И семестр
 
ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ
 
УРОК № 23
Тема. Эсхил как выдающийся древнегреческий драматург
 
Цель: продолжить знакомство с традициями древнегреческого театра; ознакомить со сведениями о жизни и творчестве Эсхила; работать над текстом отрывков из трагедии «Прометей прикованный»; развивать актерские способности; воспитывать интерес к театру как особого вида искусства.
Оборудование: изображение бюста Эсхила, маски, костюмы.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Проверка составленных кроссвордов
(2-3 на доске или взаємоперевірка соседей по парте)
Возможен вариант - кроссворд «Древнегреческие музы» 
По горизонтали:
1) Муза танцев.
2) Муза эпической поэзии.
3) Муза лирической поэзии.
4) Муза истории.
5) Муза гимнов.
6) Муза любовной лирики.
7) Муза астрономии.
8) Муза комедии.
По вертикали:
1) Муза трагедии.
 

 
2. Тест
1) В честь какого бога устраивались первые спектакли в Древней Греции?
а) Зевса;
б) Аполлона;
в) Диониса.
2) Кто был организатором театрального действа?
а) Спонсор;
б) хорег;
в) продюсер.
3) Назовите ведущие жанры древнегреческой драмы.
а) Драма, комедия;
б) трагедия, драма;
в) комедия, трагедия.
4) Как назывался площадка, на которой происходило действие спектакля?
а) Орхестра;
б) скена;
в) парод.
5) Название места, где переодевались актеры:
а) проскепій;
б) скена;
в) параскеній.
6) Специальная обувь на высоких каблуках для актеров.
а) Пытки;
б) котурны;
в) епісодії.
 
II. Изучение нового материала
1. Рассказ ученика-литературоведа о жизни и творчестве Эсхила (525-456 гг. до н. э.).
Эсхил, которого еще называют «отцом трагедии», родился в пригороде Афин и происходил из аристократического рода. Принимал участие в войне греков с Персией, сражался в битвах при Марафоне, Платеях, на острове Саламине. Именно участие в войне с персами больше всего ценил Эсхил в своей жизни, подчеркнув это в собственной эпитафии, в которой - ни слова о его литературную деятельность: «Мужество его помнят рощи Марафона и племя Длинноволосых мидян, в битве познали его».
Эсхил рано начал писать и оставил по себе 90 пьес, из которых до нас дошли только 7: «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Благальниці», «Агамемнон», «Хоефори», «Эвмениды». Последние три составляют единую драму-трилогию, которую называют «Орестея».
Эсхил 13 раз был победителем на драматических турнирах (впервые - в 484 г. до н. э.).
Последние годы драматург провел на Сицилии, куда он выезжал и ранее для постановки своих драм. Там он умер около 456 г. до н. э. и похоронен в городе Геле.
 

 
Эсхил
 
2. Подготовка к восприятию произведения
1) «Прометей прикованный» - самое известное произведение Эсхила. Эта трагедия принадлежала к тетралогии вместе с трагедиями «Прометей вогненосний» и «Освобожденный Прометей», которые, к сожалению, не сохранились.
Тетралогия (здесь) - это 3 трагедии и 1 сатирівська драма, поэты должны были представить на суд жюри на литературном турнире.
2) Вспомните миф о Прометее, перескажите его содержание.
3) Содержание предыдущей сцены.
В первой сцене трагедии изображено наказание Прометея. Исполнители воли Зевса - Власть и Сила - приводят его в Скифию, где Гефест приковывает его к скале.
 
3. Инсценировка отрывка «Жалобы Прометея» (пролог, стихи 88-127)
Ученики-актеры могут подготовить костюмы и маски, которые подчеркнут специфику выполнения древнегреческой драмы.
ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ
ЖАЛОБЫ ПРОМЕТЕЯ
(пролог, стихи 88-127)
Прометей (сам)
88, Эфир божественный! В источники год!
В бистрокрилі ветры и бесчисленного
 
90 Морской волны гомон! Земля, мать всех,
И всевидящий солнца круг, - вас зову я,
Взгляните, что - сам бог - я от богов терплю! 
Мордования долгие тысячи лет
Потерплю я!
Бесчестные которые мне придумал путы 
Блаженных богов новый обладатель.
Ой, горе! Из нынешних и будущих мук 
Я рыдаю... Когда же будет край 
Безбрежном этом стражданню?
 
