ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
УРОК № 25
Тема. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения Ш. Бодлера «Вечерняя гармония». Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний в поэзии «Соответствия»
Цель: проанализировать стихи из сборника «Цветы зла», углубить знания учащихся о творчестве Ш. Бодлера, особенности поэтики художника; добиться усвоения понятия «суггестия»; развивать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления, творческие способности; способствовать формированию читательской культуры школьников.
Оборудование: учебник; тексты стихотворений Ш. Бодлера (в переводах на выбор учителя и учащихся); словарь литературоведческих терминов, толковый словарь.
ХОД УРОКА
Одна из самых характерных примет поэзии
Бодлера заключается в органическом сочетании
глубокого и интенсивного лиризма
с пластическим совершенством формы.
Философская идея или драматическое переживание
находят у него удивление полное воплощение в образах,
визуально выразительных до скульптурності
и одновременно поднятых до высоты символа.
Д. Наливайко,
украинский литературовед
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Беседа.
- Дайте определение понятий «символизм», «модернизм».
- Назовите основные признаки символизма.
- Раскройте особенности эстетических взглядов Ш. Бодлера.
- Расскажите о структуре сборника «Цветы зла».
- Какое символическое значение названия сборника «Цветы зла»?
2. Выразительное чтение наизусть поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос».
(Стихотворение декламируют наизусть 3-4 ученика.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФА УРОКА
Двоплановість сборника «Цветы зла»
III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Слово учителя.
Как известно, композиционную особенность структуры сборника «Цветы зла» составляет ее двоплановість. Это касается прежде всего основной части «Сплин и идеал», в которой утверждается божественная природа человека и низость обычной жизни. Поэт стремится взлететь вверх, его «трепетный дух» бежит от «земного болезнетворной гнили», чтобы подняться в «светлую даль», в «тайные сферы». Но ему трудно удержаться на этой высоте. От первой части «Сплина и идеала» к заключительной (стихи «Сплин», «Марево», «Жажда небытия», «Алхимия страдания», «Часы») четко прослеживается нисходящая линия, которая ведет не от «сплина» до «идеала», а наоборот, от «идеала» до «сплина», от Бога - к Сатане.
Цикл «Сплин и идеал», как и в целом вся коллекция - это лирическая драма, где идеалу противостоит не сама действительность, а «сплин» - болезненное душевное состояние, порожденный этой действительностью. Бодлеру удалось заглянуть в бездну человеческого отчаяния и душевного мрака.
2. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера «Вечерняя гармония».
(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе Д. Павлычко (или другом на выбор учителя).)
Вечерняя гармония
Приходит время, когда стебель поет росне,
Словно кадило цвет димує в тишине;
Мелодий дуновения всплывают душистые,
Меланхоличный вальс и обалдения томное!
Словно кадило, цвет димує в тишине,
И сердце скрипки где-то тремкоче стоголосне,
Меланхоличный вальс и обалдения томное,
Как алтарь, небеса высокие и грустные.
И сердце скрипки где-то тремкоче стоголосне,
То сердце, что гроб ненавидит и в сне!
Как алтарь, небеса высокие и смутные,
Упало в кровь свою светило життєносне.
То сердце, что гроб ненавидит и в сне,
Из прошлого берет рассвета високосне,
Упало в кровь свою светило життєносне,
И сияет, как потир*, твое лицо мне.
3. Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызывает у лирического героя вечер? (Вечер вызывает у героя разные чувства и ассоциации. Глубокое впечатление на него производят закат, ночная тишина, буйство трав и деревьев.)
- Как в стихотворении достигается ощущение гармонии? (С помощью сочетания звуков и ароматов, чувств и впечатлений.)
- Проследите за особенностями мелодики. (Стих очень мелодичный. Эта мелодичность обеспечивается повторами, приемами асонансу (частое повторение звуков «о» и «у», передают протяженность мелодии) и аллитерации по (много сонорных звуков «м», «л», «н». Вместе с тем частое повторение «г» вносит ощущение тревоги).)
- Какую роль играет образ меланхолического вальса? (Это мелодия сердца лирического героя - меланхоличная, то есть печальная, несколько возвышенная, но трагическая.)
- Можете ли вы сказать, о чем этот стих? (О невыразимую тоску личности, стремление к гармонии, недостижимость идеала, о жизни и смерти.)
- Какое значение имеет закат, изображенный в конце стихотворения? (Кровавый закат приобретает символическое значение. Он олицетворяет душевные потери, которые всегда сопровождают жизнь человека. Но в последней строке звучит светлая нота: упоминание о любимой «И сияет, как потир, твое лицо мне». Неслучайным является упоминание о потир, ведь любовь приобретает признаков святости. Именно таким и является это чувство.)
- Какой прием использует автор в финале произведения? (Прием синтаксического противопоставления: «Упало в кровь свою светило життєносне, / И сияет, как потир, твое лицо мне».)
4. Слово учителя.
В стихотворении «Вечерняя гармония» чувствуется какая-то недосказанность, незавершенность. И все это происходит в душе лирического героя. Перед нами пример суггестивной лирики.
5. Словарная работа.
Суггестия - внушение, спонтанное проявление эмоций.
Суггестивная лирика - жанровая группа лирических произведений, которая опирается не на логически оформленные связи, а на ассоциации и интонационные оттенки, обращена к эмоциональной сфере читателя. Предметом изображения в сугестивній лирике есть духовная сфера, внутренние конфликты морально-психологического характера.
