I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 24
Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Величие красоты человеческого сердца. Антитеза
Цель: помочь учащимся постичь величие красоты и силы человеческого сердца, истинной дружбы; развивать обраВНОе и логическое мышление, умение выяснять главный конфликт сказки и способы его решения; развивать навыки выражения собственных мыслей, сопоставление фантастики и реальности; воспитывать искренность, верность в дружбе, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации художников к ней и ученические работы.
Теория литературы: литературная сказка, герои (образы, персонажи) художественного произведения, реальное и фантастическое, смешное и грустное, антитеза.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- В сказках добро традиционно ассоциируется с красотой, а зло - с уродством. Поэтому конфликт (то есть столкновение различных, часто противоположных сил, противоборство героев, понятий и мнений) между красивым и некрасивым вполне понятен. Но в реальной жизни часто бывает так, что за внешней красотой кроется внутренняя уродливость. Именно такой конфликт между красотой настоящей и ненастоящей наблюдаем в сказке Андерсена «Снежная королева».
Разобраться в этом, а также открыть секреты художественного мастерства автора мы и попробуем на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Вспомним маршрут Герды, которая разыскивала Кая. Заполните схему названиями остановок, которые девочка делала во время путешествия.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя
- Сказка «Снежная королева» была любимой и для самого Г. К. Андерсена. Он вспоминал: «С удовольствием писал свою последнюю сказку “Снежная королева”. Я до того увлекся ею, что она, словно танцуя, вылилась на бумаге». В детстве он дружил с девочкой Лисбет. «Из кухни был выход на чердак. Под окном чердака, на водостічному желобе, что находился между нашим и соседним домами, стоял ящик, набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке “Снежная королева”»,- рассказывал в своих воспоминаниях писатель. А еще они с лисбет, сидя у окна, любили прикладывать монетки до разрисованного морозом стекла и смотреть на улицу. Когда маленькому Гансу привиделись очертания ледяной женщины. Вот в его произведениях реальное переплелось с волшебным.
2. Работа с таблицей (в парах)
Реальное |
Фантастическое |
• Жизнь города;
• бедность многих героев сказки;
• быт семьи;
• смена времен года;
• зимние развлечения детей;
• быт принцев и принцесс (в Дании и до этого времени является титул короля,королевы) |
• Тролль, его ученики;
• волшебное зеркало, которое искажает мир;
• преобразование сердца на льдину;
• Снежная королева;
• бабушка-волшебница;
• звери, птицы, что говорят;
• сны, что блуждают во дворце;
• снежинки-куры |
3. Выполнение поисково-исследовательских заданий, решение проблемных вопросов
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
- Кто является главной героиней сказки «Снежная королева» - Снежная королева или Герда? Почему?
- Бесспорно, и Герда, и Снежная королева - сильные личности. В чем сила каждого из них? Сравните их, найдите общее и отличное.
Снежная королева |
Герда |
Совместное |
Сильные, влияют на людей, им нужен Кай; красивые |
Отличное |
Злая, гордая, холодная, бездушная, бесчувственная, подлая, эгоистичная, «холодное» сердце, влияет на людей силой, властью |
Добрая, искренняя, смелая, благодарная, верная, решительная, настойчивая, целеустремленная, «горячее» сердце, влияет на людей добротой, самоотверженностью, целеустремленностью |
• Маленькая разбойница, увидев Кая, сказала: «Вот, проходимец!.. Не знаю, ты достоин того, чтобы за тобой бегали на край света!»
Мини-диспут: «стоит Ли Кай того, чтобы ради него пройти столько испытаний?»
- В сказках Андерсена постоянно идет борьба между добром и злом, красотой и уродством, живым и неживым, «горячим» сердцем и «ледяным». Это такой литературный прием, способ, который называется антитезой.
Записи в литературоведческих виде словариков
Антитеза - это противопоставление совершенно разных жизненных явлений, понятий, чувств, мыслей или характеров.
Антитеза придает произведению большую выразительность, делает его напряженным, динамичным.
Приведите примеры антитезы в сказке Андерсена «Снежная королева». (Тролль - Бог, снежинки - розы, холодное - горячее, Герда - Снежная королева и др.)
5. Самостоятельная работа с учебником
Прочитайте статью учебника Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковба сенко «Антитеза в “Снежной королеве”» (С. 82-83) или ответьте на вопросы и выполните задания в учебнике. Волощук (С. 88-89).
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Ознакомьтесь с этим списком и скажите, о чем он свидетельствует:
• Украина - О. Зуев, мюзикл «Снежная королева»;
• Украина - Г. Саськов, фортепианная миниатюра «Ледяной танец Снежной королевы»;
• Украина - Же. Колодуб, балет «Снежная королева»;
• Россия - Б. Астафьев, опера «Снежная королева»;
• Россия - Д. Леднев, опера «Снежная королева»;
• Россия - М. Раухвергер, балет «Снежная королева».
(Это свидетельствует о большой популярности сказки «Снежная королева» в мире искусства.)
VI. Домашнее задание
Подготовить короткую инсценировку по одному из отрывков из сказки Андерсена «Снежная королева» (в группах); характеристику любимого героя (индивидуально).
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу: «Хочу сказать спасибо...» (...ученику за интересную мысль, учителю, сказочнику и др.).