I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 24
Тема. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание, особенности жанра романа; развивать навыки перевода частей произведения, комментирование и анализ, умение высказывать свои мысли по поводу услышанного и прочитанного, обосновывать их; воспитывать учеников в лучших гуманистических традициях.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Несмотря на то что литературоведы написали множество трудов о романе Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали ли не каждое слово, и до сих пор это произведение остается сложным и неоднозначным. Кстати, мы будем изучать этот роман в течение семи часов, а в японских юридических учебных заведениях с ним знакомятся около девяноста часов!
Что же есть такого особенного в этом произведении? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах с биографией Ф. Достоевского (вопросы, пересказ)
2. Пересказ сюжета романа, создание главного «сюжетной цепочки»
Ожидаемые ответы
Бедный студент Раскольников задумал убить процентщицу и идет «на попытку» отказ героя от намерения после посещения старой рассказ Мармеладова и возвращение Раскольникова к своего замысла письмо от матери, ее сообщение про сестру Дуню сон Раскольникова, вторая отказ от преступного замысла случайная весть о том, что сестры процентщицы не будет вечером дома; разговор в трактире между студентом и офицером о старухе процентницю подготовка к преступлению и убийство процентщицы и ее сестры Лизавети. Душевные и физические муки студента; сокрытие денег, бред. Помощь Разумихина приезд матери и сестры Раскольникова; помощь Мармеладову, которого сбил конь, его смерть. Знакомство с Соней Раскольников отказывает Дуню от брака с Лужиним ради материального спасения их семьи. Подозрения следователя Порфирия Петровича разговор Раскольникова с Соней, его признание. Свидригайлов подслушивает разговор. Порфирий Петрович называет Раскольникова убийцей, хотя признал вину другой Соня убеждает Раскольникова признаться, он не выдерживает угрызений совести и разоблачает себя. Его судят, определяющие наказания - каторгу. Соня едет вместе с ним. Раскольников находит утешение в вере, в Евангелии.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Большинство литературоведов считают, что роман «Преступление и наказание» создано «на основании глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обеднения, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года и последующим разгулом капиталистического хищничества».
Главным мотивом романа «Преступление и наказание» Достоевский делает мотив падения нравственности, человеческого разъединения, рост преступности и трагедию «маленького человека». Он осознает, что все преступления, внутренние страдания и метания главного героя, муки совести и борьба ума и сердца является отражением конфликтов и парадоксов окружающей действительности.
Относительно названия произведения, то в переводе с русского символическое значение названия несколько сузился. На русском языке «преступление» - это еще и «преступление», переход через грань, через которую переступать человеку нельзя, то есть через моральные, «неписанные» законы.
В своем произведении Достоевский предложил новый, полифонический тип художественного мышления. Жанр его «Преступления и наказания» некоторые даже определяет как полифонический роман. Что это означает? В музыке полифония - многоголосие. В литературе полифоничность - «множественность самостоятельных и незлитих голосов и сознаний», независимость художественных миров, отражающих сознание героев.
2. Определение жанровых особенностей романа с помощью интерактивного приема «Солнышко»
3. Аналитическое комментирование
Учитель. Прокомментируйте отрывок из письма Ф. Достоевского М. Каткову:
«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть?..
Это - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Юноша, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, живет в жестоких лишениях, из легкомыслия, из-за шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «незавершенным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из затруднительного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярну советницу-процентщицу...
Ему совершенно случайно удается осуществить свое намерение. Почти месяц проходит после того до окончательной катастрофы. Никаких на нем подозрений нет и не может быть. Именно здесь и развертывается весь психологический процесс преступления. Вопрос, что их не решена, встают перед убийцей; непідозрювані и неожиданные чувства терзают его сердце. Божия правда, земной закон берут свое, и он заканчивает тем, что вынужден сам на себя донести. Вынужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разорванности с человечеством, что почувствовал он сразу же после совершения преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело.
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что юридическое наказание за преступление гораздо меньше пугают преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует...» (Автор намечает сюжетную линию и главную мысль: преступник всегда получает наказание, если не человеческий, то Божий в виде мук совести, обособленность от людей, человеческого.)
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Найдите «точки соприкосновения» романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и таких высказываний писателя:
• «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»;
• «Добро останется всегда, потому что оно является потребностью личности».
VII. Домашнее задание
Выяснить историю замысла романа, его жанр, новаторство писателя; подобрать материалы для викторины по содержанию произведения.
VIII. Подведение итогов урока