6. Продолжение слова учителя.
Поэзия «Вечерняя гармония» имеет глубокий подтекст. Стихотворение демонстрирует тезис поэта о том, что настоящее искусство должно быть незавершенным, таинственным. В произведении воедино сливается Красота и Тайна, которые символизируют разные первоисточники. Так автор утверждает гармоничную цельность личности во всех ее чувствах. Подобная цельность является одним из проявлений Идеала, способом утверждения духовного величия человека.
Известный российский поэт-символист В. Брюсов писал: «Два стихотворения Бодлера определяют границы его поэзии, но и поэзии вообще: “Красота” и “Соответствия”. В одном из них поэт преклоняется перед Красотой мира, а в другом - перед его Тайной. Человечество издавна знает эти два направления, два эти идеалы. Античный мир преклонялся перед Красотой, мир христианский - перед Тайной. Борьба этих двух идеалов и составляет всю историю человечества».
7. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера «Соответствия».
(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе М. Драй-Хмары (или другом на выбор учителя).)
Соответствия
Природа - мудрый храм, где ряд живых колонн
Неслышно шепчеться, как вечереет день;
Лесами символов проходит там человек
И встречает приветливый взгляд.
Как верховинских лун глухие, протяжные гуки,
Сливаются в протяжный аккорд и крепкий,
Где все соединилось: и ночь, и день ясный,-
Так сочетаются духи, краски и звуки.
Есть свежие ароматы, как тельца младенцев,
Зеленые, как лука, мягкие, как звук гобоя,
И есть торжественно-развратный аромат -
Дух амбры, ладана, дух пижмы и бензоя,
Что в беспредел ширится, как и сама жизнь,-
В нем экстаза дум, в нем восторг чувства.
8. Анализ стихотворения.
- Можно ли определить тему стихотворения? (Четко ее определить трудно. Ведь в поэзии много таинственного, интуитивного, подсознательного.)
- Какой в этом стихе есть позиция автора? (Автор призывает читателей приобщиться к загадочной и непознанной тайны бытия, ощутить целостность и единство всего сущего. Каждый читатель по-своему может трактовать символы поэзии, ведь они всегда многозначны.)
- Какой в стихотворении предстает природа? («Природа - мудрый храм».)
- В чем заключается особенность изображения мира в поэзии? (В стихотворении много зрительных и чувственных образов. Автор передает звуки и запахи. Читатель «чувствует» запах духов, «дух амбры, ладана, дух пижмы и бензоя», «видит» зеленые луга, леса, бескрайние поля. Каждый должен найти свои «соответствия» и познать смысл бытия.)
- Определите жанр поэзии. (Сонет: 14 строк, два катрены и два терцети. В конце - основная мысль: жизнь многогранна и непознанное.)
9. Работа с эпиграфом.
- Выразительно прочитайте эпиграф к уроку.
- Какие особенности поэтики Ш. Бодлера определил Д. Наливайко? (Органическое сочетание глубокого лиризма, философская насыщенность стиха, символизм образов.)
10. Проблемные вопросы и задачи.
- В чем заключается особенность поэтики Ш. Бодлера?
- Найдите воплощение черт символизма в поэзии Ш. Бодлера.
11. Комментарий учителя.
Основополагающий структурный принцип сборника «Цветы зла» является таким, что соответствует романтическому направлению. Это определяется контрастным противопоставлением поэта, который стремится к идеалу, и жестокого окружающего мира. Доминантами, которые организуют обраВНО-поэтическую структуру сборника, выступают принцип контраста, характерный для романтизма, и символика.
Каждый художественный образ той или иной степени является символом, потому что он не только что-то непосредственно отображает, но и символизирует шире, больше, шире.
Стихи Бодлера часто полны ужасных, гадких, откровенных картин порока, грязи, распущенности («Падаль»). Но если поэзия насыщена образами, которые символизируют общественный и моральный упадок, это не означает, что сама она излучает зло. Наоборот, любое стихотворение Бодлера обязательно несет веру и надежду на лучшее. Об этом свидетельствуют слова самого поэта: «...В эту жестокую книгу я вложил все мое сердце, всю свою нежность, всю мою віру. всю мою ненависть...».
«Цветы зла» - это осуществленный с редкой последовательностью и завершенностью синтез значительного эпохи европейской поэзии эпохи романтизма, и в то же время своеобразный пролог к другой выдающейся поэтической эпохи конца XIX - начала XX века. Поэтому неслучайно Бодлера называют и поздним романтиком и поэтом эпох импрессионизма, и предтечей символизма.
«Цветы зла» повлияли на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера - С. Малларме, А. Рембо. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве австрийского поэта Р.-М. Рильке.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Творческое задание. Ролевая игра.
- Ознакомившись со стихами из сборника «Цветы зла», представьте себя «адвокатом» Ш. Бодлера. Попробуйте «защитить» его на суде.
2. Заключительная беседа.
- Каково ваше личное впечатление от поэзии Ш. Бодлера?
- В чем проявляется особенность композиции сборника «Цветы зла»?
- Каким поэт видит искусство?
- В чем заключается особенность поэтики Бодлера?
- Какие особенности символизма присущи поэзии художника?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить материал о символизме, его эстетические принципы.
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути П. Верлена.
______________________________________________________________
* Потир - чаша, в которой на литургии смешивают вино с водой для причастия.