ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 24

Тема. Поэма Вергилия «Энеида» как литературная обработка легенды о троянца Энея - основателя Рима

 

Цель: сообщить о жизни и творчестве Вергилия, «золотую эпоху Октавиана Августа; выяснить происхождение слова меценат; ознакомить с историей создания поэмы «Энеида»; продолжить работу над выразительным чтением; развивать внимательность, умение выступать с сообщением; воспитывать интерес к римской литературе. Оборудование: портреты Вергилия, тексты запева поэмы «Энеида».

 

Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу.

Вергилий

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания (составление сенкану к образу Прометея).

Прометей!

Мужественный, человечный,

защищает, учит, страдает,

несправедливо наказан за добро,

богоборець.

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Вергилий, один из самых известных римских поэтов, считал: «Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу». Как вы понимаете эти слова?

Сам Вергилий не хотел выбирать себе кумиров, но они в его жизни все же были. Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

 

III. Изучение нового материала

1. Выступление ученика-историка с сообщением о «золотом веке»

Октавиана Августа.

Октавиан Август в 27 г. отказался от установленной ранее диктатуры и формально восстановил республику, оставив за собой военную власть и руководство пограничными провинциями. В римской империи формально сохранялись республиканские органы, сенат, консулы. Август считался лишь принцепсом, то есть первым гражданином в республике. Однако республика была лишь позірним образованием.

Официальная идеология рассматривала правления Октавиана как «золотой век», положившей конец гражданским войнам, принесла на землю мир и достаток.

В это время доминирует поклонения перед политическим и религиозным прошлым Рима, восстановление старинных, давно забытых культов и праздников. Это было отличительной чертой идеологической политики Августа.

Искусству переходного периода свойственно стремление к монументальности. Масштабная строительная деятельность императора позволила ему сказать в конце жизни, что он принял Рим глиняным, а оставил камьяним. В храмах, дворцах и других строениях того времени преобладал классицистический стиль.

Официальной поддержки потерпела и литература. Август и его ближайшие помощники были заинтересованы в том, чтобы литература пропагандировала идеологические основы нового строя. Друг Августа Меценат собирал вокруг себя поэтов и пытался направить их интересы в нужном ему направлении. Кружок Мецената был важнейшим центром нового движения в римской поэзии, к нему принадлежали наиболее выдающиеся поэты эпохи - Вергилий и Гораций.

 

2. Слово учителя

- Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.) - найуславленіший поэт императорского Рима.

Родился Вергилий в Мантуе в семье землевладельца, учился в Милане, а затем - в Риме. Адвокатская карьера не стала реальностью - Вергилий не имел ораторских способностей, к тому же был очень застенчивым. «Высокий рост, застенчивый, с крестьянским лицом, слабого здоровья»,- так описывает его античный биограф.

Вернувшись в 45 г. на родину, Вергилий переживает большое потрясение: у отца отбирают имение в пользу Августових ветеранов. Через 4 года поместье Вергилию вернули, за что тот был всю жизнь благодарен и обязан Августу, политику которого он поддержит и будет пропагандировать потом в своей поэзии.

Первое большое произведение Вергилия - «Буколики» (в пер. с гр. «Пастушеские стихи») - создан примерно в 39 г. до н. э. В десяти еклогах (маленьких поэмах) изображено мирную жизнь пастухов, их чувства, связанные с миром прекрасной природы. Интересно, что в «Буколіках» автор пишет о начале «золотого века», который наступит после рождения Божественного младенца. Неизвестно, шла ли речь о реальной ребенка, которая должна была родиться в каком-то из знатных семейств, или, как считали в средние века и в эпоху Возрождения, о рождении самого Иисуса Христа.

Второе произведение Вергилия - «Георгики» («Земледельческие стихи») - создан около 29 г. до н. э. и тоже посвящен человеку и природе, но содержит в себе вполне конкретные советы относительно земледелия, садоводства, животноводства и пчеловодства.

