ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 25

«НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА СОСТОИТ ИЗ МУЖА И ЧИНА»

 

Тема: Антон Чехов (1860-1904). «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Высмеивание подхалимства, самоуничижение, чинопочитание, рвения и малодушия в произведении.

...выдавить из себя по каплям раба...

А. П. Чехов

Цель: рассказать о писателе в контексте истории создания первых рассказов, выяснить идейное содержание рассказа «Толстый и тонкий» посредством использования элементов филологического анализа текста, элементов моделирования. Формировать умение вдумчивого чтения, внимательного отношения к художественной детали, видеть зависимость мировоззрения автора и особенностей художественной реальности художественного произведения.

Оборудование и материалы: портрет А. П. Чехова, изображение медицинского удостоверения, которое А.П. Чехов выдал брату.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя. Обоснование темы урока.

Художественный мир писателя определяется его мировоззрением. Среди всего раВНОобразия тем, средств изображения, слов, сюжетов писатель выбирает те, которые наиболее соответствуют его замыслу. Необходимо научиться быть внимательными к всех нюансов, деталей художественного слова творца, чтобы понимать прочитанное самостоятельно, без подсказки, на самом глубоком уровне содержания произведения.

Один из самых известных высказываний А. П. Чехова: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая», - поможет нам понять на примере двух коротеньких рассказов, на самом деле Чехов считает, что настоящий мужчина состоит «из мужа и чина».

 

2. Эвристическая беседа на основе работы с учебником (с. 48).

Рассказ «Толстый и тонкий», «Хамелеон» были написаны Чеховым еще во времена учебы в университете. Обратитесь к учебника и найдите в нем ответы на вопросы:

• В каком университете учился Чехов?

• Под каким псевдонимом издавал свои первые произведения писатель?

Он активно сотрудничает со многими юмористическими журналами Москвы, Петербурга, где издает свои коротенькие рассказы, полные тонкой иронии. Сотрудничество началось с необходимости добывать средства для жизни и учебы, потому что стипендии, которую Антон получал из Таганрога (сто рублей), хватало только на «погасит долги, купит пальто, внести плату за университет», как вспоминает в своих мемуарах его брат. Работа была настолько напряженной, что Чехов не имел времени забирать гонорар из редакции, поэтому и придумал способ сделать из своего брата доверенное лицо и выдал ему:

 

Медицинское свидетельство

Дано сие Студенту Императорского Московского Университета Михаилу Павловичу Чехову, 20 лет, православного исповедания, в удостоверение, что он состоит с 1865 года моим родным братом и уполномочен мной брать в редакциях, в коих я работаю, денег, сколько ему потребно, что подписью и приложением печати удостоверяю.

Врач А.Чехов.

Москва, 1886

Января 15-го дня

 

Первые пять лет Чехов печатался под псевдонимами «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

 

3. Выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».

 

4. Работа над текстом.

4.1. Выяснение смысла заголовка рассказа с использованием приема моделирования.

Методический комментарий. Прием моделирования отличных от имеющихся в тексте элементов и сравнение с авторским выбором объективирует смысл авторского замысла.

 

Мотивация деятельности.

Предварительная беседа с учащимися настроила их на то, что писатель имел медицинское образование, а следовательно имел сведения о современные разработки и достижения науки. Поэтому во время выполнения следующего задания учащимся необходимы будут фоновые знания по психологии (см. приложение).

Проблемный вопрос: Почему рассказ назван «Толстый и тонкий», а не, например, «Коллежский асессор и тайный советник»?

Выбирая заголовок произведения, писатель подчеркивает, замечает определенное мнение. Давайте сравним разные варианты, результаты занотуємо в таблицу (среднюю колонку ученики с помощью учителя заполняют последней после обсуждения всех вариантов, что прозвучали в классе).

