ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 24

 

Тема. Народная драма «Вильгельм Телль», поэтизация в ней борьбы за национальную независимость и свободу личности.

Цель: ознакомиться с содержанием драмы Шиллера «Вильгельм Телль»; объяснить символический смысл сцены на Рютлі; продолжать учить учащихся работать в группах.

Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

 

«Нарушена последовательность» - работа в группах.

Спасение Вильгельмом Теллем охотника Баумгартена.

Совет в Рютлі.

Убийство Баумгартеном наместника императора.

Коллективная, скрепленная клятвой согласие отстаивать свою свободу.

Выстрел в яблоко на голове Вальтера.

Девушки несут шляпа на шесте.

Заключение Телля Геслером.

Встреча Геслера с Армгардою.

Требование поклоняться австрийском шляпе Геслера.

Раздувание пожара восстания кантоном Ури.

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. На территории швейцарских кантонов шла национально-освободительная борьба. Шиллер поэтизировал эту борьбу за национальную независимость и свободу личности, заканчивая свое произведение троекратным повтором слова «свобода». Как утверждает Б. Шалагінов, «еще до "гейдельберзьких" романтиков он попытался раскрыть национально неповторимые черты народа, связав эти черты не только с природой, но и с условиями жизни, борьбой с чужеродным влиянием на развитие своей культуры». Подробнее с фото-ням одного эпизода такой борьбы мы познакомимся на этом уроке.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Сообщение ученика - «историка»

(по упреждающим задачей)

Ориентировочное содержание сообщения о швейцарские кантоны и об их освободительную борьбу

Ядром Швейцарского союза стали три горные лесные кантона - Швиц, Ури, Унтервальден. С XIII в. они владели ключами от Сен-Готардського перевала, который связывал Италию с другими странами Европы. Габсбурги имели в этих 3-х катонах своих управы-телив - фогтів - и большие земельные владения. Местное население сумело отстоять свою независимость. Крупные города Цюрих и Женевастали центрами, из которых распространялась Реформация. 1291 года кантоны Швиц, Ури, Унтервальден заключили между собой соглашение о совместной борьбе против Габсбургов. Другие области тоже поднялись на борьбу. 1332 года присоединился Люцерн, в 1351 - Цюрих, В 1352 - Цуг и Гларус, 1353 - Берн, 1481 - Фріцбург (Фрейбург), 1501 - Базель и Шафхаузен.

Росла военная мощь Швейцарского союза. Армия была крестьянской. В сражении у Нансу (1477) швейцарцы вместе с герцогом Рене Лотарінгським разгромили армию бургундского герцога Карла Смелого. В результате Бургундское герцогство было ликвидировано. После этого Швейцарский союз стал фактически независимым. По политическим строем Швейцарский союз был конфедерацией, то есть не имел постоянных органов центральной власти. Общие дела решались на съездах кантонов - ландтагах.

Были союзные земли, присоединенные к кантонов на основе договоров. Они не имели представительства в ландтаге. Все кантоны по уровню экономического развития можно разделить на две группы - лесные и сельскохозяйственные. Большая часть крестьян здесь викуплялась из зависимости. Феодальные отношения сохранялись лишь в церковных землях.

Ведущей отраслью было животноводство. Продукция - шерсть, кожа, масло, сыр -- збувалась в городские кантоны, а также в Италию и Германию. Пастбища и леса были в общинном пользовании. А хлеб завозился из Германии через Базель и Цюрих. Кантоны были разными, и объединила их борьба против Габсбургов. Городские кантоны хотели подчинить себе лесные. Конфедерация была и языково-разделена на французскую и немецкую. Система наемничества позволяла удалять из страны недовольных.

 

 

 

2. Поэтизация в драме «Вильгельм Телль» борьбы за национальную независимость и свободу личности

Работа в 5 группах. Время на подготовку сообщения - 10 мин.

Задание для группы 1

Подготовить сообщение о совете в Рютлі (поляна на западном берегу озера, легендарная колыбель независимости Швейцарии). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ

На совете в Рютлі Штауффахер объявляет, что все швейцарцы «одного рода и одной крови», с единой происходят отечества. Когда десяток северных жителей Германии пришли в южные места, где и поселились среди «этих лесов и гор высоких», образовался Швиц, а потом другие швейцарские кантоны. Крестьяне отмечают, что они свободны. Они никогда «колен перед князьями не вклоняли. И щит империй выбрали свободно». Поскольку предки не могли обойтись без власти», «все не императора почтили - // Стран немецких господина и итальянских». И с этим немецким императором, по его зову принимали участие в военных походах. И рабами они не были никогда.