Самый знаменитый произведение поэта - поэма «Энеида» (19 г. до н. э.) стала национальным римским эпосом. В ней рассказывается о подвигах Энея, троянского героя, родоначальника римского народа.

 

 

Вергилий

 

3. Сообщение ученика-литературоведа

История создания поэмы «Энеида»

Эней - сын Анхіса и Афродиты, после Гектора был величайшим героем Трои, родственник троянского царя Приама, владара дардан. Принимал участие в Троянской войне.

По одному из мифов, Эней покинул сожженную Трою вместе с сыном Асканієм (Іулом) и отцом Анхісом. Собрав троянцев, после ряда испытаний и приключений он основал новое государство - будущий Рим.

Как римская эпопея «Энеида» имела целью подчеркнуть божественном происхождении Рима, прославить потомка Энея, восстановителя римской державы - Августа и играть в сказочных образах мифического прошлого картины современной поэту эпохи.

 

4. Чтение отрывков из поэмы «Энеида»

ЗАПЕВ

(книга, стихи 1-33)

Вооруженного славлю героя, что первый из надмор'їв троянских,

Судьбой гонимый нещадно, на берег ступил итальянский.

Горя он достаточно испытал, суходолами и морем блукавши,

По воле бессмертных богов и мстительной сердцем Юноны,

Бедствия он достаточно испытал в бою, пока город поставил,

Лацію дав пенатів1, а с ними - и латинское племя,

И Альбалонгу2 старую, и стены высокого Рима.

Музо, поведай мне, чем именно прогнівана тяжело,

То покривджена чем, царица богів3 осудила

На бесчисленные труды и несчастье благоговейного духом

Отца и вождя, как богиня - и гневом таким пойнялася!

Город старинное було4 - финикийского народа осада,

Называлось оно Карфаген на лібійському берегу, против

Тібрових гирел, богатое сокровище и рвение военное.

Говорят, юнона его уважала больше всего в мире,

Даже и Самос5 забыв для него; там оружие богини,

Там колесница ее. А на сердце у богини желание,

Чтобы Карфаген этот, как Судьба позволит, был господином народов,

Но прочула она, что от крови троянской племя

Уже вырастает новое, что города разрушит тірійські6.

Появится чел, підкоритель земель, воинственный и гордый,

Сгинет в пожарі могущество лібійська: так випряли парки.

Все то Сатурния знает и кровь еще вспоминает свежую,

Что под стенами Трои лила за любимых аргів7.

Еще не завяли в душе причины скорби и гнева,

Еще, притаївшися, в сердце живут ее и приговор Паріса8 -

Обидное пренебрежение божественной красоты, - и род ненависний9,

И Ганимеда, взятого на небо, почет висока10.

Помня все то, она троянцев, волной битых,-

Все, что осталось от ярости данайців11 и оружия Ахилла,

Не подпускала к краю латинского; долго и горько

Пасерби Судьбы, они всеми проблукала морями.

Столько страдания легла на устои Римского рода!

(Перевод М. Зерова)

Словарная работа (ознакомление с выносками)

Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником

Беседа

• С какой целью подается запев в поэме? (Чтобы сообщить тему сочинения)

• Найдите ключевые фразы, отражающие идею произведения. («Столько страдания легла на устои Римского рода!»)

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

• Почему время правления Октавиана Августа называют золотой?

• Докажите, что эпитафия, написанная Вергилием для себя, правильная:

В Мантуе родился, Калабрией взят. Спочиваю в Партенопеи. Воспел пастбища, села, вождей.

• Расскажите историю происхождения общей названия меценат. Что это слово означает в наше время?

• Какова цель написания поэмы «Энеида»?

• Какую функцию выполняет запев в поэмы Вергилия?

 

V. Домашнее задание

Сравнить запевы в поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея» и в поэме Вергилия «Энеида».

