ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 24

Тема. Ш. Бодлер. Жизненный и творческий путь писателя. Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и его сборник «Цветы зла». Традиционность и своеобразие решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии «Альбатрос»

 

Цель: ознакомить учащихся с особенностями развития французской поэзии второй половины XIX ст.; рассмотреть творчество Бодлера как одного из зачинателей символизма; усвоить понятие «символ», «символизм», «импрессионизм», «натурализм», «неоромантизм»; углублять навыки самостоятельной работы с научной литературой, анализа поэтического произведения, выразительного чтения; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать расширению кругозора школьников; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: учебник; портрет Ш. Бодлера; сборник «Цветы зла» (в переводах на выбор учителя); словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

Истинность искусства - в выражении истинных чувств,

в то же время пылких и печальных, меланхоличных и сладких.

Ш. Бодлер

 

Он искал свою природу, то есть свой характер,

но оказалось, что он лишь наблюдал за

долгим и однообразным чередованием собственных настроений.

Жан-Поль Сартр,

французский писатель

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

- Вспомните, что такое декаданс?

- Каковы основные принципы поэтики художников парнаської школы?

- Назовите принцип, что для представителей группы «Парнас» был главным? (Принцип Красоты.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФА УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Как известно, в конце XIX века писатели активно искали пути обновления литературы. Реализм и натурализм, что тогда существовали, уже не удовлетворяли потребности художников, которые пытались осуществить прорыв от серой обыденности в мир, где царит гармония и красота. Писатели мечтали о произведения, которые отражали бы не конкретные предметы и жизни людей, а духовное бытие, собственное мнение, имеет особые законы. Эти стремления нашли воплощение в теории и практике одной из литературных течений модернизма - символизме, который возник и ярко развился во французской поэзии, оказав большое влияние на всю мировую литературу. Вместе с символизмом в литературе того времени существовали реализм, модернизм, натурализм, импрессионизм, неоромантизм.

 

2. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментарий учителя.

- Найдите определения понятий «реализм», «модернизм», «неоромантизм», «натурализм», «импрессионизм».

(Реализм (лат. rеаlиs - вещественный, действительный) - литературно-художественное направление, которое заключается во всестороннем отражении взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование личности.

Модернизм (фр. modern - современный, новейший) - общее название новых литературно-художественных течений нереалистичного направления конца XIX - начала XX вв., что возникли как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.

Неоромантизм (от греч. ???? - молодой, новый и фр. romantisme) - условное название эстетических тенденций, возникших в литературе на рубеже XIX-XX вв. Течение раннего модернизма. На эстетику неоромантизма оказали влияние философские концепции А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, научные открытия. Фрейда, взаимодействие с реалистическими тенденциями.

Как и предшественники, представители романтизма XX века. - неоромантики отрицали прозу «обывательской» жизни. Они воспевали мужество, подвиг, романтику приключений, часто выбирая фоном для своих сюжетов экзотические страны. Характерный неоромантичний герой - незаурядная сильная личность, нередко наделена чертами «сверхчеловека», изгнанник, что противостоит общественному большинству, искатель романтики и приключений.

Сюжету неоромантической произведения присущи напряженность, элементы опасности, борьбы, или таинственные сверхъестественные события.

Неоромантические признаки прослеживаются в следующих авторов: Д. Конрад, Г. Киплинг, Р. Л. Стивенсон, А. Конан Дойл, Э. Л. Войнич, Г. Ибсен, Джек Лондон, Максим Горький, Ю. Яновский, А. Кобылянская, Леся Украина, А. Олесь, М. Вороной, М. Волновой.

Натурализм (фр. nаturalisme, лат. nаturа - природа) - литературно-художественное направление, возникшее во Франции в 70-е годы XIX в. и в 80-90-е годы охватил литературу Западной Европы и США. Определяется об'єктивістським, фотографическим изображением действительности, трактовкой причинной обусловленности человеческого характера биологическими, наследственными факторами и социально-материальным средой. Представителями натурализма является Е. Золя, братья Ж. и Э. Гонкури, в определенной степени Ги де Мопассан, Г. Гауптман, Г. Ибсен и др. В живописи черты натурализма можно найти в картинах Е. Мане, К. Моне, Г. Курбе и др.

Программу натурализма изложил Е. Золя в книге «Экспериментальный роман» (1880) и «Романисты-натуралисты» (1881).