Текстовый вариант Замысел автора Возможная модель

«Толстый и тонкий» Не акцентирует на должности (должности) героев «Коллежский асессор и тайный советник»

Общее название вместо собственных имен Указывает на связь внешности с психологией человека. Акцент не на изображении конкретных лиц (Миши и Порфирия), а стремление создать обобщенные образы. Обобщение жизненных ситуаций Названия должностей или названия имен и фамилий героев

Толстый - достиг верхней ступеньки в карьере, встречает друга детства искренне, тонкий - «уважительно кислый» - отказывается от общения на равных, узнав о чин друга детства Соответствие типа поведения человека ее достижением Коллежский асессор согласно «Табеля о рангах» занимает низший чин

Писатель хотел создать типичные образы (обобщенные, характерные ). В рассказе он критикует не карьеризм как общественное явление, а личностные недостатки героев

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Приложение

Определенное строение тела человека, строение отдельных систем, органов и тканей и определенная способность организма реагировать - предмет изучения для психологов и медиков. В науке это оформилось в теорию конституции тела. В конце 19 века были выдвинуты рядом исследователей предположение о связи конституции тела человека с характером. Так ученый Кречмер различал три типа конституции: 1) тип пікнічний (характеризуется сильным развитием внутренних частей тела); 2) астенический тип (характеризуется малыми размерами в ширину при высоком росте и выше среднего; 3) атлетический тип (характеризуется сильным развитием скелета, мышц и кожи, широкими плечами и широкой грудиной). Кречмер устанавливает связь между особенностями строения тела и психическими особенностями (характером, темпераментом). Астенический и пікнічний типы признаются противоположными, а атлетичный - срединным, переходным, соответствует типу темперамента сангвиника, что в свою очередь является промежуточным между крайними проявлениями холерического и меланхолического. Итак, согласно этой теории, тучные люди чаще бывают спокойными, добрыми, целомудренными, а худые соответственно - порывистыми, несдержанными, метушними. Если вспомнить, что эта теория приобрела популярность в конце 19 века, и Антон Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, то можно сделать предположение, что он как прилежный студент не мог не знать о новейшие исследования медиков и психологов своего времени.

 

4.2. Сравнение первой и окончательной редакций рассказа (составление таблицы на основе анализа текста).

 

4.2.1. Беседа.

• Что изменилось в отношениях, почему встретились тройным поцелуем, а попрощались рукопожатием? (В православной традиции трижды целуются уровне люди, доказывая друг другу братскую человеческую любовь к ближнему. Руку подают в мире деловых отношений).

• Сравните встреча и прощание Миши и Порфирия. Зачитайте отрывки из текста (с. 49-50 учебника).

• Почему автор сравнивает тонкого с китайцем, а не, например, с немцем или англичанином? (Именно в китайской культурной традиции очень четко классифицируются типы приветствие - прощание, где поклон всем телом еще со времен Конфуция считается проявлением наибольшего почета, которой достойны только высшие чиновники).

 

4.2.2. Словарная работа.

Для того чтобы лучше ориентироваться в тексте, учитель советует обратиться в рубрику учебника «Ваша энциклопедия» с. 50 (Почему коллежский асессор смутился перед тайным советником?).

В первой редакции (1883 года), опубликованной в журнале, толстый оказывается начальником тонкого и дает ему порки во время встречи. Он вел себя грубо, вдруг надувал щеки, «как индейский петух». В редакции 1886 года Чехов меняет конфликт, убирая из произведения тему служебной подчиненности. Чтобы выяснить цель таких преобразований, составим таблицу.

Замысел автора

Толстый - начальник Первая редакция Тонкий - подчиненный

Ссорится Критика произвола чиновника, бесправие подчиненных Унижается

Толстый - «милый мой» Окончательный вариант Тонкий - «голубчик мой»

«Зачем этот тон? Мы же с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!» Отсутствие необходимости «уважительного» унижение «Я, ваше превосходительство... Очень приятно! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи! Хи-хи»

Слова автора - рассказчика Вывод Слова автора - рассказчика

«...тайного советника затошнило...» Рабство не зависит от обстоятельств, оно - в человеке.

