ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 22

Тема. Древнегреческий театр и его особенности

 

Цель: ознакомить с особенностями возникновения, устройства и функционирования древнегреческого театра; способствовать осознанию того, что древнегреческий театр был важным средством воспитания широчайших масс народа; развивать внимательность, любознательность, актерские способности учащихся; воспитывать уважение к театральному искусству и античной культуры.

Оборудование: план обустройства древнегреческого театра; изображение театра в Приєні, руины театра Диониса в Афинах.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Помните ли вы, как назвал Платон поэтессу Сапфо? Так, десятой музой. А знаете ли вы, какие были 9 муз, что существовали в древнегреческой мифологии?

(От Зевса и Мнемосіни, богини памяти, родилось 9 муз, покровительниц различных видов искусства и науки:

Мельпомена - муза трагедии,

Клио - муза истории,

Талия - муза комедии,

Эвтерпа - муза лирической поэзии,

Эрато - муза любовной лирики,

Терпсихора - муза танцев,

Полигимния - муза гимнов,

Каллиопа - муза эпической поэзии,

Урания - муза астрономии.)

В современном языке в переносном значении муза - вдохновение, творчество.

 

II. Изучение нового материала

1. Вспомните известные вам драматические жанры и их определения

 

image37

 

Драма - это один из видов драматических жанров, что изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами.

Трагедия - драматический жанр, в основу которого положен очень острый и непримиримый общественный конфликт, который часто завершается смертью героя или героев.

Комедия - драматический жанр, что высмеивает негативные общественные явления, человеческие пороки.

В Древней Греции зародились и получили полное развитие комедия и трагедия. Драма сатиров не играла значительной роли в развитии древнегреческого театра.

 

2. Инсценировка

Выступление Мельпомены и Талии с рассказом о древнегреческий театр.

Ученицы, исполняющих эти роли, заранее подготовленные и могут иметь костюмы, характерные для древнегреческой трагедии.

Мельпомену изображали высокой женщиной на котурнах, в венке из виноградных листьев, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой.

Талия выглядела как девушка в легком одеянии со скипетром или пастушеской палкой в правой руке, с плющевым венком на голове.

 

image38

 

Театр в древнегреческом полисе Эфес (Малая Азия) вмещал сто тысяч зрителей

 

Мельпомена. Поздравляем вас, юные друзья, поклонники театра!

Талия. Здравствуйте, юные, веселые, безрассудные ребята и девочки!

Мельпомена. Сегодня мы пришли к вам не случайно. А вот догадались ли вы, кто мы такие?

(Ответы учащихся.)

Талия. А знаете ли вы, почему мы так выглядим?

(Предположения учащихся относительно одежды и атрибутов муз.)

Мельпомена. Итак, если ученики школы так хорошо знают о нас, муз, пожалуй, можно рассказать им и о более серьезных вещах.

Талия. И о интереснее! И об веселее!

Мельпомена. Мы расскажем вам о возникновения древнегреческого театра, о его устройстве, о том, как происходили представления.

Талия. А все начиналось с праздника! Любимый бог древних греков Дионис постоянно нуждался праздников, развлечений, веселья. А древние греки умели веселиться. Трижды в год они устраивали праздники в честь бога Диониса: в декабре («Малые Дионисии»), в январе-феврале («Ленеї») и в марте-апреле («Великие Дионисии»). Но драмы ставились только во время «Великих Дионисий» и «Леней». Первая постановка состоялась 534 г. до н. э.

Мельпомена. Театр в жизни древних греков играл значительную роль. Во время постановок спектаклей прекращалась жизнь города, и все граждане не только с большим удовольствием шли к театру, но и считали это своим долгом. Если у бедных не хватало денег на билеты, они получали специальную помощь - субсидию.

Талия. Как же было организовано праздник? Руководителем действа, к которому готовились заранее, был хорег - обеспеченный гражданин города, от щедрости которого зависела великолепие постановки и ее успех. Выбор хора и актеров тоже был его обязанностью.

Мельпомена. Постановки пьес происходили в рамках соревнования между тремя поэтами, которые сначала выступали также в роли музыканта и балетмейстера. В Афинах, например, жюри состояло из 10 граждан, по одному представителю из каждого афинского округа. Именно жюри определяло победителя, имя которого увічнювалося на мраморных табличках. Другие участники тоже получали награды, но победителем считался лишь один из трех поэтов.

Талия. Как выглядел театр древних греков?

Одно из важнейших отличий древнегреческого театра от современного заключается в том, что игра проходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения были связаны также и с огромными размерами греческих театров, которые значительно превышали размеры даже самых современных театров. Например, афинский театр мог вместить 17 тысяч человек, а театр города Мегалополя в Аркадии - 44 тысячи зрителей.

В Афинах спектакля сначала происходили на одном из городских площадей, где для зрителей были сооружены деревянные помосты. После того, как они однажды развалились во время игры, с этой целью начал использоваться южный скалистый склон Акрополя, к которому прикреплялись деревянные сиденья.