Натуралистическая художественная система опиралась на позитивистскую философию О. Конта и методы биологических наук.

Натуралисты пытались сделать искусство именно таким, как наука. Их произведения стали «клиническим» документом, историей наследственной болезни, протоколом судебной экспертизы. Социальная роль человека трактовалась натуралистами как жестко детерминированная (рабочие, прачки, солдаты, врачи были среднеарифметическими величинами и всегда должны быть жертвами и мятежниками). Натурализм закладывался на попытке доказать условность искусства, стремлении превратить художественное произведение на точную копию факта. Важное значение художники этого направления придавали описания. В статье «О романе» (1888) Е. Золя проблемам описания посвятил целый раздел.

Сложность натурализма заключалась в том, что он, с одной стороны, демократизував искусство, расширял его тематику, показывая все новые плоскости жизни, а с другой - несколько терял в эстетическом плане, не хватало ему и широких обобщений.

В Украине натурализм не нашел широкого распространения, хотя и имел некоторое влияние на художественные искания И. Франка, который в своих литературно-критических работах исследовал систему натурализма («Власть земли в современном романе» (1891), «Эмиль Золя и его жизнь и писания» (1898) и др. Леся Украинка указывала, что за правдой факта натуралисты не видели обобщенной художественной правды и находились под гипнозом факта, их поэтика - «искать фактической правды и на ней все строить».)

Импрессионизм (фр. иmгression - впечатление) - течение раннего модернизма, которая отмечается ушляхетненим, изящным движением личностных впечатлений и наблюдений, изменчивых ощущений и переживаний.)

 

3. Лекция учителя.

Особенности символизма и его основные признаки

Как литературное течение символизм сформировался во французской поэзии 70-80-х годов XIX века и развивался вплоть до начала XX в.

Символизм (гр. sвmbolon - знак, символ, признак) - одно из течений раннего модернизма, в которой вместо художественного образа, который воспроизводит определенное явление, применяется художественный символ является знаком меняющегося «жизнь души» и поиска «вечной Истины».

Термин предложил французский поэт Ж. Мореас в статье «Символизм» (1886). Доминирующим признаком новой тенденции он считал проявление «скрытой близости до первоначальных идей», подчеркивая, что искусство стремится воплотить идею в чувственную форму, превратить первичные эмоции на линии, цветные пятна, звуки, которым придается символическое значение.

Символисты считали, что сущность мира нельзя познать с помощью рационалистических средств, потому что она доступна лишь интуиции и раскрывается только на ірраціональній основе - через намек, озарение.

Признаки символизма:

- поэт - божество, создатель загадочного мира символов и аллегорий;

- приоритет творческой интуиции, которая рассматривалась как мистическое прозрение;

- противопоставление реальности мира духовного, вечных идей и символов;

- стремление приблизиться к непознанной тайны, Вечности, Смысла всего сущего;

- в центре произведения - художественный символ (знак скрытых процессов, происходящих в человеческой душе, отражение нелегких поисков Истины);

- Красота - это Истина и форма Бога;

- внушаемость письма (намеки, внушение смыслов);

- сложный метафоризм;

- метаязык;

- музыкальность;

- абстрактность образов;

- изысканность, благородство лирики;

- попытка выразить невыразимое.

Идеи французских символистов сказались на творчестве украинских писателей: М. Вороного, Александра Олеся, Д. Зашумела, Бы. Лепкого, П. Тычины и др.

Французские символисты сделали важный шаг в развитии искусства, открывая путь к модернизму. Их поэзия отличается высоким содержанием и совершенством эстетической формы.

 

4. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Ш. Бодлера

Шарль-Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, Франсуа Бодлер, происходил из крестьян, но в эпоху Наполеона стал сенатором. Когда родился сын ему было 62 года, а жене, Каролине, всего 27. Франсуа Бодлер, был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, вместе они посещали музеи и галереи. Отец знакомил Шарля-Пьера со своими друзьями-художниками. И когда мальчику было шесть лет, папа умер. Через год мать вышла замуж за генерала Жака Опека. Отношения с отчимом у Шарля не сложились. Замужество матери повлекло тяжелую психическую травму, связанную скорее не с ранним сиротством, а с «предательством» матери (именно так Шарль воспринимал этот ее поступок). Поэтому в период отрочества юноша шокировал родителей своим поведением.

