ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 21

Тема. Г. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

 

Цель: ознакомить с содержанием произведения, помочь учащимся осознать логично-причинові связи происходящих событий; развивать навыки выразительного чтения, пересказа отдельных эпизодов, умение работать с текстом; воспитывать доброту, стремление помочь ближнему.

Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации к ней.

Теория литературы: литературная сказка, связь литературы с жизнью; различные виды описаний.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Необходимо иметь большой литературный талант, чтобы придумать интересную историю о что угодно: обыкновенную иглу, сломанную игрушку, горошину. Ганс Кристиан Андерсен обладал таким даром, и это было его счастьем. Он писал: «Мир вокруг нас полон красоты, она проявляется в самых маленьких перелетных образах, которых часто не замечают люди. В капле воды, взятой из лужи, бушует целый мир живых существ. Сутки - капля, схваченная из будничной жизни, тоже содержит в себе целый мир в картинах, полных поэзии и красоты. Открой только глаза и смотри. Поэт должен указывать на них другим людям... Потом и они привыкнут всматриваться, и жизнь всех обогатится, обогатится красотой...» Счастье видеть и понимать красоту дарит нам писатель в сказке «Снежная королева», с которой мы сегодня начинаем знакомство.

 

II. Сообщение темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Интерактивное упражнение «Ассоциативная характеристика» с ключевым словом

А - авторитетный, активный...

Н - неуклюжий (немного), ненавязчивый...

Д - добрый, доверчивый...

Э - энергичный...

Г - романтический, решительный...

С - скромный, сдержанный...

Е - этический, элегантный...

Н - чрезвычайный, награжден, лучший...

 

2. Презентация, краткий пересказ сюжета сказок Г. К. Андерсена, которые ученики прочитали самостоятельно (с обоснованием выбора или оценке героев произведения)

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выразительное комментируемое чтение первого и второго рассказов сказки

2. Обмен общими впечатлениями о прочитанном

3. Словарная работа

Тролль - черт, одноглазое чудовище с несколькими головами (в скандинавской мифологии);

быть в прекрасном настроении - в прекрасном настроении;

шпинат - зеленая овощная растение;

веснушки - рыжие пятнышки на лице человека;

заноза - мелкий острый кусочек стекла, дерева и др.;

мансарда - жилое помещение на чердаке;

желоб - труба, по которой стекает с крыши дождевая вода;

триумфальная арка - дугообразная сооружение, ворота в честь победы;

кисея - тонкая полупрозрачная ткань;

странное - странное;

черви - черви;

придирался - придирался;

лупа - увеличительное стекло;

врата - ворота;

ратуша - здание городской власти;

хлопья - пластинки;

зимніший - холодный;

вон - совсем всех;

миля - мера длины от 0,52 до 11,2 км в разных странах.

 

4. Эвристическая беседа с частичным анализом произведения

• Назовите всех героев сказки, с которыми мы познакомились во время чтения 1-2 рассказов сказки. (Кай, Герда, бабушка, тролль, Снежная королева)

• Какого примерно возраста были мальчик и девочка? (Ученики начальных классов - 7-8 лет, потому что умели читать, знали таблицу умножения)

• Как зеркало тролля и осколки из него превращали людей? (Все красивое изображало уродливым)

• Из каких семей были дети - герои сказки? (Из бедных)

• Как развлекались дети? (Читали книги, ухаживали за цветами, выглядывали зимой в окошко, катались на санках)

• Почему бабушка не захотела рассказывать мальчику про Снежную королеву? (Чтобы не накликать беды, потому что верила в существование Снежной королевы)

• Какие описания встречаются во втором рассказе? Найдите их, прочитайте и прокомментируйте. (Дом, где жили дети; Снежной королевы; снежинки; природы, которую видел Кай, летая вместе с Снежной королевой)

• Как изменилось мнение Кая про Снежную королеву и почему? (Красота королевы уже не казалась ему холодной, он не считал ее врагом, как раньше, потому что его сердце стало ледяным.)

• Что необычное, на ваш взгляд, в построении сказки? (Она состоит из нескольких рассказов.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Соедините стрелочками противоположных героев и понятия.

тролль

вверх

ученики тролля

Бог

пчелы

ангелы

прекрасное

снежинки

вниз

уродливое

сани

санки

молитва

красивая, живая

ледяная

черный

белый

таблица умножения

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать первое и второе рассказы из сказки Андерсена «Снежная королева», уметь пересказывать, характеризовать героев; сделать иллюстрации.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Я думаю, что и в наше время есть тролли, которые...

• Мне кажеться, что дальше будет история о том...

• На мой взгляд, эта сказка отличается от предыдущих, прочитанных нами, тем, что...