100 Что говорю я! Грядущее все определенно я 
Предвижу всегда, и неожиданных 
Несчастий нет для меня, - следовательно, легко 
Должен судьбу сносить присужденную:
То - непреодолимая сила Неизбежности.
И как мне молчать и как поведать
О судьбе несчастной?! Дал-ибо смертным я
Почетный дар - за это меня и осужден:
В сухом стебле спрятав, источник огня 
 
110 Я перенес тайно, и людям произошло 
Оно на все искусства их учителем.
Этот-потому что преступление я теперь покутую,
В кандалах свирепых просто неба вися.
Слышать шелест в воздухе.
А! А! А!
Приближается хор Океанид.
Прометей
Но что за шелест и дыхание незримый?
То ли боги? или смертные? или другое что-то?
Кто к бескетів этих на край света пришел 
Гадать на безграничные муки мои?
Взгляните же на узника, бездольного бога,
 
120 На отцевого врага, всем божествам,
Что входжають до Зевса в покои,
Противного тем, что не в меру 
До смертных привязанности имел.
Ой, шелест я снова слышу птичий,
И эфир вокруг звенит От взмахов крыльев легковійних.
И страшит меня все, что поступает.
На крылатой колеснице появляется хор Океанид.
(Перевод Б. Тэна)
 
Вопрос к классу
1) Какая часть драматического произведения называется прологом? (Начальная часть до вступления хора)
2) Какие чувства испытывает Прометей? Почему?
 
4. Работа с текстом
• Найдите в тексте эпитеты.
(Эфир божественный, бистрокрилі ветры, бесчисленное морская волна, бесчестные путы, безбрежное страдания, непреодолимая сила, оковы ярости, дух незримый, бездольный бог, взмахи легковійні)
• Приведите пример аллегории.
(Непреодолимая сила Неизбежности)
 
5. Инсценировка отрывка «Рассказ Прометея о его благодеяниях людям» (епісодій 2, стихи 436-525)
РАССКАЗ ПРОМЕТЕЯ О ЕГО БЛАГОДЕЯНИЯХ ЛЮДЯМ
(епісодій 2, стихи 436-525)
Не думайте, что то с произвола и гордости 
Молчу я,- в груди сердце разрывается,
Когда посмотрю на эту позор свою!
Кто, как не я, новейшим этим божествам 
 
440 Распределил почетной судьбы дары?
Молчу уже, вы знаете и сами об этом,-
Вот о судьбе смертных вы послушайте:
Я же им, детям несмышленым, разум дал,
Я наделил их мудрой розважністю.
 
445 Не для упрека людям это рассказываю,-
Только чтобы силу показать даров моих.
Они раньше и глядя не видели 
И слухавши не слышали, в сонном бреду 
Всю жизнь без просвета блуждая.
 
450 Не знали ни плотничать, ни підсонячних 
Домов из кирпича, а в земле селились,
Словно мошкара моторная, где-то в темноте 
Пещер глубоких, солнцем не озаренных.
И определенной еще не было приметы в них 
 
455 Для холодных зим и весны цветущей,
И золотого лета плодоносного.
Весь труд их был без сознания. Таинственный восток 
И запад зрение небесных объяснил я им.
Из всех наук изобрел самую выдающуюся 
 
460 Науку чисел, еще и письмен сообщения
И творческую дал им память - это праматерь муз! 
И в ига первый уярмив животного я,
Чтобы в тяжелой работе, приневолені,
Людей своими заслонили спинами.
 
