ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 21

Тема. Специфика изображения, меткость характеристики различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX в. в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Ч. Диккенс как мастер иронии и сарказма

 

Цель: помочь ученикам глубже постичь индивидуальный стиль писателя, мастерское использование иронии и сарказма; развивать навыки анализа индивидуального стиля писателя, выделение средств комического, выяснения их роли в произведении; воспитывать лучшие человеческие качества, гуманистическое мировоззрение, неприятие зла, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; словарь литературоведческих терминов.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Чарльз Диккенс мечтал о высоконравственное общество и ставил себе целью воспитание такого общества. Он ориентировался на чтение его книг вслух, в кругу родных и друзей, как было принято в «викторианской» Англии. Для развития и укрепления этой просветительской нравственной традиции он основал в 1850 году журнал «Домашнее чтение», был его редактором и главным автором. Забота писателя о повышении уровня общей и читательской культуры заметна и в тематике діккенсівських произведений, и в их социальной направленности, и в его индивидуальном стиле, о чем мы и будем говорить сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» - еще одна попытка автора показать современникам теневые стороны жизни и не только растрогать, но и заставить задуматься над их первопричиной. Писатель видит начало зла не в фактических тайнах происхождения Оливера, а в социальных законах времени. Произведение некоторой степени стал ответом молодого Диккенса-либерала на новый закон о бедных, принятый британским парламентом в 1834 году.

Издавна забота о бедных, сирот, немощных, одиноких стариков была в Англии делом церкви и религиоВНОй общины. С введением нового закона и без того куцая приходская благотворительность превратилась в насмешку над самой идеей милосердия. Приют для бедняков, работный дом в большинстве приходов превратился в настоящую тюрьму, на место неописуемых страданий. Самым тяжелым в этих условиях была судьба детей. Впрочем, чтобы освободить приход от лишних хлопот и расходов, заинтересована и жестокая смотрительница «детской фермы» миссис Манн и тупой служака, приходский сторож Бамбл, и уважаемые члены попечительского совета, которые готовы были передать Оливера садисту-трубочист, замучил уже не одного ребенка.

Жуткие сцены пребывания малого Оливера в робітному доме Диккенс сопровождает авторским комментарием, главная интонация которого - убийственный сарказм и ирония.

 

2. Словарная работа

Учитель. Вспомним или разберемся по словарю литературоведческих терминов, что такое сарказм и ирония

Ирония - скрытая насмешка, когда какое-то явление или лицо говорится в положительном или даже в захваченном тони, а имеется в виду совсем противоположное.

С. Цвейг писал: «Ирония, словно солнечный луч, сверкает в его книгах, предоставляет их скромном ландшафту внезапной ясности и безграничного обаяния, наполняя его тысячами невероятных чудес; тепло этого доброго огонька делает все более живым, более вероятным, и даже притворные слезы сияют, как бриллианты, а маленькие страсти пылают, словно настоящий пожар. Ирония Диккенса поднимает его творчество в такую высь, где она неподвластна плинові, где она становится вечной».

Сарказм - особенно обидна обличительная насмешка, выражение крайней ненависти и презрения к изображаемых явлений и людей. Сарказм близок к иронии, но не имеет переносного (скрытого) значения, выражается более прямо. Кроме того, для сарказма характерно сочетание смеха с горечью и злостью. Он направляется в основном на явления опасные, негативные.

Например, вслед за репликой джентльмена в белом жилете, который удивляется тому, что Оливер плачет, звучит авторское язвительное замечание: «И действительно - очень странно! И чего бы имел этот мальчик плакать?» Кому из современных читателей, возможно, такие формы авторского вмешательства в текст могут показаться чрезмерными, излишними. Для Диккенса же они вполне естественны и потому, что это литературная норма его эпохи, и потому, что они наилучшим образом соответствуют его впечатлительной натуры. Автор не может спокойно наблюдать, как совершается зло.

 

3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Подберите примеры иронии и сарказма в тексте, определите их роль для раскрытия идеи романа. (Например, «После этого молодые джентльмены с трубками в зубах обступили Оливера и начали крепко сжимать руки, а особенно ту, в которой он держал своего клуночка» - «молодые джентльмены» - это дети-воры, ученики старого Феджіна (автор иронизирует), и др.)

 

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

¦ В чем специфика изображения Диккенсом различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX ст.?

Ожидаемые ответы

• В резком разделении на положительных и отрицательных.

• В открытой авторской позиции относительно изображаемых явлений.

• В широком использовании иронии, сатиры и сарказма.

• В направленности на нравственное воспитание общества.

 

5. Определите характерные черты произведения Ч. Диккенса

Ожидаемые ответы

• Исследование причин и условий формирования характеров, раскрытие личности персонажей через взаимоотношения с другими людьми, выявление «скрытых» и «явных» причин их поступков.

• Внимание к внутреннему миру героев и вместе с тем тенденция к схематизации, гротескного шаржирования, к покорению характера персонажа определенной идеи.

• Подчеркивание противопоставления доверчивых, добрых душ злым, отрицательным (или двум началам в душе).

• Использование иронии, сатиры, гротеска.

• Детальные описания внешности персонажей, их жилья, языка, подробностей быта.

• Насыщенность повествования символами; одухотворение мира вещей, связанных с воспоминаниями, переживаниями героев.

 

6. Творческое задание

Учитель. Продолжите историю Оливера Твиста при условии:

а) его не приняли в доме миссис Мэйли;

б) не открылась тайна его рождения;

в) мистер Браунлоу не принял участия в судьбе Оливера.

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложения:

• Индивидуальный стиль писателя Диккенса кажется мне...