностранные языки, посещает литературные салоны.

1868-го увидел свет сборник «Изысканные праздники», посвященная теме искусства. В сборнике Верлен использовал характерный для «парнасцам» прием создания пейзажа: не впечатления от живой природы, а ее отражение в живописи вдохновляют поэтические строки. Поэта увлекают картины Ватто, Фрагонара, Греза, однако зарисовки природы приобретают сугубо верленівського характера «пейзажа души», они подчинены здесь основном художественном задаче - выявить оттенки состояния души лирического героя. Дамы и кавалеры, которые появляются в книге, не живут в реальном мире, а существуют как игра воображения, капризная спектакль на фоне изящного «пейзажа души»: «Твоя душа - витворний пейзаж, / Которым проходят с песней и игрой / Волшебные маски, радостные на вид, / И полны тайной журою».

Положительные отзывы на обе сборки дали А. Франс и В. Гюго, отметив своеобразие таланта молодого поэта, который, по их мнению, был «не похож на своих современников». Однако широкая публика не поняла стихов П. Верлена, поэтому поэту пришлось пройти долгий путь к своей популярности.

В 1869 году Верлен познакомился с Матильдой Мот'є где Флервіль, которая стала его женой. После обручения в июне 1869 года начал работать над сборником «Добрая песня», которую посвятил своей невесте. Книга, вышедшая 12 июня 1870 года, за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде.

В дни революции 1871 года Верлен присоединился к Коммуне и участвовал в работе бюро коммунистической прессы в революционном правительстве. В воспоминаниях художника есть такая запись: «Я все же с самого начала любил эту революцию, которая была мирной и которой опасно близкой была поговорка: “Если хочешь иметь мир, готовься к войне”».

После 1871 года верленівська меланхолия углубляется. Играют свою роль и поражение Парижской Коммуны, и личная жизнь, что дало трещину.

В феврале 1871 года Верлен получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль никому еще не известного 18-летнего поэта Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями. В своем письме-ответе Верлен пригласил молодого поэта в Париж. После знакомства поэта с Артюром Рембо семейные отношения превращаются в настоящую драму. Сплошной нигилизм и анархизм этого юного гения подталкивают Верлена к более решительного разрыва с поэтической традицией.

Поэты отправляются в странствия в Бельгии, Англии, снова возвращаются в Бельгии. Между ними происходит несколько споров и примирений, пока в июле 1873 года не взрывается кульминационная ссора. Верлен стреляет в Рембо из револьвера и легко ранит того в руку, за что его арестовывают, а затем приговаривают к двум годам заключения. На волю поэт выйдет только в январе 1875-го.

Выпуском четвертого сборника «Романсы без слов» (1874), который представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия Бельгией и Англией, Верлен руководил из тюрьмы.

«Романсы без слов» - высшее поэтическое достижение Верлена. Снова, как и в первых сборниках, звучат ноты печали и меланхолии, непродолжительного забвения и печали. Отдельные стихотворения сборника напоминают пейзажи художников-импрессионистов, у них все будто покрыто серой мглой или растворенное в тумане. При этом четко проявляется присущая поэзии рубеже веков тенденция к синтезу словесных и живописных образов, использование изобразительных художественных возможностей языка. Прислушиваясь к монотонному шуму дождя, к эхо церковных колоколов, блуждая насыщенными осенним воздухом улицам, погружаясь в сиренево-зеленую тень деревьев, поэт сливается душой с печальным и таинственным миром. Окружающие предметы не существуют отдельно от света, который они излучают, от вибрации воздуха: «Зеленовато и малиново / В непевнім свете лампы / За окном все снова и снова / Мерцают пригорки и рампы...».

«Романсы без слов», импрессионистические по своей природе, состоят преимущественно из стихов, рисующих пейзажи. Другие сюжеты (исторические, героические, сатирические) бесследно исчезают. Но пейзаж здесь необычный - это опять-таки «пейзаж души». Природа и душа поэта сливаются в одном образе, в едином существе, которое, оставаясь природой, становится вместе с тем человеком. Так Верлен становится признанным мастером импрессионизма.

 

3. Словарная работа.

Импрессионизм (фр. иmрrеssion - впечатление) - течение раннего модернизма, которая отмечается ушляхетненим, изящным движением личностных впечатлений и наблюдений, изменяющихся мгновенных ощущений и переживаний.

 

4. Лекция учителя.

