УРОК № 23
Тема. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 - 1805) - выразитель просветительских идей свободы и справедливости. Связь драмы «Вильгельм Телль» с идеологией Проквітництва.
Цель: повторить сведения о эпоху Просвещения; ознакомиться с жизнью и деятельностью Фридриха Шиллера; подготовить учащихся к восприятию содержания драмы « Вильгельм Телль», показать связь драмы с идеологией Просвещения; развивать читательский интерес учащихся.
Оборудование: портрет Ф. Шиллера, иллюстрации с изображением архитектурных памятников, замков Германии XVII-XVIII вв.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
«Гений, который легкими шагами ступает
по тропинке света», которого наделено
«волей к красоте, к истине и добру,
к нравственной чистоте, к внутренней
свободы, к искусству, к любви, к миру,
до спасительного осознания собственного достоинства».
Т. Манн
ХОД УРОКА
И. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности
Экспресс - опрос
• Укажите хронологические рамки эпохи Просвещения. В чем основная сущность эпохи?
• Какая идея является одной из ведущих идей Просвещения?
• Объясните идеологию эпохи Просвещения.
• Какую роль в XVIII в. играла литература?
• Назовите самых известных просветителей.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Эпохи бывают разными, и очень интересна эпоха 1770-1780 годов, известная под названием «Буря и натиск» («Sturm und Drang»). Как и предыдущие, она родила своего героя. Герой «Бури и натиска» был влюбленным в свободу мечтателем, который не боялся рисковать. В его груди жило горячее сердце не могло мириться с обстоятельствами, в которых он жил. Именно таким в жизни и в творчестве был Фридрих Шиллер - немецкий поэт, драматург, философ и историк.
III. Работа над темой урока
1. Сообщения учителя и учащихся о жизни и творчестве Шиллера (по упреждающим задачей).
Параллельно с сообщениями ученики делают краткий запись в тетради, готовясь формулировать вопросы для взаємоперевірки.
Содержание сообщения
Рождение и детские годы. 10 ноября 1759 года тишину в одном из домов небольшого городка Марбахе Вюртембергского герцогства нарушил плач ребенка. Этим ребенком был будущий поэт, первая песня которого была не совсем поэтичным. Появился на свет Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер, мать - Доротея, урожденная Кодвейс, дочь трактирщика. Семья Шіллерів много путешествовала за полком, в котором служил отец, а после его отставки переехала к Людвінбурга. Фридрих был нормальным ребенком. Больше всего он любил свой родной город, папу, маму и маленькую сестренку. Фридрих с любовью вспоминал своего первого наставника-пастора, который научил его читать и писать. С 1768 года будущий поэт начал посещать латинскую школу. Эта школа готовила учеников к поступлению в семинарию, а уже оттуда открывался путь в университет на богословский факультет. И катехизис Фридриха интересовал мало. Его романтической натуре больше по нраву были произведения Овидия, Горация, Вергилия.
Мальчик рос среди живописных окрестностей, руин древних замков, внимательно присматриваясь и прислушиваясь ко всему новому и интересному. Вместе с отцом он бывал на ярмарках, народных гуляниях, впечатления от которых навсегда впечаталась в память. Больше всего запомнились Фридрихе представления кукольного театра и спектакли средневековых мистерий. Именно с этого времени в нем зарождается любовь к театру, лицедейства.
Молодые годы. Начало литературной деятельности. Родители мечтали, чтобы сын стал богословом, но, как подданный герцога Вюртембергского, отец вынужден был отдать сына в так называемой Карловой академии, где тот без осо-бливої заинтересованности сначала изучал юриспруденцию, а затем медицину. Восемь лет (1773-1780) Шиллер провел в этом «рассаднике рабов», где царили шпионаж и слежка за учениками, категорически запрещалось общаться с внешним миром, а все воспитанники подчинялись строжайшей дисциплине, за нарушение которой их били палками. Только ночью Шиллер мог украдкой читать. Он много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман «Страдания юного Вертера» своего старшего современника Гете. Позже он увлекся Шекспиром. Выйдя из академии после ее окончания, Шиллер был назначен полковым врачом, получал за службу жалкие деньги.
Драма «Разбойники». Над первой драме «Разбойники» Шиллер начал работать, еще находясь в академии. в 1781 году драму было завершено, а 13 января 1782 года впервые показаны на сцене Мангеймського театра. Спектакль имел колоссальный успех. Потом были триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Герцог Вюртембергской, узнав о спектакле, приказал посадить автора драмы «Разбойники» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, кроме сочинений по медицине. Для Фридриха это означало моральную смерть. Шиллер решил убежать из владений карликового деспота. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных придворных торжеств в честь российского цесаревича Павла Петровича, был женат на племяннице герцога, автор драмы «Разбойники» тайно бежал из Вюртемберга. Пять лет нищий и бездомный Шиллер бродил и упорно боролся за признание среди немецких читателей и театральной публики. Наконец поэт нашел в Лейпциге друзей и покровителей, которые помогли ему преодолеть жизненные трудности. Произведения Шиллера были выданы, он жил под дружеским кровом своего пламенного поклонника Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера. По поэзии «Глупые монахи», «Колесница Венеры» поэта начали преследовать, арестовали на две недели и запретили писать.
