ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 23

Тема. Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» - программное произведение поэта

 

Цель: углубить знакомство учеников с поэзией В. Уитмена; показать связь его поэзии с романтическими традициями и философией трансценденталізму; развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления; способствовать формированию гуманистических идеалов школьников.

Оборудование: учебник; тексты стихотворений В. Уитмена из сборника «Листья травы» (в переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Я поздравляю всех, кто живет на земле.

Уолт Уитмен

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

- В чем заключаются особенности мировоззрения В. Уитмена?

- Какое значение для его творчества имело путешествие страной?

- Как отозвался поэт на смерть президента Линкольна?

- Дайте определение понятия «верлибр».

- Какие особенности верлибра?

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФА УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Сборник «Листья травы». Уитмена воспринимается как единое целостное произведение, имеющее оригинальную построение и состоит из отдельных циклов.

Переводчик поэзии Уитмена Лесь Герасимчук отмечает: тема книги - «это сам Уитмен», сюжет - «Человек и Вселенная», идея - «вечное и неуклонное торжество человека».

Сборник имеет символическое название «^еаVе8 о? Огазз», которую можно переводить по-раВНОму: «листья», «стебли», «ростки» травы и даже «листе». Итак, название сборника отражает естественное единство человека с миром, всеобщая взаимосвязь всего существующего - от листьев травы до звезды, от земли к душе человека, а также светлые надежды писателя на духовное возрождение человека и человечества, которые осознали свою сущность и назначение в мире.

Ключевое место в сборнике «Листья травы» принадлежит поэме стала своеобразным поэтическим манифестом автора.

 

2. Выразительное чтение учителем отрывков из поэмы «Песня о себе».

(Учитель читает отрывки из поэмы В. Уитмена в переводе В. Коротича или другом на собственный выбор.)

 

3. Беседа.

- Кто является субъектом повествования поэзии «Славлю себя!»? (Субъект повествования - «Я». Он близок фигуры создателя книги, но не тождественен ей. (Зачитывается отрывок от слов «Я, тридцатисемилетний, начинаю в добром здравии.» до конца строки.).)

- В чем особенность поэтического «Я» в стихотворении? (Поэтическое «Я» постоянно перевоплощается в других людей и даже явления природы и имеет обобщающий характер.)

- Что принимает лирический герой? («Я предполагаю добро и зло, я позволяю говорить наугад, / Природа не знает цензуры, она полная первобытных сил». То есть герой принимает жизнь во всей его полноте.)

- Как герой воспринимает бесконечность жизни? («Все стремится только вперед и только вверх, упадка не существует, / Умереть - это совсем не то, что мы представляем, это много приятнее». Это философское восприятие жизни и вечности материи.)

- Найдите в поэзии признаки верлибра. (Это свободный (ріВНОстопний), неримований стихотворение, отсутствует строфічна строение, используются анафоры («я бездельничает», «я, тридцатисемилетний...», «я предполагаю...», «может...» и т.д.), паузы, большое значение имеет ритм.)

 

4. Выразительное чтение учителем 13 стиха «Песни о себе».

 

5. Беседа.

- Кого изображает автор в 13 стихе «Песни о себе»? (Стихотворение начинается с изображения негра, едущего на телеге.)

- Можно ли судить об отношении лирического героя к изображаемому? (Негра изображены с большой симпатией.)

- Какие идеи мировоззрения поэта отразились в этом стихотворении? (Идеи гуманизма. Для автора не имеет значения раса человека.)

- Каково авторское отношение к жизни? («Я голублю жизни всюду, куда бы не ступало оно - вперед или назад,- все равно».)

- Как вы понимаете строки «Я уважаю зеленое, сиреневое и вьющиеся венки,- все это исполнено смысла»? (Природа - это сложный и прекрасный организм, а человек, как дитя природы, должен с уважением относиться к нему.)

- Какие художественные приемы использует автор? (Анафора: «Я восхищен...», «Я голублю жизни...» и т.д.; синонимический параллелизм (когда каждый второй строка является несколько измененным повторением первого): «Я верю в их крылатое стремление к цели, Я признаю белое, красное и желтое...».)

 

6. Выразительное чтение учителем 17 стиха «Песни о себе».

 

7. Беседа.

- Какова главная мысль этого стихотворения? (В поэзии говорится о единстве всех людей.)

- Для чего нужна эта целостность? (Чтобы чувствовать родство со Вселенной.)

 

8. Выразительное чтение учителем 26 стиха «Песни о себе».

 

9. Беседа.

- Какой прием использует автор? (Прием полифонии.)

- В чем выражается полифония стихотворения? (Лирический герой слушает голоса птиц, людей раВНОго возраста и рода занятий, шорох растущей ржи, «болтовню огней, хруст разгоряченных дров», звуки музыкальных инструментов и т.д. Все эти звуки сливаются в удивительную оперу.)

- Что олицетворяет эта полифония? (Мнение о том, что «Вот оно - существование».)

