ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 22

Тема. В. Уитмен - американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь письуз. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

 

Цель: ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве американского поэта. Уитмена; раскрыть понятия «верлибр», «трансценденталізм»; развивать навыки конспектирования, свяВНОй речи, логического мышления; способствовать расширению читательского кругозора школьников.

Оборудование: учебник; портрет В. Уитмена, сборник стихов «Листья травы» (в переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Я воплощаю в себе всех страдальцев и всех отверженных...

Уолт Уитмен

 

Я принимаю реальность без всяких оговорок и сомнений,

материализмом наполнен я весь.

Уолт Уитмен

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Уолт Уитмен - американский поэт, публицист, прозаик, критик, одна из самых ярких фигур в истории мировой культуры.

Он был оригинальным мыслителем. Уитмена не воспринимали реакционеры, поскольку он считал, что человечество сохранится в веках, а не умрет бесславно. Художник не воспринимал жадность и все то, что убивает человеческую душу, верил в победу добрых чувств и объединения всех рас и наций. И все это потому, что он видел мир невыразимо прекрасным и необъятным и говорил о нем словами простыми и неувядающее свежими.

 

2. Сообщения подготовленных учеников.

(В процессе рассказа школьники составляют конспект.)

Жизнь и творчество В. Уитмена

Предки поэта были выходцами из Голландии. Они прибыли в Новый свет еще в XVII веке и поселились на острове Лонг-Айленд. Отцу будущего поэта Волтові Вітмену старшему досталась в наследство небольшая ферма, на которой он разводил лошадей. Мать, Луиза, выросла в том же Лонг-Айленде, но в более состоятельной семье. В семье Вітменів было девять детей.

Уолт Уитмен-младший родился 31 мая 1819 года. Он был первенцем в семье, и поэтому его нарекли отцовским именем. В будущем сын должен был перенять и отцовское дело. Но еще никто не знал, что Уолт-младший нарушит семейные планы, станет поэтом и на тридцать шестом году жизни издаст книгу «Листья травы», что сделает имя Вітменів бессмертным.

Отец Уолта был трудолюбивым, стремился разбогатеть, но «выбиться в люди» ему так и не суждено. Впоследствии семья переехала в Бруклина. Некоторое время Уолт-младший посещал школу, но в двенадцать лет вынужден был идти работать, чтобы помочь семье. Его наняли в контору к юристу. Владелец этого учреждения оказался порядочным человеком и помогал юноше учиться грамотно писать, брать книги в библиотеке. Все свободное время юноша отдавал чтению Нового Завета, произведений Шекспира, Мильтона, европейских и американских романтиков.

На протяжении жизни Уитмен сменил немало профессий: был учеником печатника, рассыльным, школьным учителем, плотником, журналистом, редактором провинциальных газет.

Уитмен имел радикальные политические взгляды, выступал против рабства, увлекался идеями свободы, демократии, с надеждой смотрел на Соединенные Штаты Америки как на государство, где может родиться новая, свободный человек.

В конце 30-х годов в журналах начали появляться раВНОобразные по тематике статьи Уитмена, в которых он, в частности, выступал против поклонения доллару, подчеркивал, что погоня за деньгами приводит к духовному опустошению. Иногда он прибегал к резких политических высказываний, ставших причиной увольнения

Обучение профессии, политические взгляды Уитмена его с должности редактора периодического издания «Дейли Игл». Уитмен вынужден был жить случайными заработками. И все же продолжал публиковать собственные стихи, статьи в различных периодических изданиях.

В середине 40-х годов В. Уитмен увлекся музыкой и театром. Известно, что одну из своих рецензий, посвященную необходимости развития оригинального американского театра, он прислал в журнал «Бродвей Джорнал», что его издавал Е. По. Известный новеллист не только опубликовал рецензию, но и поддержал Уитмена во время личной встречи.

