ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 24

Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Величие красоты человеческого сердца. Антитеза

 

Цель: помочь учащимся постичь величие красоты и силы человеческого сердца, истинной дружбы; развивать обраВНОе и логическое мышление, умение выяснять главный конфликт сказки и способы его решения; развивать навыки выражения собственных мыслей, сопоставление фантастики и реальности; воспитывать искренность, верность в дружбе, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации художников к ней и ученические работы.

Теория литературы: литературная сказка, герои (образы, персонажи) художественного произведения, реальное и фантастическое, смешное и грустное, антитеза.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- В сказках добро традиционно ассоциируется с красотой, а зло - с уродством. Поэтому конфликт (то есть столкновение различных, часто противоположных сил, противоборство героев, понятий и мнений) между красивым и некрасивым вполне понятен. Но в реальной жизни часто бывает так, что за внешней красотой кроется внутренняя уродливость. Именно такой конфликт между красотой настоящей и ненастоящей наблюдаем в сказке Андерсена «Снежная королева».

Разобраться в этом, а также открыть секреты художественного мастерства автора мы и попробуем на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

Вспомним маршрут Герды, которая разыскивала Кая. Заполните схему названиями остановок, которые девочка делала во время путешествия.

 

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- Сказка «Снежная королева» была любимой и для самого Г. К. Андерсена. Он вспоминал: «С удовольствием писал свою последнюю сказку “Снежная королева”. Я до того увлекся ею, что она, словно танцуя, вылилась на бумаге». В детстве он дружил с девочкой Лисбет. «Из кухни был выход на чердак. Под окном чердака, на водостічному желобе, что находился между нашим и соседним домами, стоял ящик, набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке “Снежная королева”»,- рассказывал в своих воспоминаниях писатель. А еще они с лисбет, сидя у окна, любили прикладывать монетки до разрисованного морозом стекла и смотреть на улицу. Когда маленькому Гансу привиделись очертания ледяной женщины. Вот в его произведениях реальное переплелось с волшебным.

 

2. Работа с таблицей (в парах)

 

Реальное

Фантастическое

• Жизнь города;

• бедность многих героев сказки;

• быт семьи;

• смена времен года;

• зимние развлечения детей;

• быт принцев и принцесс (в Дании и до этого времени является титул короля,королевы)

• Тролль, его ученики;

• волшебное зеркало, которое искажает мир;

• преобразование сердца на льдину;

• Снежная королева;

• бабушка-волшебница;

• звери, птицы, что говорят;

• сны, что блуждают во дворце;

• снежинки-куры

 

3. Выполнение поисково-исследовательских заданий, решение проблемных вопросов

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

- Кто является главной героиней сказки «Снежная королева» - Снежная королева или Герда? Почему?

- Бесспорно, и Герда, и Снежная королева - сильные личности. В чем сила каждого из них? Сравните их, найдите общее и отличное.

 

Снежная королева

Герда

Совместное

Сильные, влияют на людей, им нужен Кай; красивые

Отличное

Злая, гордая, холодная, бездушная, бесчувственная, подлая, эгоистичная, «холодное» сердце, влияет на людей силой, властью

Добрая, искренняя, смелая, благодарная, верная, решительная, настойчивая, целеустремленная, «горячее» сердце, влияет на людей добротой, самоотверженностью, целеустремленностью

 

• Маленькая разбойница, увидев Кая, сказала: «Вот, проходимец!.. Не знаю, ты достоин того, чтобы за тобой бегали на край света!»

Мини-диспут: «стоит Ли Кай того, чтобы ради него пройти столько испытаний?»

- В сказках Андерсена постоянно идет борьба между добром и злом, красотой и уродством, живым и неживым, «горячим» сердцем и «ледяным». Это такой литературный прием, способ, который называется антитезой.

Записи в литературоведческих виде словариков

Антитеза - это противопоставление совершенно разных жизненных явлений, понятий, чувств, мыслей или характеров.

Антитеза придает произведению большую выразительность, делает его напряженным, динамичным.

Приведите примеры антитезы в сказке Андерсена «Снежная королева». (Тролль - Бог, снежинки - розы, холодное - горячее, Герда - Снежная королева и др.)

 

5. Самостоятельная работа с учебником

Прочитайте статью учебника Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковба сенко «Антитеза в “Снежной королеве”» (С. 82-83) или ответьте на вопросы и выполните задания в учебнике. Волощук (С. 88-89).

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Ознакомьтесь с этим списком и скажите, о чем он свидетельствует:

• Украина - О. Зуев, мюзикл «Снежная королева»;

• Украина - Г. Саськов, фортепианная миниатюра «Ледяной танец Снежной королевы»;

• Украина - Же. Колодуб, балет «Снежная королева»;

• Россия - Б. Астафьев, опера «Снежная королева»;

• Россия - Д. Леднев, опера «Снежная королева»;

• Россия - М. Раухвергер, балет «Снежная королева».

(Это свидетельствует о большой популярности сказки «Снежная королева» в мире искусства.)

 

VI. Домашнее задание

Подготовить короткую инсценировку по одному из отрывков из сказки Андерсена «Снежная королева» (в группах); характеристику любимого героя (индивидуально).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу: «Хочу сказать спасибо...» (...ученику за интересную мысль, учителю, сказочнику и др.).