Впрочем, мысль об отчиме как о жестоком человеке была ошибочной. Он действительно имел талант к военной карьеры, административной деятельности, был Великим командором ордена Почетного легиона. И вместе с тем Ожог разбирался в искусстве и позже Шарль Бодлер в своих письмах неоднократно делился с ним своими творческими планами, называя «папой». Хотя в детстве парня очень раздражало то, что Ожог ограничивал его мятежную натуру, пытаясь побороть склонность пасынка к непродуманным поступкам. Это обижало Шарля, но в действительности для такого поведения отчима были основания.

Бодлер сквозь всю жизнь пронес светлое чувство к матери. Он всегда писал ей нежные письма, особенно после смерти Опека, заботился о ее здоровье, делился с ней творческими планами, жалел, что не может помочь материально. Бодлера называли «проклятым» поэтом, но он говорил, что не хочет быть проклятым своей матерью.

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья перебралась в Лион, где мальчик начал посещать пансион. Там случилось происшествие, которое изменило жизнь Шарля. Однажды к нему попала записка, что компрометировала его товарища. По требованию преподавателя отдать записку Шарль порвал ее и проглотил. Когда его позвали к директору, он отказался пересказать содержание записки и заявил, что отдает предпочтение любой карие перед предательством. За этот поступок Шарля исключили из пансиона, и ему пришлось учиться в другом заведении - колледже Людовика Великого. Шарль закончил его в 1840 году, получил степень бакалавра и наконец почувствовал себя свободным. Юноша отказался продолжать учебу и решил стать поэтом.

В мае 1841 года родители пытались отвлечь Шарля от плохого влияния богемного круга, отправили его на о. Маврикий в Индийском океане, что юноша воспринял как наказание. На острове Шарль должен был работать учителем, но через год он вернулся во Францию.

1848 Бодлер участвовал в революции, которую воспринял с восторгом, стал в ряды участников баррикадных боев. В дневнике «Мое обнаженное сердце» он так вспоминает о себе 27-летнего: «Мое опьянение от 1848 года. Какова была природа этого опьянения? Жажда мести. Естественное удовольствие от разрушения. Литературное опьянения; воспоминания о прочитанном».

В творческой биографии важное место занимает творчество конца 40-х годов - первой половины 50-х годов. Бодлер экспериментирует в прозе (новелла «Фанфарло» (1847)), драматургии (пьеса «Пьяница» (1854)), пишет заметки о художественные выставки, переводит произведения Е. По, посвящает ему два литературно-биографические очерки («Эдгар По, его жизнь и творчество» (1852) и «Новые заметки об Эдгаре По» (1857)). И все же литературную судьбу Ш. Бодлера определила его единственный поэтический сборник «Цветы зла».

После революции 1848 года поэт пережил глубокий духовный кризис. Он переосмысливает эти события, пытается постичь все, что произошло, с философской точки зрения, меняются взгляды художника на мир. Если раньше он считал, что мир - это сбалансированность добра и зла, то теперь, по его мнению, зло оказывается всесильным. Поэт иначе увидел и человека. Бодлер утверждает, что человек имеет два стремления: одно направлено к Богу (духовность, стремление к внутреннему совершенствованию), второе - к Сатане (животные инстинкты, наслаждение от собственного падения).

Всю боль поэта за духовное состояние современного ему общества вылился в сборнике «Цветы зла» (1857). После ее выхода Бодлер написал немного: «Салон 1859 года» (1859), «Искусственный рай» (1860), второе издание «Цветов зла» (1861), в который вошли 35 новых стихотворений и 50 стихотворений в прозе (1857-1867), было напечатано отдельным томом под названием «Парижский сплин» (1869).

В начале 1862 года Ш. Бодлер тяжело заболел. Его мучили головные боли, жар, бессонница, но он не сдавался. В апреле 1864-го поэт уезжает в Брюссель, где читает лекции и договаривается об издании своих произведений. Однако лекции не приносят ни успеха, ни денег, к тому же не удается заключить контракт с издателем. Поэт работает над дневником «Мое обнаженное сердце», который мечтает опубликовать отдельной книгой, но работа не приносит удовлетворения.

4 февраля 1866 года во время службы в церкви Сен-Лу в Наморі Бодлер потерял сознание. Это было началом длительной и тяжелой болезни. 31 августа 1867 года Ш. Бодлер умер. Его похоронили в Париже на кладбище Монпарнас.