По свидетельству биографов, в это время Уитмен изучает философию, эстетику, астрономию, даже египетскую старину, а также участвует в политической жизни страны. Он любил путешествовать и в 1848 году прошел пешком через семнадцать штатов. Любовь Уитмена до уединения удивляла тех, кто его знал. По мнению будущего поэта, такие путешествия были необходимы для того, чтобы лучше познать себя и жизнь.

Вообще, наклон Уитмена до уединения неоднократно комментировался биографами поэта. Все они пытались понять, почему среди природы поэт чувствовал себя лучше, чем в человеческом обществе, усматривали в этом способность художника к мистических переживаний. Исследователи упоминают также о пылкой любви 29-летнего поэта в Новом Орлеане и женщину, которая мелькнула в его жизни и исчезла, принеся одно из крупнейших зворушень, когда-либо пережитых им. Вообще, Уолт Уитмен никогда не был женат. Хотя биографы называют имя одной женщины, которая страстно любила поэта и была готова выйти за него замуж. Это Анна Гілкрайст, вдова английского литературоведа, талантливая личность, которая при первом же знакомстве со стихами американского художника высоко поцінувала их. Она даже переехала в Америку, но Уитмен (уже тяжело больной, понимая свое состояние) всегда подчеркивал, что они могут быть только друзьями. Анна Гілкрайст умерла раньше него. О смерти Анны Уитмен узнал из письма ее старшего сына, и это печальное известие очень взволновало его.

В литературной жизни Америки Уитмен вошел поздно. Его поэзия поражала своей необычностью и оригинальностью. в 1850 году было напечатано несколько стихотворений поэта, в частности «Европа». В этом произведении автор выразил собственное понимание истории, революции 1848 года, воспел свободу. Свое новое поэтическое мировоззрение Уитмен воплотил в сборнике стихов «Листья травы». Она впервые увидела свет в 1855 году, но осталась незамеченной. Вітменові возвращали его первую книгу почти все, кому он дарил ее. И лишь американский писатель Г. Эмерсон восторженно поздравил поэта.

Биографы художника отмечают, что он был великим гуманистом. Из писем к родным он предстает нежным сыном и братом, который заботится о всех членах семьи. Именно в годы выхода первого издания сборника «Листья травы» тяжело заболел отец, и заниматься семьей теперь имел Уитмен-младший. Хотя любовь поэта к людям не замыкалась в пределах семьи. У него были друзья, он умел общаться с людьми, любил веселиться, петь и слушать песни, читать. Среди литературных кумиров Уитмена - М. Сервантес, Г. Бернс, Дж. Байрон, И. В. Гете, Ч. Диккенс, Ж. Санд, Ф. Купер.

В 1861 году началась Гражданская война, которая продолжалась до 1865-го. На протяжении всего военного периода поэт, работая в государственной военной казны, в свободное время помогал санитарам ухаживать раненых и больных. Он как будто растворился в трагедии страны, пытаясь уменьшить человеческую боль: носил раненым еду, под диктовку писал письма домой. Откликом на события Гражданской войны стал цикл стихов «Барабанный бой».

Тяжелым ударом для Уитмена было убийство президента Линкольна. Его памяти посвящен цикл стихотворений, среди которых следует назвать стихотворение «О, капитан!», в котором воссоздан потрясения американского народа.

В пятьдесят четыре года Уитмен тяжело заболел: его разбил паралич. Значительно ухудшилось и материальное положение поэта. И прикованный к постели, писатель продолжает работать, а в его произведениях не теряется оптимизм и уверенность. в 1871 году вышло пятое издание сборника «Листья травы», что принесло поэту долгожданное признание американской публики и критики.

26 марта 1892 году поэт скончался.

Уолт Уитмен оставил заметный след в мировой литературе, а его поэзия оказала значительное влияние на творчество многих художников. Среди них следует назвать бельгийского поэта-символиста Е. Верхарн, российских мастеров слова. Маяковского и В. Хлебникова, украинских художников П. Тычина, М. Семенко, Б. И. Антонича.