Мельпомена. Обратите внимание на план театра.

Основная часть театра - орхестра (площадка перед сценой, где играли актеры), где размещался хор и жертвенник богу Дионису; театр (место для зрителей), где в первом ряду было расположено место для жреца бога Диониса; скена (постройка, расположенная позади орхестры, где переодевались актеры).

В начале V в. до н. э. деревянные скамьи были заменены каменными. Орхестра, на которой располагались хор и актеры, приобрела форму подковы. В эллинские времена актеры уже играли на высокой каменной эстраде - проскенії.

 

План греческого театра классической эпохи

 

 

Талия. Какими были актеры древнего театра? Сначала главной фигурой действа был хор, состоявший из 12-15 человек. В песнях хора осуждались или хвастались деяния героев. Примерно с VI в. до н. э. из хора выделился драматический актер, во времена Эсхила актеров стало уже двое, а Софокл ввел еще и третьего артиста.

Мельпомена. Все роли исполняли только мужчины. Актеры должны были не только хорошо проговаривать слова пьесы, но и петь и танцевать. Актеры носили на лице маски, которые менялись не только во время смены роли, а даже во время исполнения одной роли, если герой находился под влиянием разных чувств. Необходимость сохранения маски была обусловлена огромными размерами греческого театра, ведь мимику актера было бы плохо видно зрителю. Чтобы увеличить свой рост, актеры носили обувь на высокой подошве - котурны. Одежда трагических актеров был необычайно пышным, украшенным раВНОцветными вышивками. Актеры комедии были одеты обычно.

 

3. Работа в группах

Задача: проработать представленный материал, подготовить выступление за ним.

Карточка № 1

Заимствования классицизма с античного театра

Антрактов (в современном понимании этого слова) в древнегреческом театре не было. Игра происходила без перерыва, и хор почти никогда не оставлял места игры во время действия. При этих условиях изменение действия в середине пьесы или растяжения ее на долгое время предопределяли бы нарушение сценического действия. Поэтому стало привычным, что действие трагедии происходит в одном месте и не превышает длительности одного дня. Эти особенности построения греческой трагедии получили в XVI в. название «единства места» и «единства времени». Поэтика французского классицизма придавала большого значения «єдностям» и считала их основным драматургическим принципом.

 

Карточка № 2

Ведущие жанры древнегреческой драмы

В течение V-IV вв. до н. э. драма в двух ее жанровых раВНОвидностях - трагедия и комедия - стала ведущим родом словесности. Трагедия своим главным источником имела хоровую лирику, в частности дифирамб. Он возникает после появления актера, что выделяется из хора. Драматический элемент усиливается, когда появляется второй актер. Таким образом создается возможность изображения конфликта противоположных сил, что составляет основу драмы, то есть действия. Впервые второй актер был введен Эсхилом, за которым закрепилось имя «отца трагедии».

 

Карточка № 3

Особенности древнегреческой комедии

Комедия в Древней Греции получила официальное признание значительно позже, чем трагедия.

• Древняя комедия, в основном политическая и обличительная, превратила фольклорные «насмешливые» песни на оружие политической сатиры и идеологической критики.

• В комедии сохранялась неограниченная свобода в произнесении личной насмешки над отдельными гражданами с откровенным названием их имен.

• Образы комедии - карикатурные, обобщенные, а не индивидуальные.

• Сюжет имеет фантастический характер, несоответствие действительности которого и вызывает комический эффект.

 

Карточка № 4

Построение древнегреческой драмы

Своеобразным является не только выполнение древнегреческой драмы, но и само ее построение. Песни хора распределяют ее на части. Начальная часть до вступления хора называется прологом; песня, которую поет хор,- парод; дальнейшие диалогические части называются епісодіями; хоровые партии между двумя епісодіями - это стасими, то есть стоящие песни, поскольку выполнялись они хором стоя.

Поскольку греческая драма возникла из песен хора, то хор сначала был ее главной и необходимой принадлежностью. Сочетая в себе декламацию, пение, танцы и музыку, она в чем-то напоминала современную оперу, но своеобраВНОго характера ей оказывали обстановка, одежда и игра актеров, торжественная речь действующих лиц, насыщенная художественными образами.

 

III. Обобщение и систематизация изученного

• Назовите имена муз комедии и трагедии.

• В честь какого бога устраивались первые спектакли?

• Как организовывалась демонстрация спектаклей?

• Расскажите об устройстве греческого театра.

• Чем отличается древнегреческий театр от современного?

• Какими были актеры греческого театра?

• Назовите ведущие жанры древнегреческой драмы.

 

IV. Домашнее задание

Изучить конспект, составив кроссворд по данной теме.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Эсхила.

Инсценировать 2 отрывки из пьесы Эсхила «Прометей прикованный».