I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 20
Тема. Г. К. Андерсен. Сочетание побутовості и фантастики в сказках Андерсена
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством Великого Сказочника, заинтересовать его произведениями, побудить к чтению; развивать навыки самостоятельной работы с учебником; расширять кругозор, умение высказывать свои мысли о прочитанном; воспитывать целеустремленность, настойчивость, стремление к самообразованию.
Оборудование: портрет писателя, различные издания его сказок, иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, герои (образы, персонажи) литературного произведения.
ХОД УРОКА
I. Анализ выполнения контрольной работы
II. Объявление темы и цели урока
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Не так много в мире писателей, которые бы имели титул Короля Сказок. Такое звание (неофициальное, конечно, но не менее почетное) было в датского писателя Ганса Кристиана Андерсена. Сегодня у нас есть замечательная возможность познакомиться больше с его жизнью, что именно уже напоминает сказку, с его яркой личностью, хотя в детстве он был не очень уместным, скромным, обычным мальчиком.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
- Вспомните сказочную историю о гадком утенке, которого все презирали, оскорбляли и которое потом превратилось в прекрасного лебедя. Примерно так было и в жизни Ганса Христиана Андерсена, который родился в бедной семье и, не имея средств для осуществления мечты, упорно работал, учился, искал свое призвание, фантазировал, писал, пока наконец не достиг успеха и стал одним из лучших сказочников мира. Благодарные читатели еще при жизни сказочника поставили ему памятники, причем не только ему, но и сказочным героям, которые вышли из-под его пера. До этого времени существует высокая международная премия имени Г. К. Андерсена за лучшую детскую книгу.
2. Выразительное чтение (или самостоятельная работа) статьи учебника о выдающегося сказочника (С. 61-62 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 70-72 - по учебнику Е. Волощук)
Ганс Кристиан Андерсен
3. Эвристическая беседа
• Что больше всего поразило вас в жизни писателя?
• Какие сказки Г. К. Андерсена вы знаете из детских книжек, из мультфильмов? («Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Огниво», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Соловей» и др.)
• Чему учат, чем привлекают сказки Андерсена?
4. Комментарий учителя
- Необычайная привлекательность сказок Андерсена кроется в волшебной простоте, в хорошем отношении писателя к миру и к людям, в умении в самых обычных предметах и событиях видеть сказку. Андерсен как настоящий волшебник легко проникал в душу ребенка, мужчины, женщины, простого садовника и знатного господина, мелкого чиновника и придворного вельможи. Даже там, где автор видел несовершенство, старался отыскать хоть что-то хорошее, потому что верил, что добро существует во всем. Итак, как и герои народных сказок, и персонажи сказок других писателей, герои Андерсена учат добру и справедливости, веры в будущее, внимательного отношения к каждому человеку, милосердия и сострадания к более слабым.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Совместите сказочных героев Г. К. Андерсена, руководствуясь логикой и знанием произведений
маленькая девочка |
балерина |
принцесса |
лебедь |
солдатик |
солдат |
утенок |
сестра, крапива |
соловей |
перины, горошина |
огниво |
жаба, жук, ласточка |
лебеди |
клетка |
2. Прокомментируйте высказывание Г. К. Андерсена и исследователей его творчества и запишите в табличку черты характера писателя, иллюстрирующие эти утверждения
«В цветущей Дании, где родился я,
Берет мой мир свое начало.
Там датской песни мне пела,
Сказки шептала матушка моя».
Г. К. Андерсен
«В детстве я больше всего любил слушать сказки. Почти все они живут в моей памяти».
Г. К. Андерсен
«Моя жизнь - прекрасная, роскошная сказка. Если бы тогда, когда я вступил в мир маленьким, бедным, одиноким мальчиком, до меня появилась всемогущая волшебница и сказала: “Выбери себе цель и направление, а я буду тебя направлять и защищать,” - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше».
Г. К. Андерсен
«Неуловимое равновесие между достоверностью реальности и вымыслом - это один из секретов сказок... [Андерсена]»
Б. Грьонбек
«[Андерсен], часто писал о вещах, которые его окружали».
К. Паустовский
«Сказки... [Андерсена] нужны всем. Они учат называть вещи своими именами и при этом не лишают надежды».
С. Гречанюк
(Ответ: патриотизм, фантазия, оптимизм, талант, наблюдательность, целеустремленность.)
VI. Домашнее задание
Рассказывать о Г. К. Андерсена и его произведения. Прочитать одну любую из его сказок (кроме «Снежной королевы»), сжато его пересказывать и выражать собственное мнение о ней.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• На уроке меня заинтересовало...
• Я взял (взяла) для себя полеВНОе...
• Невероятно, но факт, что...