 

Переводы произведений В. Уитмена украинском языке

Проблема перевода произведений В. Уитмена заключается в том, что другими языками трудно передать ритмическую очерченность его поэзии. Существуют определенные проблемы и в переводах на украинском языке: кроме ритмической очерченности, трудности возникают в том, что русские слова длиннее английских. Поэтому исследователи часто переводы из Уитмена считают новообразованиями.

Творчество американского художника в Украине популяризировали В. Мисик, И. Драч, В. Коротич.

К переводу стихов американского поэта обращались М. Семенко, Лесь Курбас, П. Тычина (особенно в 20-е годы), И. Кулик, который вместил произведения В. Уитмена до «Антологии американской поэзии» (1929).

в 1969 году на украинском языке вышла книга «Листья травы», что стало результатом труда коллектива переводчиков, среди которых были В. Мисик, И. Кулик, В. Коротич, М. Тупайло и др. В 1984 году читатели познакомились с книгой украинского исследователя и переводчика Л. Герасимчука «Уолт Уитмен. Поэзии».

 

3. Работа с эпиграфами.

- Выразительно прочитайте высказывания поэта, служат эпиграфами к уроку.

- Как вы понимаете первый эпиграф? (Уолт Уитмен всегда пытался слиться со всем миром, всеми людьми, жить их болями и радостями.)

- Как можно толковать второй эпиграф? (Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, без прикрас.)

 

4. Лекция учителя.

(Учащиеся составляют тезисы или конспект лекции.)

Особенности мировоззрения поэта

Трудно понять творчество В. Уитмена, не осознав его оригинальной философии. В отношении к жизни поэт был гуманистом. Известно, что с детства будущий писатель увлекался чтением Библии. Возможно, именно с этой Книги и берут начало такие идеи художника, как вера в братство народов, неисчерпаемость человеческого гения, мысли о равноправии всех людей.

Известно, что большое влияние на формирование мировоззрения поэта имела философия трансценденталізму, что получила большое распространение в США.

Трансценденталізм (от лат. transcendens - то, что выходит за пределы чего-то, бессознательное) - самобытная религиоВНО-философская и этическая система, в основу которой было положено учение И. Канта о априорное знание, которое якобы исконно присуще сознанию и является условием какого-либо опыта. Термином «трансцендентный» сказывается потустороннее, то, что находится за пределами человеческого познания.

Трансценденталісти не воспринимали капиталистического накопления, противопоставляли ему высшие духовные ценности. Они поставили в центр вселенной человеческую личность, наделенную божественной душой, которая не признает над собой никакой власти, кроме закона «я». На мировоззрение Уитмена повлияли такие идеи представителей этого направления, как «доверие к себе», духовная независимость, божественность человеческого «я», равенство людей, пантеистическое восприятие жизни (отождествление Бога с природой), вера в существование «наддуші», частицы которой находятся в каждом человеке.

Кроме того, в годы формирования Уитмена как поэта широкое распространение в общественной жизни Америки приобрели идеи аболіціонізму (движения за отмену рабства негров), сыграл большую роль в Гражданской войне 1861-1865 годов. Аболіціоністські взгляды Уитмена также ощутимы в сборнике «Листья травы».

Во всех своих произведениях - и публицистических, и поэтических - писатель всегда подчеркивал большой роли литературы в общественной жизни. В памфлете «Демократические перспективы» он отмечает, что в цивилизации XIX века «литература, бесспорно, господствует над всеми искусствами, выполняет исключительную служебную роль: формирует характер и церкви, и школы, или по крайней мере могла бы формировать. Сфера ее влияния, действительно, безгранична, особенно если мы привлекаем сюда научную литературу».

 

5. Сообщение подготовленного ученика.

