I семестр
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК 21
Тема. Идея веротерпимости. Ровена и Ребекка - две разные судьбы
Цель: продолжение работы над образами романа; составление планов рассказов о персонажах; совершенствование навыков работы над текстологічним анализом произведения, умением сопоставлять характеры персонажей; воспитание культуры речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственное мнение.
Оборудование: иллюстрации к роману В. Скотта «Айвенго» (обязательно - эпизоды, связанные с леди Ровеною и Ребеккой).
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания: план рассказа о образы персонажей романа, корректировка ответов.
(Для учителя лучше иметь для образца готовы планы и даже продиктовать или написать их на закрытой доске как вывод, поскольку работу над образами уже завершено (см. № 18, 19).)
Примерные планы
Седрик Сакс
I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и изображения этих событий сквозь призму судьбы одного из персонажей.
II. Седрик Сакс - яркий представитель и выразитель идей англосаксов (даже ник говорит об этом)
1. Приверженность старинных традиций и родного языка, защита ее.
2. Гордость за славу англосаксов (во время рассказа паломника на турнире).
3. Храбрость, мужество Сердика, способность защитить себя, своих родных, собственные принципы.
4. Сила Седрика - в его искренности, способности прийти на помощь:
а) опекунство над леди Ровеною;
б) гостеприимство до путников во время непогоды;
в) умение взять под свою защиту слабых (Исаак и его дочь);
г) умение вознаграждать и быть благодарным (Вамба, Группа).
5. Умение жертвовать собственными интересами ради общего дела:
а) хочет прежде всего спасти Ательстана;
б) стремясь услужить Англии, выгнал из дома собственного сына, чтобы устроить брак Ательстана и Ровены.
6. Вспыльчивость, привычка управлять собственными судьбами, как следствие его социального статуса:
а) владение рабами и отношение к ним;
б) отношение к Айвенго.
III. Отношение автора к Седрика Сакса.
Группа
I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» событиям в Англии XII в. и их влияние на судьбу персонажей.
II. Группа как выразитель интересов низших слоев англичан.
1. Происхождение, социальное положение, род занятий.
2. Самая главная мечта Гурта - стать свободным, избавиться от рабского положения.
3. Верность хозяевам и служение благородной идеи:
а) служит оруженосцем у Айвенго;
б) несмотря на наказание, хочет освободить Седрика.
III. Отношение автора к Гурта.
Мое отношение к герою.
Вамба
I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами и участие в этих событиях персонажей романа.
II. Вамба - человек, вивищилася над своей судьбой и активно вмешивается в события.
1. Происхождение, социальное положение, род занятий.
2. Ум и острый язык шута: умеет постоять за себя и товарища.
3. Свободолюбие Вамби (критикует захватчиков, правильно оценивает состояние угнетенного народа).
4. Сообразительность, умение достойно защитить хозяина (турнир «щит»).
5. Чувство справедливости и человечности: не позволяет бросить на произвол судьбы Исаака с дочерью, обидеть их.
6. Верность хозяину и жертвенность.
7. Храбрость и разумная осторожность (во время сопровождения Ричарда).
8. Почему Вамба не просит как вознаграждение избавления от рабства?
III. Отношение автора к Вамби. Мое отношение к герою.
(Ученики могут записать планы по выбору, но их надо предупредить о необходимости написать сочинение о любимом герое.)
IV. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Беседа с элементами текстологического анализа
Обращаемся к иллюстрациям к роману.
Учитель. Хоть «Айвенго» прежде всего рыцарский роман, мужество и верность присущи в этом произведении не только мужчинам.
Вспомним последние эпизоды романа, когда Ребекка просит Ровену показать свое лицо и в ответ тоже снимает фату.
Прочитать описание внешности героинь и сопоставить их с иллюстрациями.
• Можем ли мы говорить, что героини, внешне такие разные, очень похожи? Чем именно? (Эти чрезвычайно привлекательные мужественные и верные женщины любят одного мужчину.)
• Какие эпизоды связаны с леди Ровеною? (Ужин в доме Седрика, провозглашение королевой турнира, награждение победителя турнира, пребывания в плену.)