(В процессе лекции можно продемонстрировать репродукции картин художников-импрессионистов.)

Импрессионизм как литературно-художественное направление

Импрессионизм возник во Франции во второй половине XIX века, прежде всего в живописи. Название направлению дала картина К. Моне «Импрессия. Восход солнца» (1873).

Самые известные представители импрессионизма в живописи: К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро и др. Своей главной задачей они считали самое естественное изображение внешнего мира, изящное отражение своих мгновенных впечатлений и настроений.

Импрессионизм стал плодотворным направлением в музыке, ему отдали предпочтение М. Равель, К. Дебюсси, Дж. Пуччини, М. де Фалья и др.

В литературе представителями этого направления были брать Гонкури, Ги де Мопассан, П. Верлен (Франция); С. Цвейг (Австрия), М. Коцюбинский, М. Вороной (Украина) и др.

В поэзии импрессионизм близкий к символизму.

Черты импрессионизма:

- главным является ощущение, впечатление, меняющиеся чувства личности, мгновенные состояния души;

- субъективность изображения, подчеркнутый лиризм;

- раВНОобразие тропов, создающих определенное настроение, усиливают эмоциональность чувств и впечатлений;

- фрагментарность описаний (миг, эпизод внутреннего бытия);

- игра цветов и оттенков, света и тени;

- слияние звуков и цветов, слов и звуков, слов и красок и т.п.;

- изысканная мелодика произведений;

- изящество поэтического письма.

 

5. Продолжение сообщение подготовленного ученика.

Во время пребывания в тюрьме Верлен узнал, что его жена возбудила дело о разводе. Когда поэт вышел на свободу, его встречала только мать-старушка.

Чувствуя одиночество, Верлен ищет поддержки со стороны А. Рембо, с которым встретился в Штутгарте. Эта встреча оказалась последней для каждого из них. Через некоторое время, возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку. После этого случая друзья уже никогда не бачилися. и В 70-80-х годах Верлен обращается к Богу. Именно тогда он понял, в чем следует искать ту силу, которая способна противостоять низости жизни, общей неверии. Религиозные настроения сказались на его сборнике «Мудрость» (1881), в которой поэт стремился решить конфликт между «жизнью» и «искусством».

В течение 1875-1877 годов П. Верлен живет преимущественно в Англии, много работает.

в 1884 году выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты». В этой книге Верлен дал исчерпывающую характеристику новейшей школы поэтов-символистов и признал гениями совсем неизвестных в то время С. Малларме, А. Рембо, Т. Корб'єра и др. Успех «Проклятых поэтов» вызвал интерес публики и до самого Верлена - поэт получил возможность издавать свои произведения и получать за них деньги. А до тех пор он вел нищенское существование.

«Прежде всего - музыка в слове!» - под таким лозунгом проходила эволюция поэта. Эстетические принципы художника, что приобрели завершенную форму, четко выразились в сборниках последнего периода «Любовь» (1888), «Счастье» и «Песня для нее» (1891).

Стихи Верлена стали чрезвычайно популярными. В 1891 году на традиционной церемонии избрание «короля поэтов» больше всего голосов было подано за Верлена. К поэту пришла долгожданная слава. К сожалению, признание пришло слишком поздно. Верлен - в ловушке нищеты, он часто болеет.

в 1892 году вышел сборник «Сокровенные обедни», которая была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена «Эпиграммы» увидел свет в 1894 году.

В творческом произведению Верлена есть и прозаические произведения, которые обычно разделяют на две группы: «прозу воображения» и автобиографическую. К первой относятся «Записки вдовца» (1886), раВНОродные миниатюры которой были написаны в основном на протяжении 1883-1884 годов. Автобиографию Верлена составляют такие произведения, как «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893) и «Исповедь», которую поэт так и не успел завершить.

8 января 1896 года от кровотечения легких Поль Верлен умер в больнице. Толпа литераторов и почитателей его таланта сопровождал гроб с телом поэта от церкви Сент-Этьен дю Мон на кладбище.

 

6. Слово учителя.

В июле 1873 года в Брюсселе Верлен находился в тюрьме, куда он попал после выстрела в А. Рембо. Именно в этом мрачном месте он написал стихи своей лучшей поэтического сборника «Романсы без слов» (1874), которая состоит из циклов «Забытые арієти» и «Бельгийские пейзажи».