Председателем собрания стал Итель Рединг, представитель от Швіцу. Кроме него среди присутствующих были также Конрад Гунн и Ганс Мауэр. Все присутствующие постановили отстаивать свою свободу, скрепили решение клятвой, что не потерпят насилия от Австрии:

 

И сносит от слуги чужого то,

К чему и император не заставил...

 

Задание для группы 2

Подготовить сообщение о Штауффахера как одного из главных организаторов демократического объединения кантонов. Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ

Вернер Штауффахер - достойный наследник убеждений своего тестя Іберга, который был центром швіцьких крестьян, размышлял «о благе родины», собирал старейшин рода и читал им пергаменты - «имперские грамоты, давали вольности швейцарцам». После того, как ландфогт Геслер додумался дать распоряжение, чтобы свободные швейцарцы поклонялись его австрийском шляпе, прикрепленном на шесте к столбу, Штауффахер призвал «позор ига нового не терпеть». Он - настоящий патриот народа, знает, что «обязанность всех свободных граждан - государство, свой народ защищать». Вернер становится одним из главных организаторов демократического объединения кантонов, предводителем национально-освободительного движения против насилия тирании» Австрии и ее ландфогтів. Штауффахер не героической натуры, но он призывает к вооруженной борьбе против национального порабощения. Гражданин и демократ, он делает вывод, что в то время, когда «человек становится волком для человека», просто необходимо взяться за меч:

Мы вправе высшее благо от насилия

Оборонять. Восстанем за отчизну,

За наших жен и за детей восстанем!

 

Задание для группы 3

Подготовить сообщение о Винкельрида и его совет начать восстание на Рождество. Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ

Крестьяне трех кантонов поклялись дружно выступить против ландфогтів и их слуг. Информацию о сборах и их решение они держали в строгой тайне. Представитель Унтервальдена Вінкельрід посоветовал начать восстание на Рождество, когда легче будет пробраться в ландфогтські земли и захватить их. С таким предложением согласились все. Штауффахер предупредил:

 

Терпите! Пусть растет вина тиранов,

Но наступит день, и долг общий

Мы с личным оплатим им сразу...

...Тот вред делу общей совершил,

Кто не журивсь, кроме себя, ни о ком.

 

Задание для группы 4

Подготовить сообщение про завязку сюжета (Баумгартен из Унтервальдена, Мельхталь). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ

В самом начале произведения крестьянин Баумгартен убил топором наместника императора за то, что тот начал приставать к его жене. Но после этой попытки защитить честь семьи и свою собственную ему пришлось бежать из дома.

Мельхталь также вступил в схватку с ландфогтом, избив его слугу, который хотел «предпочел пару замечательных» забрать из приказа ландфогта.

За этот поступок ландфогт выколол глаза его отцу, чем только усилил ненависть к себе и готовность к борьбе за свободу. Свое стремление к протесту Мельхталь объясняет так:

 

И даже вич, послушный наш челядник,

Разъяренный, могучим рогом бьет

И врага под облака подбрасывает.

Он вносит предложение принять закон:

Так, кто посоветует Австрии поддаваться,

Пусть будет лишен прав и уважения...

 

Задание для группы 5

Подготовить сообщение о силе патриотизма трудового человека в драме («свой край готовы защищать»). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ

За закон, предложенный Мельхталем, проголосовали даже монастырские крестьяне (крепостные) из Унтервальдена. Они заверили, что «готовы защищать свой край». В этом единении проявилась сила патриотизма трудового человека. Крестьяне из Унтервальдена готовы с боем взять замки Розберга и Сарнера раньше, чем туда прибудет с войском сам император.

 

IV. Рефлексия

 

1. Вопрос к классу

Что вам известно о тестя Штауффахера, Іберга?

Почему Штауффахер призвал «позор ига нового» не терпеть?

Почему восстание было назначено именно на Рождество?

Почему Баумгартен сбежал из дома?

Как ландфогт наказал Мельхталя за его поступок? Что это был за поступок?

Что стало причиной собрания совета в Рютлі?

Символом чего стала рада в Рютлі?

 

2. Итог

Сцена на Рютлі имеет символическое значение: швейцарцы разных кантонов объединяются для борьбы за независимость своей родины. (Вывод учащиеся записывают в тетради.)

 

V. Домашнее задание

 

Перечитать 3-е действие драмы; характеризовать образы Вильгельма Телля и Геслера; для их характеристики подобрать цитаты из произведения; составить кроссворды.