ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 22

Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа искренних человеческих отношений над богатствами Снежной королевы

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, воспринять ее моральные наставления; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа образов, художественного текста; обраВНОе мышление; воспитывать лучшие качества человеческого характера - целеустремленность, доброту, милосердие.

Оборудование: портрет писателя, сборники сказок, иллюстрации к сказке «Снежная королева».

Теория литературы: литературная сказка, образы-персонажи.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Сказочник Ханс Кристиан Андерсен потерпел много бед - бедность, разочарование, непризнание таланта. Хоть он бывает гораздо умнее и способный за других писателей, многие из его современников не признавали произведений своего земляка, критиковали их или замалчивали. И все же Андерсен не потерял веры в людей, любви к ним. Он вспоминал: «Сколько лучших благородных людей моего времени ласкали меня и открывали мне свою душу! Моя вера в людей редко была обманута».

Видимо, поэтому в андерсенівських сказках четко видно, кого и что автор одобряет, а что осуждает, считает уродливым. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой «Снежная королева» и попробуем сравнить свою и авторскую позиции относительно изображаемых событий.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Литературный диктант (письменно, каждый правильный ответ - 1 балл, взаємоперевірка во время работы в парах)

1) Где жили герои сказки Кай и Герда? (В большом городе, в дешевых квартирах - в мансардах)

2) Чем развлекались дети? (Читали книги, ухаживали за цветами)

3) Какие необычные свойства мало зеркало тролля? (Все красивое изображало уродливым)

4) Кто развлекался с зеркалом тролля, пока оно не разбилось? (Ученики тролля)

5) Какого бедствия причиняли людям осколки из странного зеркала? (Делали их злыми)

6) Что случилось с Каем, когда-то они с Гердой читали книгу? (Заноза тролля попала через глаз к сердцу мальчика, сделав его ледяным.)

7) Как изменился Кай? (Стал злым и насмешливым, непослушным)

8) Сколько раз Кай встречался со Снежной королевой? (Дважды)

9) Как Снежная королева забрала Кая? (Он, развлекаясь, привязал свои санки к ее саней.)

10) О ком это: «она Была удивительно красива и нежна... ее глаза блестели, как две ясные звезды, но не было в них ни кротости, ни тепла»? (Про Снежную королеву)

11) В кого превратились снежинки, которые летели вместе со Снежной королевой и Каем? (В огромных белых кур)

12) Чем стала для Кая красота Снежной королевы? (Образцом совершенства)

 

2. Краткий пересказ второго рассказа из сказки от имени различных персонажей сказки: Герды, Кая, бабушки, Снежной королевы, тролля, розовых кустов

 

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Проблемный вопрос: «Какой скрытый аллегорический смысл первого рассказа сказки?»

Ожидаемые ответы

- Некоторые люди злые и замечают в других только плохое.

- Насмешки до добра не доводят.

- Страшно, когда у человека холодное и равнодушное к чужому горю сердце.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выразительное комментируемое чтение третьего и четвертого рассказов

 

2. Словарная работа

Корма - противоположный носовые конец лодки;

крыша - соломенная или камышовая кровля дома;

посох - палка; весьма, очень;

колдовать - очаровывать, гадать;

задержалась - задержалась;

крук - ворон;

вензель - художественно написаны инициалы, образующие узор (инициалы - первые буквы имени и фамилии человека);

лакеи - слуги;

покои - комнаты;

скорей - быстрее;

лепешка - хлібинка;

атлас - дорогая блестящая ткань;

опочивальня - спальня;

свод - верх, потолок;

бархат - дорогая мягкая ворсистая ткань;

муфта - сумочка-перчатки;

из чистого золота - из настоящего золота;

фурманы - извозчики;

форейтори - верхушке, сидят на передних лошадях в большой упряжке.

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, наблюдения над текстом

• Что нового вы узнали о Герду? (Эта девочка смелая, решительная, самоотверженная.)

• Кто еще верил в то, что Кай жив и что необходимо отправляться на его поиски? (Солнечные лучи, ласточки)

• Из чего видно, что Герда ради спасения друга готова на все? (Она отдала свои новые башмачки, продолжила поиски босиком.)

• Какие мысли вызвала у вас бабушка-волшебница, как вы к ней отнеслись? (Она эгоистична; зло может быть и в привлекательном виде, маскироваться под добро.)

• Почему бабушка послала под землю все розовые кусты в своем саду? (Чтобы девочка не вспомнила про свои кусты роз под окном и о Кая)

• Как ворон и его невеста, королевич и принцесса отнеслись к девочке? (С сочувствием, готовностью помочь)

• Что вызывает улыбку? (Речи ворона)

• Какие новые интересные фантастические образы появились в четвертом рассказе? (Сны)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. В сказке много героев. Условно их можно разделить на тех, у кого горячее сердце, и тех, у кого сердце ледяное. Сделайте это

(Изобразить на доске или прикрепить рисунки с изображениями красного и синего сердец.)

 

image20

 

2. Проблемный вопрос

- А до каких героев мы отнесем Кая? Почему?

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать и пересказывать третье и четвертое рассказы сказки; характеризовать героев; сделать иллюстрации.

 

VII. Итог урока

Ролевая игра

Ученики от имени героев сказки говорят о себе, свою цель. Например

Герда. Я все-таки найду Кая!

Снежная королева. Не получит она своего Кая!

Бабушка-волшебница. Вот беда, сбежала-таки девочка! С кем же я теперь гратимусь?

Крук. Какая сильная и смелая эта девочка! Вот если бы моя подруга была такой!

Розовый куст. Хорошо все-таки, что я напомнил девочке о том, куда она должна идти!