 

Информация для любознательных

Современники рассказывали, что Бальзак и Бодлер случайно наскочили друг на друга во время прогулки, и это комическое столкновения, что вызвало у обоих смех, послужило поводом к знакомству. Полчаса спустя они уже прогуливались по набережной Сены и разговаривали обо всем, что приходило на ум.

Кстати, Бальзак был одним из любимых писателей и литературных учителей Бодлера.

 

5. Слово учителя.

Эстетические взгляды Ш. Бодлера

В своем творчестве Ш. Бодлер разрабатывал принципы нового модернистского искусства. Он подчеркивал, что роль Красоты в мире является чрезвычайной. По его мнению, искусство становится Прекрасным только тогда, когда выражает чувства, страсти, мечту каждого. Прекрасным в искусстве может быть любая вещь, любое переживание, но тайну Прекрасного никто и никогда так и не постигнет. Тайна сочувствие - это тоже признаки красоты. Бодлер всегда подчеркивал, что совершенное не может быть завершенным. Это означает, что настоящее произведение искусства должно найти свое продолжение в душе читателя, вызвать у него определенные переживания, чувства, заставить заглянуть в самого себя.

Главным для лирического героя поэта стали уже не конфликты с действительностью, а его внутренние противоречия. Кроме того, он силой воображения способен творить новый мир собственных желаний, грез и чувств. Этот мир безграничен в своих проявлениях и до конца не познан.

 

6. Работа с эпиграфами.

- Как вы понимаете слова Ш. Бодлера, что служат первым эпиграфом урока? (Поэт обращает внимание на роль чувств в восприятии произведений искусства.)

- На какую черту характера Бодлера указывал французский писатель Ж.-П. Сартр в высказывании, что является вторым эпиграфом урока? (Писатель указывал на самобытность художника.)

 

7. Рассказ учителя.

История создания и структура сборника «Цветы зла»

Книга, содержащая только двести страниц небольшого формата, стала жемчужиной мировой лирики.

Замысел сборника вызрел в 1846 году. Тогда это произведение должен был называться «Лимба», что означает «верхние круги ада». Конечно, возникают ассоциации с Данте и его произведением «Божественная комедия». Адом казалось поэту современная жизнь, адские муки испытывали как лирический герой произведения, так и сам автор. Но такое название уже имела книга Теодора Верона. Писатель Ипполит Бабу подсказал другую - «Les Fleurs du Mal» («Цветы зла»). Это название понравилось Бодлеру, кроме того слово «lе Маl» имеет еще и другое значение - боль. Именно так называлась новая сборка поэта, что появилась 1 июня 1855 года и содержала лишь 18 стихотворений.

Название произведения оказалась на удивление точной и выразительной, отражала все противоречия, которые испытывал поэт.

Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Все они объединены по проблемно-тематическому принципу.

Стихи в сборнике имеют в основном двопланову структуру, но на первом плане - предметы, эмпирические явления, конкретные детали, а за ними скрывается идея, абстракция, преобразует предметно-эмпирические образы в символы. Символика поэта обращена к «реальной сознания», направленная глубоко и экспрессивно выразить противоречивое духовное бытие личности.

Современники не восприняли книгу Ш. Бодлера, обвинили его в безнравственности, а против автора было предъявлено судебное обвинение в «оскорблении общественной морали». Даже его мать не поняла книги сына и присоединилась к мнению критиков. Суд над поэтом состоялся 20 августа 1857 года.

Отметим, что в то же время судили и другого писателя - Г. Флобера, автора романа «Госпожа Бовари». Но у Флобера был блестящий адвокат и художника оправдали. А Ш. Бодлерові присудили уплатить штраф в сумме 300 франков. Издатель его сборки тоже должен был уплатить штраф - 100 франков. Кроме того, суд потребовал исключения из сборника шести стихов, весь тираж арестовали.

Бодлер был в отчаянии и переживал тяжелую депрессию. Он написал трогательное письмо императрице с просьбой уменьшить штраф. Императрица отозвалась на исповедь поэта, и штраф уменьшили до 50 франков.

Накануне Рождества 1857 года Ш. Бодлер писал: «Я несколько месяцев нахожусь в плену ужасной апатии, что нарушила все. Одиночество без поддержки и без работы - ужасная вещь...».

Прошло некоторое время, пока Бодлер начал писать.

