I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 21
Тема. Г. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Цель: ознакомить с содержанием произведения, помочь учащимся осознать логично-причинові связи происходящих событий; развивать навыки выразительного чтения, пересказа отдельных эпизодов, умение работать с текстом; воспитывать доброту, стремление помочь ближнему.
Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации к ней.
Теория литературы: литературная сказка, связь литературы с жизнью; различные виды описаний.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Необходимо иметь большой литературный талант, чтобы придумать интересную историю о что угодно: обыкновенную иглу, сломанную игрушку, горошину. Ганс Кристиан Андерсен обладал таким даром, и это было его счастьем. Он писал: «Мир вокруг нас полон красоты, она проявляется в самых маленьких перелетных образах, которых часто не замечают люди. В капле воды, взятой из лужи, бушует целый мир живых существ. Сутки - капля, схваченная из будничной жизни, тоже содержит в себе целый мир в картинах, полных поэзии и красоты. Открой только глаза и смотри. Поэт должен указывать на них другим людям... Потом и они привыкнут всматриваться, и жизнь всех обогатится, обогатится красотой...» Счастье видеть и понимать красоту дарит нам писатель в сказке «Снежная королева», с которой мы сегодня начинаем знакомство.
II. Сообщение темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Интерактивное упражнение «Ассоциативная характеристика» с ключевым словом
А - авторитетный, активный...
Н - неуклюжий (немного), ненавязчивый...
Д - добрый, доверчивый...
Э - энергичный...
Г - романтический, решительный...
С - скромный, сдержанный...
Е - этический, элегантный...
Н - чрезвычайный, награжден, лучший...
2. Презентация, краткий пересказ сюжета сказок Г. К. Андерсена, которые ученики прочитали самостоятельно (с обоснованием выбора или оценке героев произведения)
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Выразительное комментируемое чтение первого и второго рассказов сказки
2. Обмен общими впечатлениями о прочитанном
3. Словарная работа
Тролль - черт, одноглазое чудовище с несколькими головами (в скандинавской мифологии);
быть в прекрасном настроении - в прекрасном настроении;
шпинат - зеленая овощная растение;
веснушки - рыжие пятнышки на лице человека;
заноза - мелкий острый кусочек стекла, дерева и др.;
мансарда - жилое помещение на чердаке;
желоб - труба, по которой стекает с крыши дождевая вода;
триумфальная арка - дугообразная сооружение, ворота в честь победы;
кисея - тонкая полупрозрачная ткань;
странное - странное;
черви - черви;
придирался - придирался;
лупа - увеличительное стекло;
врата - ворота;
ратуша - здание городской власти;
хлопья - пластинки;
зимніший - холодный;
вон - совсем всех;
миля - мера длины от 0,52 до 11,2 км в разных странах.
4. Эвристическая беседа с частичным анализом произведения
• Назовите всех героев сказки, с которыми мы познакомились во время чтения 1-2 рассказов сказки. (Кай, Герда, бабушка, тролль, Снежная королева)
• Какого примерно возраста были мальчик и девочка? (Ученики начальных классов - 7-8 лет, потому что умели читать, знали таблицу умножения)
• Как зеркало тролля и осколки из него превращали людей? (Все красивое изображало уродливым)
• Из каких семей были дети - герои сказки? (Из бедных)
• Как развлекались дети? (Читали книги, ухаживали за цветами, выглядывали зимой в окошко, катались на санках)
• Почему бабушка не захотела рассказывать мальчику про Снежную королеву? (Чтобы не накликать беды, потому что верила в существование Снежной королевы)
• Какие описания встречаются во втором рассказе? Найдите их, прочитайте и прокомментируйте. (Дом, где жили дети; Снежной королевы; снежинки; природы, которую видел Кай, летая вместе с Снежной королевой)
• Как изменилось мнение Кая про Снежную королеву и почему? (Красота королевы уже не казалась ему холодной, он не считал ее врагом, как раньше, потому что его сердце стало ледяным.)
• Что необычное, на ваш взгляд, в построении сказки? (Она состоит из нескольких рассказов.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Соедините стрелочками противоположных героев и понятия.
тролль |
вверх |
ученики тролля |
Бог |
пчелы |
ангелы |
прекрасное |
снежинки |
вниз |
уродливое |
сани |
санки |
молитва |
красивая, живая |
ледяная |
черный |
белый |
таблица умножения |
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать первое и второе рассказы из сказки Андерсена «Снежная королева», уметь пересказывать, характеризовать героев; сделать иллюстрации.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Я думаю, что и в наше время есть тролли, которые...
• Мне кажеться, что дальше будет история о том...
• На мой взгляд, эта сказка отличается от предыдущих, прочитанных нами, тем, что...