I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 22
Тема. Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа искренних человеческих отношений над богатствами Снежной королевы
Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, воспринять ее моральные наставления; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа образов, художественного текста; обраВНОе мышление; воспитывать лучшие качества человеческого характера - целеустремленность, доброту, милосердие.
Оборудование: портрет писателя, сборники сказок, иллюстрации к сказке «Снежная королева».
Теория литературы: литературная сказка, образы-персонажи.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Сказочник Ханс Кристиан Андерсен потерпел много бед - бедность, разочарование, непризнание таланта. Хоть он бывает гораздо умнее и способный за других писателей, многие из его современников не признавали произведений своего земляка, критиковали их или замалчивали. И все же Андерсен не потерял веры в людей, любви к ним. Он вспоминал: «Сколько лучших благородных людей моего времени ласкали меня и открывали мне свою душу! Моя вера в людей редко была обманута».
Видимо, поэтому в андерсенівських сказках четко видно, кого и что автор одобряет, а что осуждает, считает уродливым. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой «Снежная королева» и попробуем сравнить свою и авторскую позиции относительно изображаемых событий.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Литературный диктант (письменно, каждый правильный ответ - 1 балл, взаємоперевірка во время работы в парах)
1) Где жили герои сказки Кай и Герда? (В большом городе, в дешевых квартирах - в мансардах)
2) Чем развлекались дети? (Читали книги, ухаживали за цветами)
3) Какие необычные свойства мало зеркало тролля? (Все красивое изображало уродливым)
4) Кто развлекался с зеркалом тролля, пока оно не разбилось? (Ученики тролля)
5) Какого бедствия причиняли людям осколки из странного зеркала? (Делали их злыми)
6) Что случилось с Каем, когда-то они с Гердой читали книгу? (Заноза тролля попала через глаз к сердцу мальчика, сделав его ледяным.)
7) Как изменился Кай? (Стал злым и насмешливым, непослушным)
8) Сколько раз Кай встречался со Снежной королевой? (Дважды)
9) Как Снежная королева забрала Кая? (Он, развлекаясь, привязал свои санки к ее саней.)
10) О ком это: «она Была удивительно красива и нежна... ее глаза блестели, как две ясные звезды, но не было в них ни кротости, ни тепла»? (Про Снежную королеву)
11) В кого превратились снежинки, которые летели вместе со Снежной королевой и Каем? (В огромных белых кур)
12) Чем стала для Кая красота Снежной королевы? (Образцом совершенства)
2. Краткий пересказ второго рассказа из сказки от имени различных персонажей сказки: Герды, Кая, бабушки, Снежной королевы, тролля, розовых кустов
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Проблемный вопрос: «Какой скрытый аллегорический смысл первого рассказа сказки?»
Ожидаемые ответы
- Некоторые люди злые и замечают в других только плохое.
- Насмешки до добра не доводят.
- Страшно, когда у человека холодное и равнодушное к чужому горю сердце.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Выразительное комментируемое чтение третьего и четвертого рассказов
2. Словарная работа
Корма - противоположный носовые конец лодки;
крыша - соломенная или камышовая кровля дома;
посох - палка; весьма, очень;
колдовать - очаровывать, гадать;
задержалась - задержалась;
крук - ворон;
вензель - художественно написаны инициалы, образующие узор (инициалы - первые буквы имени и фамилии человека);
лакеи - слуги;
покои - комнаты;
скорей - быстрее;
лепешка - хлібинка;
атлас - дорогая блестящая ткань;
опочивальня - спальня;
свод - верх, потолок;
бархат - дорогая мягкая ворсистая ткань;
муфта - сумочка-перчатки;
из чистого золота - из настоящего золота;
фурманы - извозчики;
форейтори - верхушке, сидят на передних лошадях в большой упряжке.
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, наблюдения над текстом
• Что нового вы узнали о Герду? (Эта девочка смелая, решительная, самоотверженная.)
• Кто еще верил в то, что Кай жив и что необходимо отправляться на его поиски? (Солнечные лучи, ласточки)
• Из чего видно, что Герда ради спасения друга готова на все? (Она отдала свои новые башмачки, продолжила поиски босиком.)
• Какие мысли вызвала у вас бабушка-волшебница, как вы к ней отнеслись? (Она эгоистична; зло может быть и в привлекательном виде, маскироваться под добро.)
• Почему бабушка послала под землю все розовые кусты в своем саду? (Чтобы девочка не вспомнила про свои кусты роз под окном и о Кая)
• Как ворон и его невеста, королевич и принцесса отнеслись к девочке? (С сочувствием, готовностью помочь)
• Что вызывает улыбку? (Речи ворона)
• Какие новые интересные фантастические образы появились в четвертом рассказе? (Сны)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. В сказке много героев. Условно их можно разделить на тех, у кого горячее сердце, и тех, у кого сердце ледяное. Сделайте это
(Изобразить на доске или прикрепить рисунки с изображениями красного и синего сердец.)
2. Проблемный вопрос
- А до каких героев мы отнесем Кая? Почему?
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать и пересказывать третье и четвертое рассказы сказки; характеризовать героев; сделать иллюстрации.
VII. Итог урока
Ролевая игра
Ученики от имени героев сказки говорят о себе, свою цель. Например
Герда. Я все-таки найду Кая!
Снежная королева. Не получит она своего Кая!
Бабушка-волшебница. Вот беда, сбежала-таки девочка! С кем же я теперь гратимусь?
Крук. Какая сильная и смелая эта девочка! Вот если бы моя подруга была такой!
Розовый куст. Хорошо все-таки, что я напомнил девочке о том, куда она должна идти!