I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 20
Тема. Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста». Характеристика образа Оливера Твиста. Социальная действенность творчества Диккенса
Цель: помочь ученикам выяснить идейно-художественные особенности образа главного героя романа, мастерство автора в изображении образа, ведущие средства индивидуализации персонажей произведения; развивать навыки характеризування героев, высказывать свои мнения о них; анализировать художественные средства и авторские приемы индивидуализации персонажей; воспитывать оптимистическое мировоззрение, критическое мышление, лучшие человеческие качества.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
Диккенс постоянно призывает к совершенствованию духа...
Дж. Оруэлл
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Диккенс постоянно призывает к совершенствованию духа...» - говорил Дж. Оруэлл (обращение к эпиграфа урока). Так, у маленького бедного мальчика Оливера Твиста, который рос в таких ужасных условиях, есть чему поучиться даже взрослым. И прежде всего - силы духа, терпения, стойкости, человеческого достоинства. Об этом поговорим сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
Вера Чарльза Диккенса в человека была безграничной. Он выработал даже собственную моральную философию, одно из положений которой - утверждение, что все может способствовать нравственному совершенствованию человека: и победы, и поражения, и нищета, и богатство, и любовь, и дружба, и семейное счастье - так же, как их отсутствие и одиночество.
Правда, это может реализоваться при наличии у нее нравственного инстинкта, врожденной склонности творить добро, умение быть открытой, благодарной миру за все, даже за плохое, готовности отдавать себя другим. Писатель не сомневался, что все эти качества есть у человека, и они обязательно должны взять верх над темными силами в человеческой душе.
Вот почему Оливер Твист выходит победителем в произведении, а его врагов жестоко и заслуженно наказаны.
Рассмотрим образ Оливера Твиста подробнее.
2. Составление «анкеты» героя романа
Имя |
Оливер Твист |
Возраст |
От рождения до подросткового возраста и юности |
Родители |
«Плод несчастной любви богатой девушки Агнессы и женатого мужчины |
Образование |
Начальная, затем самообразование |
Внешность |
Худой, бледный, изможденный парень |
Занятия |
Помощник на ферме миссис Манн, помощник гробовщика, помощник у воров |
Характер |
Терпеливый, стойкий, добрый, милосердный, благодарный, сильный духом, имеет собственное достоинство |
3. Эвристическая беседа
¦ Когда впервые Оливер проявил стойкость, жажду к жизни? (Еще с рождения, потому что никто не озаботился, чтобы он выжил.)
¦ Как относился герой до голода, издевательств и побоев? (Терпеливо, покорно)
¦ С чем не смирился парень и против чего неожиданно запротестовал, дал отпор обидчику? (С оскорблением памяти матери; начал бить другого помощника гробовщика Ноя, старшего и сильнейшего за него парня.)
¦ Какие чувства переживал Оливер, когда воры его украли у мистера Браунлоу? (Стыд, потому что люди, которые к нему хорошо отнеслись, могли подумать, что он их предал.)
¦ Что, кроме благосостояния, хороших условий жизни, увидел и открыл для себя Оливер Твист, находясь у миссис Мэйли? (Красоту природы, чувство благодарности близким ему людям, ответственности за них.)
4. Проблемный вопрос
¦ Можно ли, по вашему мнению, чему поучиться у Оливера Твиста современному читателю?
5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Которыми являются ведущие средства индивидуализации персонажей в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»?
Ожидаемые ответы
• Заостренная одноплановість характеризування героев.
• Индивидуализированное речи.
• Индивидуализированные портреты.
6. Слово учителя
Персонажи романа легко делятся на героев и злодеев, причем первые обязательно возвышенно идеальные, безгрешные и правильные, а вторые - зловещие, мрачные и маниакальные.
К представителям первой группы относятся, кроме самого Оливера Твиста, мистер Браунлоу, миссис Мэйли и ее названная дочь Роза, доктор Лосберн, миссис Бедвін. Всех их объединяют одни и те же черты: жертвенность, сентиментальность, чувствительность, мягкая, неагрессивная нрав и добрый юмор. Они милые, приятные люди, которые умеют сострадать и откликаться на чужую боль.
Вместе с тем эти герои разные. Миссис Мэйли - практичная, рассудительная, с сословными предрассудками (запрещает сыну жениться на Розе через ее неизвестно, «темное» происхождение); Роза - чистая, наивная, самоотверженная девушка, готова пожертвовать счастьем ради спокойствия своей благодетельницы; мистер Браунлоу - чудак (посреди улицы читает книгу, ничего не замечая вокруг себя, «словно сидел в кресле в своем кабинете» вместо того, чтобы требовать для Оливера наказания или хотя бы подозревать его, он оставляет мальчика у себя). Доктор Лосберн - детектив по призванию, деятельный, энергичный, может попадать через это даже в опасные ситуации.
Героям противостоят положительным негодяи: Фэджин, Билл Сайкс, Монкс, мистер Бамбл и др. Воры, награбив денег, способны только пить или драться друг с другом. Они трусы и способны на измену. Их быт, комната с пауками и мышами, с трухлявые ставнями, хаосом и запущенностью лучше всего характеризуют примитивизм их духовного мира.
Несмотря на много общих черт, эти герои также все разные.
Фэджин - хитрый лицемер, который возглавляет банду карманников. Его речь льстивое, когда заманивает новичков, притворно-ласковая («Старый еврей улыбнулся, низко поклонился Оливеру и, сжимая его руку, сказал, что надеется со временем ближе сойтись с ним»; «- Дорогие ребята, дорогие! - сказал еврей. - Что же ты принес, Пронозо? - Двое гаманів,- ответил молодой джентльмен») Вместе с тем он радуется, что повесили пятерых его сообщников, и теперь не надо ни с кем делить добычу, никто его не выдаст полиции.
Билл Сайкс - грубый, жестокий убийца, у которого не осталось ничего человеческого. Даже его пес такой же «преступный». Преступник не имеет жалости ни к женщине, которая его преданно любила, ни до своих сообщников («Ты никогда ничего не слышишь,- злобно засмеялся Сайкс,- підкрадаєшся и исчезаешь неслышно, чтобы никто не заметил. Жаль мне, что ты не был тем собакой, Феджіне, за полминуты до этого!», «С меня тебе не удастся посмеяться, разве что на виселице. Я тебя держу за хвост, и чтобы я пропал, когда выпущу. Помни! Как я встрягну, то потяну и тебя за собой!»)
¦ Выделите главные мысли из рассказа учителя и сделайте выводы.
V. Домашнее задание
Охарактеризовать героев произведения, проанализировать средства их индивидуализации.
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Завершите предложения.
• В Оливеру Твісті меня поражает...