ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 23

Тема. Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника. Творчество Ф. М. Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях

 

Цель: познакомить с основными вехами жизни и творчества Ф. Достоевского, его мировоззренческими позициями и морально-этическими убеждениями, заинтересовать произведениями писателя; развивать умение воспринимать информацию на слух, лаконично выражать свои мысли по поводу услышанного, навыки работы с книгой; воспитывать гуманизм, целеустремленность, чувство справедливости.

Оснащение: портрет писателя, иллюстрации к биографии, выставка произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Анализ результатов контрольной работы

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Назовите основные принципы реализма, его течения, представителей.

¦ Определите особенности развития русского реализма II половины XIX века; назовите его выдающихся представителей.

¦ Вопросы для любознательных и внимательных: «Чем обусловлен особый путь развития русского реализма XIX ст.?» (Особыми историческими условиями: наличием крепостного права, потом его отменой, реформами, развитием капитализма на десятки лет позже, чем в Западной Европе, и другими факторами.)

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

(Ученики записывают тезисы или конспект по плану:

1) Детство и юношеские годы писателя.

2) Начало литературной деятельности.

3) Кружок М. Петрашевского. Арест.

4) Каторга.

5) После каторги.

6) Последние годы жизни.

7) Эволюция мировоззрения писателя.

8) Обзор творчества.)

Детство будущего писателя было нелегким. Родился он в семье отставного военного врача 1821 года в Москве. Отец был человеком несдержанным, грубым, скупым, к тому же пил. Поддерживала семерых детей добрая, религиозная, хозяйственная мать, которая прожила недолго.

По воле отца Федор поступил в Главного военно-инженерного училища в Петербурге, хотя призвания к военному делу не чувствовал. В этом учебном заведении преподавали не только технические и военные дисциплины, но и французский язык, живопись, историю, литературу. Студенты серьеВНО, профессионально занимались литературным трудом, читали произведения зарубежных авторов разных языках и обсуждали прочитанное.

В 1839 году Достоевского потрясло известие о трагической гибели отца, которого убили крестьяне. Видимо, именно это и вызвало болезнь Федора - эпилепсией.

После окончания училища (1843) Достоевский стал офицером и получил назначение к инженерному корпусу. Но служба интересовала его мало, он ушел в отставку, решив посвятить себя литературному труду. Одним дыханием он переводит «Эжени Гранде» О. де Бальзака, а потом пишет собственное произведение - повесть в письмах «Бедные люди». Критики искренне приветствовали новый литературный талант. В течение следующих трех лет (1846-1849) появляются повести Достоевского «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Молодой писатель знакомится с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым и другими художниками и критиками. Но его внимание в своих произведениях к человеку, сложности ее судьбы, непредсказуемости его поступков, тайных предчувствий, психологических загадок вызвали критические отзывы, которые он болезненно переживал.

В 1847 году Достоевский сближается с Михаилом Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, который пропагандировал идеи утопического социализма Фурье. На собрании кружка говорили о переустройстве общества, о необходимости отмены крепостного права, даже путем восстания. Кружок разоблачили, а его участников, среди них и Достоевского, арестовали. Приговор суда - смертная казнь. 22 декабря 1849 года группу молодых петрашевцев вывели на одну из петербургских площадей, где стояли солдаты с ружьями наготове. Осужденным завязали глаза. Потянулись страшные минуты ожидания. Вдруг - стук лошадиных копыт, солдатам дают команду: «Вольно!» Адъютант царя объявляет, что император помиловал мятежников и заменил смертную казнь четырьмя годами каторжных работ, а после этого - солдатской службой.

Шестнадцать суток в сорокаградусный мороз на открытых санях везли петрашевцев до Западной Сибири. Там, в Тобольске, их посетили жены декабристов, которые еще двадцать лет назад поехали на каторгу, чтобы поддержать своих мужчин. Мужественные женщины подарили Достоевскому Евангелие, которое тот свято хранил всю жизнь.

Условия пребывания в тобольському остроге были ужасными: писателю пришлось спать на общих нарах с убийцами и ворами, работать по колено в холодной воде. Не легче были условия в омском остроге и на солдатской службе в Семипалатинске.

Через несколько лет Достоевский получил офицерский чин, влюбился и женился. Новый царь Александр II разрешил петрашевцям вернуться в столицу.

Свои воспоминания о каторге писатель изложил в произведении «Записки из Мертвого дома». «Не знаю лучшей книги изо всей новой литературы, включая Пушкина,- восторженно отозвался Лев Толстой.- Взгляд искренний, естественный и христианский».

С 1861 года Достоевский вместе со своим братом Михаилом издает в Петербурге журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». В это время он определяет собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля. Его идеи - это своеобразный русский вариант христианского социализма.

В 1862 году Достоевский совершил путешествие по Западной Европе, которая укрепила его во мнении, что необходимо бороться со вселенским злом, которое все больше завоевывает душу человека. Он начинает писать один из ключевых своих произведений - роман «Преступление и наказание».

Следующие годы приносят Федору Михайловичу и литературную славу, и большие душевные испытания: потерю жены, банкротство, долги. Ему пришлось даже продать свои еще не написанные романы.

Во время работы над повестью «Игрок» Достоевского помогает стенографистка Анна Сниткина, которая стала для писателя помощницей, а впоследствии - женой и другом. За долги семье Достоевских пришлось около пяти лет находиться за границей. Там были созданы романы «Идиот» и «Бесы».

Достоевский постоянно работал, практически не вставая из-за письменного стола. Наконец он мог свободно творить, его творчество было признано выдающимся достижением мировой литературы, он имел семейный уют на даче блиВНОвгорода. Но болезни победили, и в 1881 году писателя не стало.

Литературоведы отмечают, что на протяжении творческого пути мировоззрение Достоевского менялся, и это отразилось в его произведениях. В раннем периоде (1840-е гг.) он испытывал влияние романтизма и сентиментализма, перешел от традиций натуральной школы к углубленному психологизма. Второй период (1850-1860-е гг.) - переходный (шіллерівський) - разочарование в идеях социалистической утопии, приход к антигероя, героя-бунтаря. Третий период (последние 15 лет) - это расцвет творчества, когда писатель отказался от крайних, открыто революционных форм борьбы, утвердился в своих религиоВНО-нравственных убеждениях.

 

image10

 

Федор Достоевский

 

2. Работа в парах

Уточнения, дополнения записей. Озвучивание работ (1-2 ученика)

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Ассоциативный диктант

¦ Запишите черты характера, что, по вашему мнению, присущи Ф. Достоевскому: талантливость, гуманизм, пассивность, резкость, религиоВНОсть, высокая нравственность, трудолюбие, непрактичность, расточительность, патриотизм.

 

VII. Домашнее задание

Повторить биографию писателя, определить эволюцию его мировоззрения и творчества. Прочитать роман «Преступление и наказание».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Достоевский для меня.

• Меня поразило.

• Если сравнить молодежь нашего времени с молодежью суток Достоевского, то...