«Романсы без слов» - вершина импрессионистской лирики Верлена. Сборник является серией зарисовок, мотивов, фрагментов, пейзажей. Импрессионистская суб'єктивація и дематериализация действительности достигает в нем высшей степени. Совершенствуется мастерство нюансировки образа, возрастают гибкость и задушевность поэтической интонации.

 

7. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Забытые арієти».

(Учитель или ученик декламируют стихотворение в переводе М. Лукаша (или другом на выбор учителя).)

Забытые арієти

Это восторженный обморок,

Это влюбленное томление,

Хвильні трепети лесов

В руках ветров ласкательных

I между ветвей шелестливих

Хор пьяных голосов.

 

О, этот шелест, шелест, шепот,

Мурлыка, туркіт, цвіркіт, щебет,

Журкіт, мурлыка, свист и писк,

Трав розмайних необычное движение,

Шум воды по моховинню,

По камням плесков и блеск...

 

Кто же до всего того шума

Вплел мотив тревоги и печали,

Сожалению снует душа - чья?

То, наверное, мы с тобой

День прощаем печалью,

То душа твоя и моя!

 

8. Словарная работа.

Арієта - раВНОвидность арии. Это небольшая ария с песенным характером мелодии. Так и называется инструментальная пьеса наспівного характера.

 

9. Анализ поэзии.

- Можно ли определить тему этого стихотворения? (Четко определить тему трудно. В поэзии отражены чувства лирического героя.)

- Какой изображена природа? (Она прекрасна и таинственна. Герой как бы сливается с ней.)

- Какие художественные приемы использует автор? (В стихотворении много существительных и прилагательных, которые передают ощущения и помогают «увидеть» различные предметы. Использованы приемы аллитерации по, с помощью которого передаются звуки природы: шум («I между ветвей шелестливих», «О, этот шелест, шелест, шепот», «Трав розмайних необычное движение, Шум воды по моховинню» и др.); плесков воды («По камням плесков и блеск.»). В стихотворении много сонорных звуков («м», «л», «в»), создают протяженность повествования; звуки «с», «г» вносят в фон поэзии нотки беспокойства, чего-то резкого); прием асонансу (звуки «о», «у») создает эффект милозвуччя, который приобретает особый смысл в сочетании с алітерацією.)

- Каково настроение стихотворения? (Меланхоличный, ведь к шуму вплетается мотив тревоги и печали. Может, за несбыточными надеждами, чаяниями. Чувствуется какая-то загадочность и недосказанность. «То, наверное, мы с тобой / День прощаем печалью, / душа твоя и моя!» Само название напоминает о сумм, ведь арієти забыты. Возникает вопрос: «Кем?».)

- Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? (Он похож на фрагмент меланхолической мелодии.)

- Найдите черты импрессионизма в поэзии. (В стихотворении передается ощущение лирического героя, чувствуется лиризм повествования, перед нами - момент внутреннего бытия лирического героя; в поэзии воедино сливаются слова и звуки, сугестійні настроения.)

 

10. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Так тихо сердце плачет...»

(Учитель или ученик декламируют стихотворение в переводе М. Рыльского (или другом на выбор учителя).)

Так тихо сердце плачет...

Тихий дождь падает на город...

Артюр Рембо

Так тихо сердце плачет,

Как дождь шумит над городом.

Нет причин как будто,

А сердце ревностно плачет!

 

О, как нежно шумит

Дождь по крышам, по листьям!

В эту тоскливую минуту

Как сладко шумит!

 

Откуда этот плач, не знать,

В осиротілім сердце?

Ни измены, ни урона,-

Откуда печаль, не знать.

 

Тяжелый, видимо, сум -

Без гнева, без любви,

Без ревности, без дум -

Такой невыносимый сумм.

 

11. Анализ поэзии.

- Какие слова служат эпиграфом стихотворения? (Строки из стихотворения А. Рэмбо, вторая П. Верлена. В них тоже звучит тема дождя.)

- Определите, о чем этот стих? (В стихотворении речь идет о плач дождя, что усиливает внутреннюю драму лирического героя, плач его обездоленного сердца.)

- Каково настроение стихотворения? (Грустный, меланхоличный. Настроение подчеркивается погодой: ведь дождь часто вызывает грусть.)

- Какой художественный прием использует автор? (Прием психологического параллелизма: явление природы и настроение лирического героя совпадают.)