История написания сборника В. Уитмена «Листья травы»

Первое издание сборника поэт собственноручно набрал в 1855 году, совершил свой счет, но на титульной странице не было имени автора. Хотя в книге был помещен портрет поэта. Сборка содержала всего 12 стихотворений.

Второе издание увидело свет в 1856 году и содержало двадцать семь стихотворений и поэм, а третье, что получилось 1860 года, насчитывало уже более сотни произведений.

Поэт продолжал работу над своим сборником протяжении всей жизни. Он писал новые стихи и поэмы, исправлял уже опубликованы, менял их названия и порядок размещения произведений, совершенствовал композиционную структуру всей книги. В целом Уитмен работал над своим произведением почти сорок лет. Последний, наиболее полный вариант 1891 года считается «изданием смертного ложа».

В статье «Взгляды на пройденное» автор так объяснил свой замысел: «Листья травы» - «это в основном попытка передать мою собственную эмоциональную и личностную природу. попытка скрупулеВНО - от начала до конца - воссоздать Личность, человеческое естество (меня самого во второй половине девятнадцатого столетия в Америке), и сделать это свободно, неисчерпаемо и правдиво».

Стихи, входящие в сборник, написаны верлибром.

 

6. Словарная работа.

Верлибр (фр. vers libre - свободный стих) - система стихотворных строк, ритмичная единство которых зиждется на интонационной сходства.

Источником верлибра является фольклор. В художественной литературе верлибр распространяется в эпоху Средневековья (литургическая поэзия), в творчестве немецких передромантиків, французских символистов и др. Особое значение верлибра предоставлял В. Уитмен, а также - авангардисты XX века.

Для верлибра характерны отсутствие размеров, рим и других компонентов организации стиха. Большая роль отводится ритму, интонационном рисунке. Верлибр, как правило,- свободный (то есть ріВНОстопний), неримований стих, который не имеет строгой строфічної строения. Большое значение в нем играет система повторов (анафоры, эпифоры), а также пауз.

 

7. Выразительное чтение учителем стихотворения «Себя я воспеваю».

(Учитель читает стихотворение В. Уитмена в переводе В. Коротича или другом на собственный выбор.)

 

8. Беседа.

- В чем заключается особенность мировосприятия лирического героя стихотворения? (В том, что он воспринимает себя как «человеческий общественность», то есть частью человечества.)

- Как лирический герой воспринимает жизнь? (Радостно, чувствуется жажда жизни.)

- Кого воспевает автор? («Современного человека я воспеваю».)

- Найдите в особенности поэзии верлибра. (Это свободный (ріВНОстопний), неримований стихотворение, отсутствует строфічна строение, используются повторы («я воспеваю»), анафоры («себя я воспеваю», «я воспеваю», «не только...», «не только...»), паузы.)

 

9. Выразительное чтение стихотворения «О, капитан!».

 

10. Беседа.

- Кому посвящено стихотворение? (Президенту Америки А. Линкольну, который был убит 4 апреля 1865 года в театре. Он стал первым президентом Америки, на которого совершено покушение.)

- Как автор называет президента? («О капитан! Отец!»)

- С чем автор сравнивает Америку? (С кораблем.)

- Каков общий настрой стиха? (В стихотворении воспроизводится потрясения американского общества, вызванное коварным преступлением.)

- С помощью чего автору удалось передать боль американцев? (С помощью большого количества восклицательных предложений, которые воспринимаются как крик человеческой души.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Заключительная беседа.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В чем, по вашему мнению, заключается особенность Уитмена как личности?

- Под влиянием которой философии проходило формирование мировоззрения поэта?

- Каковы основные принципы философии трансценденталізму?

- Что такое аболіціонізм?

- Что такое верлибр?

- В течение какого периода Уитмен работал над сборником «Листья травы»?

 

2. Проверка конспектов.

(Учитель проверяет 3-4 тетради учеников.)

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект; подготовиться к выразительному чтению стихотворений В. Уитмена.