I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 23
Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Авторская оценка героев произведения
Цель: помочь учащимся воспринять большой по объему произведение целостно, выяснить его идейно-художественные особенности; развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения, обраВНОе и логическое мышление; воспитывать силу воли, целеустремленность, верность в дружбе, человечности.
Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, образы-персонажи произведения, композиция.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Продолжается наше путешествие вместе с маленькой Гердой, которая разыскивает своего друга Кая. Мы видим, что на пути девочки встречаются нехорошие, эгоистичные герои и доброжелательные существа, всегда готовы помочь, посочувствовать другому. Активное участие в судьбе детей берет даже природа: солнечные лучи и ласточка убеждают Герду, что Кай жив, розы напоминают девочке о ее обязанность; крук и его невеста помогают встретиться с принцем и королівною; осенний сад грустит, предвкушая, как трудно Герде будет достичь цели.
Интересно, сможет ли маленькая девочка победить сильную, умную Снежную королеву? И чему может научить эта сказка нас, людей ХХІ века? Об этом и будет наш разговор на сегодняшнем уроке.
II. объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Мини-викторина
Отгадайте, кого или что описывает автор.
«...Она приплыла к большому вишневому саду, в котором стоял маленький домик под соломенной крышей с причудливыми красными и голубыми окошками». (Жилье бабушки-волшебницы)
«Из хижины, опираясь на палку, вышла... в большой соломенной шляпе, на котором были нарисованы великолепные цветы». (Бабушка-волшебница)
«...Бабушка золотым гребешком расчесывала ей волосы, что кучерявилось и я была окружена золотым сиянием ее личико - приветливое, милое, кругленькое и розовое, как роза». (Портрет Герды)
«Как холодно и сыро было вокруг! Туман крупными каплями садился на пожелтевшие листья и, словно дождь, стекал на землю. Листья опадали и опадали. Только терн стоял обильно покрытый ягодами, но какие же они были терпкие!» (Природу, когда Герда сбежала от волшебницы)
«Ее свод напоминал верхушку огромной пальмы с драгоценными хрустальным листьями. Из самой середины потолка спускалась толстая золотая стебель, на котором висели две кроватки, имели форму лилии». (Спальню королевны)
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Комментируемое чтение пятого, шестого и седьмого рассказов сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева»
2. Словарная работа
Своевольная - человек, который делает, что захочет; жестокая;
приштрикнуть - зарежут ножом;
порешу - убью;
бульдоги - порода собак;
ветчина - сало с мясом;
ґиґнути - погибнуть;
выметайся - беги, быстро выходи;
свиток - свернутый в трубочку бумагу (или ткань);
не иметь понятия - не знать, не думать;
отпуск - документ, удостоверяющий личную свободу человека;
підострожила - ударил острогой, подогнала, чтобы ехал или бежал быстрее.
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера
• Что больше всего поразило вас в прочитанном? Почему?
• Докажите, что маленькая разбойница была жестокой, грубой, каприВНОй.
• Почему маленькая разбойница решила помочь Герде?
• Найдите в шестом рассказе слова, которые объясняют, почему финка отказалась добавлять силы Герде и в чем сила девочки, прокомментируйте их.
• Кто помог Герде преодолеть снежинок - передовые ряды войска Снежной королевы - и почему?
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Разгадайте кроссворд, в котором ключевым будет слово составлял Кай во дворце Снежной королевы.
1. Одна из главных героинь сказки Г. К. Андерсена. (Снежная королева)
2. «Своевольная и дикая» девочка. (Разбойница)
3. Первая ценная вещь, которую Герда отдала, чтобы спасти Кая. (Башмачки)
4. Мудрая женщина, которая сказала, что Герда такая сильная, что ей подчиняются и люди, и животные». (Финка)
5. Воин Снежной королевы, ее верные слуги. (Снежинки)
6. Вещь, которая превратила горячее сердце Кая на ледяное. (Заноза)
7. Вещь, которую лапландка использовала как бумага для письма. (Рыбина - треска)
8. Герой, который очень любил свой родной край и мечтал о нем в плену у маленькой разбойницы. (Олень)
(Можно сделать кроссворд «наоборот»: написать ответы, чтобы учащиеся придумали к ним вопросы.)
VI. Домашнее задание
Выразительно читать с пятого по седьмое рассказы, пересказывать их от имени разных персонажей, характеризовать героев сказки.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Я рада (рад), что...
• Мне грустно, потому что...
• Сказка заставила меня задуматься над тем,...