- По вашему мнению, откуда в стихи грустные настроения? (Сумм идет от «осиротевшего сердца», которое «тихо» и «ревностно плачет».)

- Определите художественные особенности поэзии. (Перед нами - образец импрессионистической поэзии. Это стихотворение-ощущение, стихотворение-впечатление от пережитого и созерцания природного явления. В произведении грустные слова, передающие тоску лирического героя, как будто тают в шуме дождя, который передается с помощью приема аллитерации по (в каждой строке повторяются шипящие звуки «х», «ч», «ш», «щ», «ж»). Прием асонансу с повторяющимися гласными «а», «в», «в», «и» и сонорные звуки (аллитерация) «л», «м», «н» создают лиризм повествования и изящество письма. Для предоставления музыкальности стихотворения Верлен широко использует повторы («Как дождь шумит над городом», «О, как нежно шумит», «Как сладко шумит!»; «Ни измены, ни урона...»; «Без гнева, без любви, Без ревности, без дум...»). Произведение чрезвычайно живописный и создает впечатление размытой картины, ощущаются сугестійні настроения (в частности, внушение грусти).)

 

12. Слово учителя.

В 1882 году Верлен публикует стихотворение «Поэтическое искусство», вошедший в сборник «Когда-то и недавно». Поэзия будто подает теоретическое обоснование особенностей стиля Верлена, которые наметились в «Сатурналиях» и «Изысканных праздниках» и полностью воплотились в «Хорошей песни» и особенно в «Романсах без слов». Стих был написан по случаю 200-летия выхода в свет трактата «Поэтическое искусство», созданного теоретиком классицизма Николя Буало.

 

13. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Поэтическое искусство».

(Учитель или ученик декламируют стихотворение в переводе Г. Кочура или другом на выбор учителя.)

Поэтическое искусство

Прежде всего - музыка в слове!

Бери же из размеров такой,

Что течет, мутноватая и легкий,

А не тяготеет, словно закови.

 

Не клопочись подбором слов,

Которые бы в строке без изъянов блестели,

Потому милейший пение - опьяненный:

Он невнятное и точное сплел.

 

В нем - милый взгляд из-под вуалью,

В нем - золотое дрожь дня

И звезд осенняя суета

На небе, скованном печалью.

 

Люби оттенок и полутон,

Не краску - краски нам враждебные:

Оттенок лишь объединить может

Трубу и флейту, мечту и сон.

 

Истребляй остроты гризькі те,

Тот ум жестокий, никчемный смех,

Чеснок с кухней тех грязных -

От него плач в глазах лазури.

 

Хребет риторике затруднения

И еще как следует обуздай рифмы:

Если не следить за ними,

Далеко могут завести.

 

Кто рифму придумал изменчивую?

Дикарь то глухой пацан

Сковал за шаг этот клад, так

Под напильником бренча фальшиво?

 

Так музыки же все время и вновь!

Чтобы стих твой всегда был крылатый,

Чтобы душу порывал - искать

Новое небо, новую любовь.

 

Чтобы мчался, где даль непохмура,

Где волшебство действует ветерок,

Где пахнет мята и тимьян.

А остальное все - литература.

 

14. Анализ поэзии.

Провозглашение новых тенденций в поэзии

- Какие новые тенденции в поэзии провозглашает Верлен в своем стихотворении? (Прежде всего поэт отрицает принцип рационализма в искусстве. Главным для него есть интуиция, с помощью которой и можно постичь таинственность мира как природы, так и человеческих чувств.)

- В каких строках провозглашается принцип новой поэзии? («Прежде всего - музыка в слове!»)

- Найдите строки, в которых говорится о новую черту поэзии - музыкальность? («Бери же из размеров такой, / Что течет, мутноватая и легкий, / А не тяготеет, словно закови».)

- Чего достигается использованием музыкальности? (Отрывок от слов «Ибо милейший пение - опьяненный» до слов «На небе, скованном печалью».)

Поиски загадочной сущности вещей

- Что становится главным для поэта: реалии предметов или ассоциации и впечатления, которые они вызывают? (Конечно, ассоциации. «В нем - милый взгляд из-под вуалью, В нем - золотое дрожь дня / И звезд осенняя возня / На небе, скованном печалью».)

- Что говорит автор о поисках загадочной сущности вещей? («Чтобы стих твой всегда был крылатый, / Чтобы душу порывал - искать Новую лазурь, новую любовь. / Чтобы мчался, где даль непохмура, / Где волшебство действует ветерок, / Где пахнет мята и тимьян...».)