 

10. Выразительное чтение учителем 31 стиха «Песни о себе».

 

11. Беседа.

- Какова главная мысль стихотворения? (Природа предстает во всей своей красе.)

- Какова цель изображения красоты природы? (Лирический герой стремится показать свое слияние с природой. Ведь человек тоже является ее частью.)

- Назовите прием, что его чаще всего использует автор. Приведите примеры. (Анафору: «И муравей... / И обыкновенная жаба...», «Зря...».)

- С какой целью автор использует этот прием? (Благодаря широкому применению этого приема достигается эмоциональная насыщенность стихотворения.)

 

12. Слово учителя.

«Песня о себе» не имеет сюжета в общепринятом смысле. Но она (как и вся сборка) содержит лирический центр: движение мыслей, чувств объединяет образ лирического героя. Субъект повествования «Я» близок фигуры создателя книги, но не тождественен ей. Сам поэт писал: «У меня есть только один центральный образ - обобщенная человеческая личность, типізована через самого себя. Но моя книга заставляет меня, даже делает абсолютно необходимым для каждого читателя поставить себя на главное место, стать живым источником, главным действующим лицом, которое переживает каждую страницу, каждое чувство, каждая строка».

Поэтическое «Я», образ «Уолта Уитмена» - это типизированный персонаж, который вбирает в себя характерные черты американцев. «Я» поэта относится к «всех эпох и всех земель».

Как невозможно очертить тематические мотивы любого музыкального произведения, так невозможно их определить и в «Песни о себе». Можно сказать, что это произведение о человеке, природе, жизни во всем его раВНОобразии. Это мысли, чувства, размышления автора, голоса природы и, вообще, голос самой жизни, что, сливаясь со Вселенной, приобретает космических масштабов.

 

13. Творческое задание.

- Определите особенности поэтики В. Уитмена.

 

14. Комментарий учителя.

Американского художника В. Уитмена часто называют поэтом-новатором. И это действительно так. Он существенно обновил тематику поэзии. Среди тем его произведений следует назвать воспевание жизни, человека, демократии, человечества («миллионных масс»), красоты природы и т.д. Кроме того, Уитмен начал воспевать город, за что его считают предшественником урбанистической поэзии («Свой поход начинай, Індустріє!»).

В поэзии Уитмена можно найти черты романтизма. В его произведениях часто используются образы моря, ночи, звезд, которые традиционно использовали романтики.

Кроме того, природа у Уитмена - живой организм, а все живое имеет душу. Это, как известно, признаки пантеизма. Причем у Уитмена он носит романтический характер.

Поэт верит в равенство людей, в существование «наддуші», частицы которой есть у каждого живого организма и благодаря чему поддерживается неразрывная связь человека и природы. В этом проявились черты его трансценденталістичного мировоззрения.

Отметим, что, используя традиционные мотивы, писатель часто по - новому освещает их. Если романтики воспевали пору юности, а ее быстротечность вызвала в них сумм, то Уитмен возвеличивает пору зрелости. Например, в поэзии «Дети Адама» поэт с большой любовью рассказывает о старого отца, который имеет пятерых сыновей.

Как известно, романтики с удовольствием изображали лицо, волосы и особенно глаза, были отражением человеческой души. А Уитмен изображает различные органы тела: живот, бедра, изгибы ног, позвоночник и т.д. Но в его произведениях это не является натурализмом, поскольку «божественное сияние от него [тела] струится с головы до ног».

Язык сборника Уитмена «Листья травы» шокировала современников поэта, поскольку в этих стихах автор осмелился поставить рядом слова разных стилей, позволил себе смешивания иноязычной лексики, книжной, научной с разговорным. Вообще, язык поэзии чрезвычайно эмоциональная, образная, и каждое слово, по мнению исследователя Л. Герасимчука, «несет ту поэтическую потенцию, которую ему дано нести автором».

Изменения произошли и в форме произведений. Американский поэт стремился отойти от классических форм стихосложения, поэтому и отказался от традиционных размеров, рим, предоставил предпочтение свободному стиху - верлибру. В. Уитмен часто использует анафоры, синонимический параллелизм, вопросительные и восклицательные предложения, повторы.

Большую роль в ритмомелодиці играют паузы. Их может быть несколько в стихотворной строке где автор выделяет главные склады, вокруг которых основываются ритмические единицы. Ритмичность стихов усиливается однородностью их синтаксического построения. Ритмы поэта пытаются передать симфонию жизни, а вместе с тем и сложную картину человеческого бытия.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Исследовательское задание.

- Найдите В стихах В. Уитмена особенности поэтического мастерства автора.

 

2. Работа с эпиграфом.

- Выразительно прочитайте эпиграф.

- Подумайте, как слова эпиграфа связываются с тематикой проанализированных стихотворений. (В словах эпиграфа чувствуется комизм поэзии В. Уитмена, богатство тем).

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить материал об особенностях поэтики парнаської школы, понятие «декаданс».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути французского поэта Ш. Бодлера.