Прочитать отрывок из «Энеиды» «Пророчество Анхиза в Аиде о грядущей славе Рима», подготовить краткий пересказ.

Индивидуальное задание. «Художникам» - создать иллюстрацию к прочитанному отрывку.

 

ПРОРОЧЕСТВО АНХИЗА В АИДЕ О ГРЯДУЩЕЙ СЛАВЕ РИМА

(книга 6, стихи 752-853)

Глянул Эней и, дрогнув на вид, спрашивает у отца:

«Что это за волны дрожат вдали, и что за люди

Вон более гладью летают и луг укрывают зеленый?»

Отвечает Анхіз: «То души, что второй раз суждено

Тело им земное узять. К летейської волны пав,

В водах спасенных ее они пьют забвение долгосрочное.

Хочу уже я давно тебе показать наглядно

Род твой будущий и славных потомков твоих сосчитать,

Чтобы со мною радовался ты, латинского края дойдя...

Сейчас Дарданського рода в будущем суженую славу,

Лучших потомков твоих итальянского племени и крови,

Светлых героев, что наше имя в наследство примут,-

Все я тебе покажу, и ты прочитаешь собственную судьбу...

Видишь того юношу, что, копьем підпираючись, ходит?

Он ближайший к свету. Он первым ростком, на славу

Рода твоего итальянского, войдет в воздух нагорное.

Сильвий имя его будет твое последнее отродье,

Старощів поздних твоих награда. Лавиния-мать

В лесу присмотрит его и на отцовское царство поставит,

И Альбалонгу старую он под скипетр наш завоюет.

Этот вот, ближайший, это А, троянского племени слава;

Нумитор дальше и Капій, и тот, кто тебе напомнит

Именем, честью, набожностью,- Сильвий Эней, когда только

Судьба позволит ему царствовать в городе альбанськім...

Что за юношество, посмотри! Сколько силы в них боевой!

Сколько венков горожанського дуба им лица венчает:

Эти тебе Габії честные осадять, Номент и Фідену;

Те коллатінські стены составят на горных стромовинах,

Болу, Пометію, Куру и Фавна святое городище! -

Названия век гласные на землях, не названных в настоящее время.

Далее за дедом, смотри, сын Марса идет к престолу,

Ромул, что Илия-мать знаменитого кровь Ассарака)

В мир приведет. Посмотри: двое перьев на шлеме у него.

Так, его отец богов на дела назначает большие;

Так, под рукой у него наш Рим величавый окутает

Мощью и властью землю, а духом достигнет до Олимпа,-

Рівняву всю семигорбу единственной взяв стеной,

Благословен потомством героев... Так мать Кібіла

Пышно в короне зубчатой во Фригии идет в колеснице,

Родом божественным гордая, сто внуков себе прижав,

Сотню святых небожителей, что на эфире господствуют.

Сейчас обрати свои глаза, взгляни на этот бесчисленный род.

Все твои римские потомки: здесь Цезарь, здесь Юлиев племя,

Что под небо высокое величественностью своим возвысится,

Вот перед нами и то, что так часто тебе предсказали,-

Август - герой и потомок богов, что снова появить

Возраст золотой у края итальянском, на нивах, где впервые

Щедрый царствовал Сатурн. И войной себе поработит

Он гарамантів и индив, что в землях живут краєсвітних

За годовими кругами, по ту сторону от наших созвездий,

Где небодержець Атлант раскаленные оси держит.

Уже и теперь, памятуя досадное богов предсказания,

С ужасом ждут его меотійці и Каспийские царства,

Ждут и трепещут перед ним берега семигирлого Нила,

Столько земли не сходил ни Геракл в походе преславнім,

Как преследовал лань мідноногу, и лес Еріманта

От кабана спас, и Лернейскую поборював гидру,

Ни победный Ліей, веселым игом виноградным

От верхогір'їв Нізейських гонит побежденных тигров...

Или ты до сих пор колеблешься в подвигах мужество явить?