465 Я віжколюбних лошадей в колеснице впряг - 
Забагатілих роскоши отделки.
Кто, как не я, для мореплавателей придумал 
Между волн летучие льнянокрилі повозки?
Для смертных все эти орудия я изобрел, 
 
470 Себе же, бездольный, не найду я способа, 
Как из беды своей увільнитися.
Хор
Уже и разум теряешь в позорных мучениях ты! 
Словно плохой врач неопытный,
Что сам заболел, блудиш и грустишь ты,
 
475 Себе самом лекарств не находя.
Прометей
И выслушайте дальше и удивитесь,
Которые я мудрые изобрел умілості 
И искусства,- из них наиболее важные следующие: 
Кто заболел, ни целебного питья 
 
480 С травы-гойниці, ни мастей не зная,
Без помощи загибав лекарственной,-
Я их научил вигойні лекарства смешивать,
Чтобы этим побеждать всякие хвори.
Для них я разные способы предсказания 
 
485 Установил, и первый сны я определил,
Сбываются; разъяснил я значение 
Примет дорожных и тайных высказываний,
И лету хищных, кривопазуристих птиц - 
Которая на доброе или на злое предсказательница;
 
490 Все птичьи выяснил я обычаи -
И как живет каждая из них и чем кормится,
Какая у них вражда и любовь.
Я показал, какими должны внутренности 
У жертвы быть, чтобы богам нравиться,
 
495 Какими - желчи и печенок цвета.
Толстенные бедра попаливши и потроха 
Животных жертвенных, разоблачил перед смертными 
Я потайную вмілість предсказания 
В огнистих знаках, еще никем не виданных.
 
500 все Это от меня. Кто посмеет сказать,
Глубоко под землей скрыты 
Сокровища - железо, медь, серебро и золото -
Он на выгоду людям, а я не нашел?
Никто, кроме тех, кто беззастенчиво хвастает,
 
505 А коротко сказать, то узнайте:
От Прометея - все в людей умілості.
Хор
О смертных не беспокойся сверх меры ты.
И не занедбуй в несчастье сам себя,-
Мы уверены, что, освободившись из оков этих, 
 
510 Ты перед Зевсом мощью не уступишь.
Прометей
Всевластная Судьба приговор не такой дала,-
Еще множество мучения и пыток, еще тысячи 
Я перетерплю, пока из пут этих визволюсь: 
бессильна вмілість перед Неизбежностью.
Хор
515 А кто рулевой той Неизбежности?
Прометей
Три Мойры и всепам'ятні Эринии.
Хор
Неужели сам Зевс им силой уступит?
Прометей
Ему своей судьбы не избежать.
Хор
Разве Кронид не всегда будет царствовать?
Прометей
520 Об этом вам не узнать - не выпытывайте.
Хор
Большое, видно, криєш тайну ты.
Прометей
Обратите на другой язык, - розголошувать 
О это не время, это должен глубже я 
Хоронить, - тайны как сдержу,
 
525 То из позорных мук и оков визволюсь.
(Перевод Б. Тэна)
 
6. Работа с текстом
• Запишите, какие дары сделал Прометей людям.
 

 
• Определите роль хора в этом отрывке.
(Хор сочувствует несчастному Прометею, но и предостерегает:
О смертных не беспокойся сверх меры ты.
И не занедбуй в несчастье сам себя.)
• Расскажите о спасении Прометея (по мифу).
(Прометею известна великая тайна, что касается возможной гибели бессмертного Зевса. Это произошло бы, если бы у него родился сын морской богини Фетиды. Этот парень был бы более сильной от Зевса и стал бы причиной его смерти. Отец богов освобождает Прометея в обмен на раскрытие этой тайны. Геракл освободит титана по приказу Зевса.)
 
III. Итоги урока
• Почему Эсхила называют «отцом трагедии»?
• Определите место трагедии «Прометей закованный» в тетралогии Эсхила.
• В чем секрет популярности образа Прометея?
 
IV. Домашнее задание
Составить сенкан на тему «Прометей». индивидуальное задание
1) «Историкам» подготовить сообщение о «золотом веке» Октавиана Августа.
2) «Литературоведам» подготовить выступление об истории создания поэмы «Энеида».