ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 23

Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Авторская оценка героев произведения

 

Цель: помочь учащимся воспринять большой по объему произведение целостно, выяснить его идейно-художественные особенности; развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения, обраВНОе и логическое мышление; воспитывать силу воли, целеустремленность, верность в дружбе, человечности.

Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, образы-персонажи произведения, композиция.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Продолжается наше путешествие вместе с маленькой Гердой, которая разыскивает своего друга Кая. Мы видим, что на пути девочки встречаются нехорошие, эгоистичные герои и доброжелательные существа, всегда готовы помочь, посочувствовать другому. Активное участие в судьбе детей берет даже природа: солнечные лучи и ласточка убеждают Герду, что Кай жив, розы напоминают девочке о ее обязанность; крук и его невеста помогают встретиться с принцем и королівною; осенний сад грустит, предвкушая, как трудно Герде будет достичь цели.

Интересно, сможет ли маленькая девочка победить сильную, умную Снежную королеву? И чему может научить эта сказка нас, людей ХХІ века? Об этом и будет наш разговор на сегодняшнем уроке.

 

II. объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

Мини-викторина

Отгадайте, кого или что описывает автор.

«...Она приплыла к большому вишневому саду, в котором стоял маленький домик под соломенной крышей с причудливыми красными и голубыми окошками». (Жилье бабушки-волшебницы)

«Из хижины, опираясь на палку, вышла... в большой соломенной шляпе, на котором были нарисованы великолепные цветы». (Бабушка-волшебница)

«...Бабушка золотым гребешком расчесывала ей волосы, что кучерявилось и я была окружена золотым сиянием ее личико - приветливое, милое, кругленькое и розовое, как роза». (Портрет Герды)

«Как холодно и сыро было вокруг! Туман крупными каплями садился на пожелтевшие листья и, словно дождь, стекал на землю. Листья опадали и опадали. Только терн стоял обильно покрытый ягодами, но какие же они были терпкие!» (Природу, когда Герда сбежала от волшебницы)

«Ее свод напоминал верхушку огромной пальмы с драгоценными хрустальным листьями. Из самой середины потолка спускалась толстая золотая стебель, на котором висели две кроватки, имели форму лилии». (Спальню королевны)

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Комментируемое чтение пятого, шестого и седьмого рассказов сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева»

 

2. Словарная работа

Своевольная - человек, который делает, что захочет; жестокая;

приштрикнуть - зарежут ножом;

порешу - убью;

бульдоги - порода собак;

ветчина - сало с мясом;

ґиґнути - погибнуть;

выметайся - беги, быстро выходи;

свиток - свернутый в трубочку бумагу (или ткань);

не иметь понятия - не знать, не думать;

отпуск - документ, удостоверяющий личную свободу человека;

підострожила - ударил острогой, подогнала, чтобы ехал или бежал быстрее.

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера

• Что больше всего поразило вас в прочитанном? Почему?

• Докажите, что маленькая разбойница была жестокой, грубой, каприВНОй.

• Почему маленькая разбойница решила помочь Герде?

• Найдите в шестом рассказе слова, которые объясняют, почему финка отказалась добавлять силы Герде и в чем сила девочки, прокомментируйте их.

• Кто помог Герде преодолеть снежинок - передовые ряды войска Снежной королевы - и почему?

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Разгадайте кроссворд, в котором ключевым будет слово составлял Кай во дворце Снежной королевы.

 

 

1. Одна из главных героинь сказки Г. К. Андерсена. (Снежная королева)

2. «Своевольная и дикая» девочка. (Разбойница)

3. Первая ценная вещь, которую Герда отдала, чтобы спасти Кая. (Башмачки)

4. Мудрая женщина, которая сказала, что Герда такая сильная, что ей подчиняются и люди, и животные». (Финка)

5. Воин Снежной королевы, ее верные слуги. (Снежинки)

6. Вещь, которая превратила горячее сердце Кая на ледяное. (Заноза)

7. Вещь, которую лапландка использовала как бумага для письма. (Рыбина - треска)

8. Герой, который очень любил свой родной край и мечтал о нем в плену у маленькой разбойницы. (Олень)

(Можно сделать кроссворд «наоборот»: написать ответы, чтобы учащиеся придумали к ним вопросы.)

 

VI. Домашнее задание

Выразительно читать с пятого по седьмое рассказы, пересказывать их от имени разных персонажей, характеризовать героев сказки.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Я рада (рад), что...

• Мне грустно, потому что...

• Сказка заставила меня задуматься над тем,...