- Какими словами поэт говорит об отражении эмоций и настроений? («Люби оттенок и полутон,/ Не краску - краски нам враждебны: / Оттенок лишь объединить может / Трубу и флейту, мечту и сон».)

- Подумайте, какое значение имеет смена ритма в последних строках. (Синтаксическая фигура умолчания в предпоследней строке и смена ритма в последнем как будто проводит ту грань, которая существует между рационалистической литературой и «настоящим поэтическим искусством». Для писателей-рационалистов всегда все является понятным и конкретным. А поэтам, по мнению Верлена, ничего не ясно, поскольку они могут лишь чувствовать духовную сущность мира, что привлекает их своей тайной. Настоящая поэтическая натура только мечтает о «новой лазурь», которая является воплощением особой действительности, понятной лишь поэтам.)

 

15. Комментарий учителя.

В «Поэтическом искусстве» в наспівних, ритмично изящных стихах, что своим качеством должны были показать возможности новой поэтики, Верлен противопоставляет музыкальность стиха определенности его смысла, призывает к максимальному нюансировки изображения и демонстрации оттенков. Вместо красок определенных тонов существенными оказываются переходы, полутона. Именно отсюда лозунг «Прежде всего - музыка в слове!» - ведь музыка уничтожает четкость граней у изображаемому. Верлен призывает избавиться в стихах ума и остроумия, смеха и красноречия, объявляет войну риме как пустом брязкальцю. Стихотворение, за Верленом, ценен только своей непосредственностью, при условии, однако, что он стремится к «новой лазури», «дали непохмурої».

Правила традиционного французского александрийского (силлабического) стихосложения требовали определенного количества слогов в строке и наличии рим, речь должна «подчиняться» размера. Верлен же подвергал сомнению рифмы, мерность стиха и демонстрировал возможности «неправильностей». Повторы, внутренние рифмы, системы созвучных гласных (асонанси) и согласных (аллитерации по) - все это создает эффект настоящей музыки слова. Речь здесь призвана внушать, а не описывать или доказывать. Поэт вплетает в стихотворение просторечия, архаичное речи и речевые «неправильности». Это создает иллюзию абсолютной спонтанности и языковой близости. Верлен розчленовує александрийский стих с помощью необычных цезур и внезапных переносов таким образом, что порой кажется, будто стихи переходят в прозу. Именно Верлен проложил путь верлибра поэтов-символистов.

«Поэтическое искусство» было воспринято молодыми поэтами-символистами как настоящий манифест, хотя сам Верлен предостерегал последователей от буквального подражания его наставлений.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Проблемное задание.

- Попробуйте определить новаторство П. Верлена в развитии поэзии XIX века.

 

2. Обобщающее слово учителя.

Верлен занимает особое место во французском символизме. Будучи признанным мэтром, поэт все же не был главой и теоретиком этого направления, как С. Малларме. Крепче, чем любой из самых известных символистов, Верлен тесно связан с импрессионизмом. Он пытался не столько создавать символы, сколько передавать впечатление. Поэтический образ Верлена чаще всего строится из самых обыденных деталей, фрагментов увиденного и воспринятого.

Новаторство Верлена как поэта заключается в предоставлении поэтическому слову невиданной ранее музыкальности и внушаемости, обогащении ритмики стиха. Верлен был одним из первых, кто обратился к «свободного стиха» - верлібра («vеrs lиbrэ»).

Высокую оценку творчества П. Верлена дал известный французский писатель А. Франс: «Этого поэта нельзя воспринимать как человека со здравым смыслом. Вы утверждаете, что он сумасшедший? Я тоже думаю так. Он сумасшедший вне всякого сомнения. Но осторожнее, потому что этот сумасшедший создал новое искусство, и нет ничего невероятного, если о нем когда-то заговорят, как говорят теперь о Франсуа Вийона, на которого он так похож. Это был лучший поэт своего времени».

Поэтическим мастерством Верлена восхищались И. Франко и Леся Украинка. Его стихи на украинском языке в раВНОе время переводили И. Франко, П. Грабовский, М. Вороной, М. Зеров, М. Рыльский, М. Терещенко, М. Лукаш, Г. Кочур и др.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть одно из стихотворений П. Верлена (на выбор учащихся); выполнить письменный анализ поэзии П. Верлена (на выбор).

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути А. Рембо.