Поэтическое творчество Шиллера. Одновременно с драматургией Шиллер пишет стихи. В его стихах мысль всегда доминирует над чувством; размышляя над различными явлениями жизни, он черпает аргументы в античной мифологии и искусстве эпохи Ренессанса. Воспевая прекрасную даму, он называет ее Лаурой, не только выражая тем самым возвышенные чувства, но и заявляя себя сторонником итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба поэты размышляют над тем, почему так необходима любовь человеку и человечеству. Подобно античных мудрецов, Шиллер считал, что все частицы огромного разрозненного мира объединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без нее мир и природа мертвые. Страсть, что воспевается поэтом, до Лауры - большое светлое чувство, потому что оно - необходимая соединительная частица мироздания. В Карловій академии преподавал философию талантливый педагог и ученый Абель, который впоследствии стал другом Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля произвели сильное впечатление. Опираясь на учение немецкого философа и ученого Лейбница, преподаватель стремился привить своим воспитанникам оптимистическое мировосприятие, внушить любовь к ближнему, наставлял их на путь познания окружающего мира. Лекции Абеля не прошли для Шиллера бесполеВНО. Наиболее ощутимым является влияние его философской концепции в одном из самых известных произведений Шиллера «Ода радости», в основу которого положен свойственный Шиллеру принципиальный оптимизм, веру в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом. Этот стих обрел мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил 9-ю симфонию грандиозным хором на его текст.
Зрелость. Осознание своего предназначения. в 1787 году Шиллер поселился в Веймаре, где жил и работал великий Гете. У поэтов сложились дружеские отношения. Позже Шиллер жил в разных городах Германии, пробовал свои силы в журналистике, писал теоретические трактаты, работал профессором истории энского университета, и его материальное состояние было тяжелым. 10 ноября 1790 Шиллер обвенчался с Шарлоттой фон Ленгефельд. Это событие положило конец его десятилетним блужданием, поискам себя в мире. И вслед за радостью Шиллера постигло горе -1791 года он заболел и с этого времени начинается постоянная борьба за жизнь, которая длилась почти полтора десятилетия.
Очень важным моментом в жизни Шиллера стал 1799 год, когда он по приглашению Гете во второй раз поселился в Веймаре. в 1802 году герцог Карл Август предоставил поэту дворянское звание, что позволяло, не думая о заработке, писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период Шиллер особенно тесно общается с Гете, о чем мечтал давно. Казалось, что наконец-то жизнь наладилась. Однако испорченное здоровье не дало Фридриху возможности закончить произведение «Деметриус». Устами Вильгельма Телля поэт простился с театром и с жизнью. Последним словом его было слово «свобода».
9 мая 1805 года Шиллера не стало. Поэта похоронили на старом кладбище в склепе святого Якоба. Через два десятилетия кладбище было ликвидировано. Гете лично отыскал останки покойного товарища. Впоследствии Шиллера были перезахоронены в склепе веймарських герцогов, где он покоится в саркофаге рядом с саркофагом своего друга Гете. Смерть оборвала творчество поэта - гуманиста в момент, когда его взорам открывались новые горизонты, когда его розпливча-сти идеалы приобретали более четкие очертания и он начинал верить в политическую самостоятельность народа.
Произведения Шиллера украинском языке переводили Юрий Федькович, Борис Гринченко, Пантелеймон Кулиш, Елена Пчилка, Дмитрий Загул, Борис Тен, Николай Лукаш и другие.
2. Взаємозапитання в виде конкурса «Да или нет?» Методический комментарий
В конкурсе «Да или нет?» соревнуются 2-3 команды (например, по количеству рядов в классе). Ученики предлагают друг другу утверждения, которые заканчиваются словами «Да или нет?». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Образец утверждений
• Фридрих Шиллер родился в городке Марбахе Вюртембергского герцогства. Так или нет? (Так)
• Латинскую школу он начал посещать 1770 года. Так или нет? (Нет)
• Больше всего запомнились Фридрихе представления кукольного театра и спектакли средневековых мистерий. Так или нет? (Так)
• Шиллер с удовольствием учился в Карловій академии. Так или нет? (Нет. Порядки в учебном заведении ему не нравились.)
• Выйдя из академии после ее окончания, Шиллер был назначен полковым капелланом. Так или нет? (Нет. Полковым врачом)
3. Словарная работа
Кантон - 1. Федеративная единица в Швейцарии. 2. Мелкая административно-территориальная единица Франции, Бельгии, Эквадора и др.
4. Народная драма «Вильгельм Телль»
Драма «Вильгельм Телль», последняя из завершенных пьес Шиллера, изображает борьбу трех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии. Действие в драме происходит в трех швейцарских кантонах, расположенных вокруг Фирвальдштетского озера, которые раньше были свободными, а теперь их преследует Австрия. Это вызвало конфликт между швейцарцами и ландгофтами (наместниками австрийского императора). Сопротивление жители каждого из трех кантонов оказывают сперва по-раВНОму. Среди крестьян старейшего Кантона выделяется Вернер Штауффахер, ибо «всем угнетенным он отец» и заботится о родине.
События в драме происходят в начале XIV ст., когда австрийским императором стал Альберт Габсбург, который не подтвердил старинных вольностей пастушьей швейцарского народа, «как каждый император перед ним», - говорит Штауффахер. Это и стало непосредственной причиной восстания. По убеждению просветителя Шиллера, швейцарцы имели право выбирать, жить ли им в составе империи или выделиться из ее состава, потому что они имели одинаковые с австрийцами права на свободу и национальное самоопределение.
Становится понятным, что для победы необходимо действовать сообща всем трем кантонам. Как же этого достичь?
Ответы на эти вопросы мы попытаемся получить после прочтения драмы «Вильгельм Телль».
III. Рефлексия
1.
2. Работа над эпиграфом урока
• Объясните, почему слова Томаса Манна взятые эпиграфом к уроку.
3. Заверните предложения
«Сегодня на уроке я узнал (-лась)...»
IV. Домашнее задание
Прочитать драму Шиллера «Вильгельм Телль»; ученику - «историку» подготовить короткое сообщение о Швейцарские кантоны и их освободительную борьбу.