Или и теперь ты боишься в Авзонських краях поселиться?..

...Другие майстерніш, чем ты, відливатимуть статуи из меди,

Из мрамора тоже, я думаю, будут делать лица живые,

Лучше в судах исходить, лучше далеко от тебя

Вычеркнут сферу небесную и зрение круговое вращение,-

Ты же помни, гражданин римский, как править миром.

Будут искусства твои в мире держать народы,

Милувать истинных подданных и крайне довойовувать гордых».

Так завершает Анхіз и, разбудив в обоих изумления,

Снова говорит: «Посмотри на Марцелла, в панцире идет он,

Как он, победитель, над тлумом всем отличается, гордый.

Кінник, он наше государство, расшатанное в злой суете,

Вновь утвердит, и пунійців погромить, и галла восстания,

Третий раз суперницьку оружие Квірінові в дар уложив».

Тут ему в дело бросается Эней,- заметил вблизи

Он юноши неописуемой красоты в оружии блестящей,

Но с хмурым лицом и зрением, потупленим в землю.

«Кто это, мой отче, тамтого вождя в ходе сопроводит?

Сын или послідущий великого рода потомок?

Как шумит его свита! И достоинство которая в осанке!

Только почему же его грусть и тень укрывают тоскливые?»

С слезами в глазах на тот запрос Анхіз одмовляє медленно:

«Сын, о горе всего народа своего не расспрашивай!

Судьба покажет его на земле, и не даст ему дольше

Жить на свете. Слишком большой римская мощь

Выдалась вам, несмертельные, что нам этот дар забрали.

Сколько розпучливих воплей пошлет к большого города

Поле Мавортове! Почесть которую похоронном зобачиш

Ты, Тіберіне, мимо насыпь новый неся свои воды!

Ни один юноша в троянском роде таких сподіваннів

В предківськім сердце латинськім не возбудит. И Ромула нивы

Не закрасуються второй раз таким порождінням высоким.

Что за набожность и вера прежнее, и что десница,

Неподоланна в бою! О, никто бы не смог у оружия

Выступит против него - пеший соревноваться будет,

Или в замылены ребра острогами даст румакові.

О, злополучный юноша, когда бы свою судьбу сломал ты -

Быть Марцеллом тебе! Полные пригоршней лилий несіте -

Пусть бы раскидал я цвет пурпурный, и бесполезным подарком

Душу внуку утешил, и сбросил бремя неописуемый!»

Так ходили они по обширных долинах подземных

Лугами, полными милл, и пытливо все осматривали.

(Перевод М. Зерова)

_____________________________________________________________________

1 Имеются в виду пенаты - боги-хранители домашнего очага, покровители человека и его труда. их деревянные изображения, которые стояли у костра, стали символом прочности дома, семьи, рода. Перенос троянских пенатов в Лацій (область Центральной Италии с центром в Риме) означает, что Троя нашла в нем свою новую Родину, дом.

2 Альбалонга - древний итальянский город, основателем его был Асканий, сын Энея.

3 Царица богов Юнона.

4 Город старинное было... - имеется в виду Карфаген, основанный в 814 г. до н. э. финикийцами.

5 Самос - остров Самос в Эгейском море - центр культа Юноны.

6 Имеются в виду римляне, победители Карфагена в трех Пунических войнах.

7 В битвах под Троей Юнона (Сатурния, потому что дочь Сатурна) была на стороне греков, которые названы здесь «аргії» (аргів'яни), по названию города Аргоса.

8 Парис - сын царя Трои Приама, избранный судьей в споре о красоте между Юноной, Минервой и Венерой, отдал предпочтение последней.

9 Род ненавистный - род троянских царей, которые происходили от Дардана; к нему принадлежал Эней и Парис.

10 Ганимед - красавец Ганимед был похищен Юпитером и стал его виночерпієм на Олимпе.

11 Данайці - греки, названные так по имени Даная, что переселился из Египта.