 

8. Выразительное чтение стихотворения «Альбатрос».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе Д. Павлычко или М. Терещенко И. Драча.)

 

9. Анализ стихотворения.

- Какими изображены матросы? (В переводе Д. Павлычко это люди, которые развлекаются на палубе корабля и ради развлечений «поймали альбатроса». В переводе М. Терещенко о них написано так: «Чтобы им развлечься, веселый гурт матросів. безопасно ловит птиц, величественных альбатросов». Они жестоко развлекаются: «То - трубку в клюв дает, а тот смеется с него, / изображая Калеку, идет за птицей вслед». То есть, матросы изображены как толпа веселых, жестоких гуляк.)

- А каким изображен альбатроса в небе и на палубе? (У Д. Павлычко альбатрос - «король лазури», у него «большие белые крылья», «прекрасный в небесах». В Г. Терещенко - «величественные альбатросы», «ясных высот владыку». Но на палубе птица меняется. В Д. Павлычко - «он пристыженный, походка его смешная. / Волочатся за ним большие белые крылья, Как весла по бокам разбитой лодки», «Прекрасный в небесах, а здесь - как инвалид!».)

- Какой прием использует автор при изображении матросов и альбатроса? (Прием контраста. Но противопоставление здесь гораздо глубже. В стихотворении противопоставляются два мира: романтический и реальный, приземленный.)

- Кто из героев какой из миров олицетворяет? (Матросы - реальный, земной, никчемный, морально несовершенен. Альбатрос - мир свободы, высоких идеалов, искусства.)

- К кому уподобляется альбатрос? Почему? (Альбатрос уподобляется поэту, который также противопоставляется толпе, его не признает.)

- Какой художественный прием использует автор при изображении образа альбатроса? (Аллегорию.)

- В чем заключается особенность композиции? (Композиция стихотворения построена на оппозициям, что помогают показать два несовместимых начала: земное и небесное, свободное пространство неба и заперт корабля, высокое и низменное, альбатрос и матросы, поэт и толпа.)

- Подумайте, благодаря чему достигается композиционное единство стиха? (Композиционное единство достигается с помощью центрального образа - альбатроса.)

- Какие образы стихотворения являются символическими? Дайте их толкование. (Образ альбатроса (символ поэта), полет альбатроса (символ безудержного полета фантазии художника), неба (символ творческой свободы художника), «высота» и «лазурь» символизируют возвышенные стремления художника.)

- Какие цвета использует автор? (Лазурь, белый, темные, мрачные.)

- Определите тему стихотворения. (Тема стихотворения - место поэта и его назначения в обществе. В стихотворении раскрывается трагедия художника в духовно низменном обществе.)

- Каким, по мнению автора, должен быть поэт? (Поэт, как альбатрос - повелитель гроз и грома, / Дурачит молний, жаждет высоты, / И, изгнанный с небес, на падолі земной / Крылатый великан не имеет возможности идти». Поэт стремится к высокому, он всегда остается свободным в мире своего воображения, но толпа его не понимает.)

 

10. Творческое задание.

- Сравните переводы Д. Павлычко и М. Терещенко.

(В стихотворении, Д. Павлычко, альбатроса нельзя считать побежденным. И даже, зная о драматической судьбе поэта, переводчик вслед за Ш. Бодлером провозглашает победу духовного начала над земным. В стихотворении, переведенном М. Терещенко, заслуживает внимания образ «безумной» толпы матросов, которые являются олицетворением толпы, что противопоставляется творческой личности. В этом переводе ярко раскрывается именно конфликт художника с миром. Ограниченность земного мира подчеркивается и словом «тюрьма». Переводчик тоже утверждает силу гения художника, способность наполнять действительность светом высоких идей.)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Проблемные задания и вопросы.

- Найдите черты модернизма в стихотворении Ш. Бодлера «Альбатрос». (Наличие образов-символов, цветовая символика, незаметный переход символа в настроение, настроения - в мысли, мысли в чувства.)

- Исследователь И. Карабутенко писал: «Болевое начало - лейтмотив книги [“Цветы зла”]. Согласны ли вы с таким мнением? Как она воплощается в стихотворении «Альбатрос»? (Боль за художника, его розтоптану душу, непонимание поэта окружающими действительно вызывают боль.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект (тезисы) урока; повторить изученную на уроке терминологию; выучить наизусть стихотворение Ш. Бодлера «Альбатрос».