• Можем ли мы сделать вывод, что Ровена любит Айвенго и верна ему? (Прочитать:
«Залог Ровены за честь Айвенго», «Слова, сказанные во время награждения победителя»)
(Ровена каждый раз отказывается вступить в брак с Ательстаном.)
• Что еще мы можем сказать о Ровену? (Ее характеризуют чувство собственного достоинства, благодарность Седрика, милосердие к слабым.)
• Какие эпизоды связанные с Ребеккой? (Возвращение Группой денег, на лесной поляне, сопротивление Буагільберу в замке, помощь раненому Айвенго, суд, третий турнир и рассказ о яткування калеки.)
• Как вы считаете, почему эпизодов, связанных с Ребеккой, больше?
• Чем привлекает к себе внимание Ребека, что не очень обычное в ее судьбе и характере? (Девушку отличает мудрость, умение лечить; несмотря на преследования и казни ее сестры Мириам, она способна подняться за счет над обстоятельствами: угроза Буагільберу броситься с башни, вызов защитника на турнир и ожидания до последнего.)
• Как вы думаете, почему с леди Ровеною не связаны такие эпизоды? Почему она не проходит столько испытаний?
(Причина этого - национальность Ребекки. Леди Ровена в Англии принадлежит к высшему классу, ее судьбу определены заранее;
Ребекка же, несмотря на численное богатство отца,- чужестранка, представительница нации, которую презирают, поэтому ее может обидеть даже простой йомен или раб:
«Никто не осмелился обнаружить сожалению до пленницы, боясь, чтобы его не заподозрили в сочувствии к евреям» - только благодарен калека взялся выполнить ее поручения;
Исаак жалеет, что Айвенго еще не выздоровел: «Какой же другой христианин захочет сражаться за угнетенных дочь Сиона?»
Отшельник Тун: «Пусть она хоть десять раз гадалка, и только христианской веры, моя дубинка віддзвонила бы полдень на стальном шлеме февраля храмовника».)
• О чем свидетельствует поведение Ребекки, когда она наконец увидела защитника? («Признаю... - ответила она с таким волнением, которое вызвал в ней и страх смерти. - Признаю, что ты защитник, которого послало мне небо. Но нет, нет! Твои раны еще не зажили. Не дерись с этим напыщенным мужчиной. Зачем тебе погибать?».)
• Осознают героини, какая большая разница между ними?
(Предложение Ровены: «Оставайтесь у нас! Благочестивые наставники сумеют убедить вас отказаться от вашей ложной веры, а я стану вашей сестрой».
Ребекка: «Глубокая пропасть лежит между нами. Наше воспитание, наша вера ни вам, ни нам не позволяют переступить через ту пропасть»; «Не могу я менять веру отцов моих, как меняют одежду в зависимости от климата той страны, где собираются поселиться...»)
• Почему Ребека не хочет менять веру? Правильно ли ее решение?
• Что хотел показать этим автор?
• Только ли потому, чтобы оказаться в безопасности, Ребекка покидает Англию? (Ребекка едет за неразделенной любви)
• Какие чувства могли зародиться в душе Ребекки из-за неразделенной любви и что она чувствовала на самом деле? (Мстительность, подавленность. Великодушие)
То есть человек сам может управлять своей судьбой и своим характером.
• Есть в романе намек на то, что Ребекка останется в памяти англичан и Айвенго?
• Как сам автор говорит о существовании национального неравенства между людьми? (Ее не должно быть: «Пусть тот, кто создал и евреев, и христиан, осыпет вас всеми щедротами жизни».)
III. Подведение итогов урока
Учитель. Я даже не спрашиваю, кто больше всего вам понравился - Ровена или Ребека.
Смысл нашего разговора сегодня в том, что не только время, исторические события, происхождение, социальный статус и национальность человека влияют на его характер и судьбу, но и человек сам формирует свою личность, занимается собственным образованием и воспитанием, закаляет характер, а значит, является обладателем своей судьбы.
IV. Домашнее задание
Подготовиться к написанию сочинения «Мой любимый герой романа»; если нужно, составить план к образу леди Ровены и Ребекки.