«...выжать из себя раба...» «...побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилося во все стороны широкою улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры»

 

4.3. Выяснение семантики имен и прозвищ для характеристики образов с использованием приема моделирования.

В рассказах Чехова особое толкование имеют имена, которые Антон Павлович подбирал очень тщательно, в соответствии с характером создаваемого персонажа. Толстого зовут Мышь, тонкого - Порфирий.

Мышь - разговорная форма, сокращенно от Михаил, Михаил - от древнееврейского - [mi-kha-'el] - «кто как бог».

Порфирий - от греческого Porphyrios - porphyries - багряный, пурпурный, одетый в пурпур - признак царского происхождения - высокий стиль, а разговорный, сокращенный - Порфир, Фира.

Нафанаил - от латинского Natanael - от древнееврейского natan'el, что означает «бог дал».

• Обратитесь к тексту произведения.

• Как называли толстого и тонкого в гимназии?

• Сравните происхождение имен персонажей с мифологическим толкованием их прозвищ. Обратитесь к рубрике учебника «Ваша энциклопедия» нас. 51.

Герострат - разрушитель, что хотел прославиться и сжег храм Артемиды в Эфесе в 356 г. до н.э. в Древней Греции (В тексте произведения - Миша - толстый, «казенную книжку папироской прожег», с. 49).

Эфиальт - один из двух сыновей Посейдона, которых называли алоадами. Они были сильными и большими на рост. Угрожали богам добраться неба, поставив гору Оса на Олимп. Эфиальт во время греко-персидской войны 449-55 гг. до н.э. показал персам тропу, по которой они смогли обойти Фермопильское проход и уничтожить спартанцев, которые его защищали, об этом писал в «Одиссее» Гомер. Поэтому это имя Эфиальта стало нарицательным для обозначения предательства. (В тексте произведения Порфирий - тонкий, «ябедничать любил», с. 49).

• Сделайте выводы, случайные имена выбрал Чехов для своих персонажей. Какую мысль хочет подчеркнуть писатель, избрав именно такие имена для персонажей?

• Почему, по вашему мнению, Чехов «сделал» тайного советника толстым, а коллежского асессора тонким?

• Попробуем смоделировать ситуацию наоборот: что изменится в толковании рассказа, если тайный советник будет тонким, а коллежский асессор толстым? Каким образом изменится главная идея произведения?

 

5. Введение понятия рассказы.

Как вы узнали из учебника, А.П. Чехов получил признание как автор пьес и рассказов.

Прочитайте определения рассказ на с. 48 учебника. Докажите, что произведение, над которым мы работали на уроке, является рассказом.

 

6. Подведение итогов урока.

Какие выводы мы можем сделать на основе проделанной работы?

Чехов пользуется техникой «говорящего имени» с целью скрытой сатиры (пользуемся для обозначения на русском языке, потому что именно в русской литературе писателей, которые описывали жизнь мещан, купцов, крестьян, зародилась такая традиция).

Акцентирование на конституцию тела персонажей углубляет авторский замысел относительно раскрытия строения чиновничьей ступеньки, заложенной в фундамент государственного устройства в те времена.

Если смоделировать ситуацию наоборот, то толстый (что станет на место тонкого) будет иметь образ такой себе лінькуватої человека, а тонкий, став в наших предположениях чиновником высокого ранга, вступит образа трудолюбивого, старательного чиновника.

Конечно, вариант Чехова не такой простой (синоним - банальный).

 

7. Домашнее задание.

1. Читать статью учебника об А. П. Чехова (с.48).

2. Ответить на вопросы с. 49 учебника.

3. Прочитать рассказ «Хамелеон», «расшифровать» имена персонажей в связи с их характерами, определить место наибольшего напряжения в тексте (кульминацию).