ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 22

 

ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА

 

Тема: Иван Крылов (1769-1844). «Волк и Ягненок».

Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем бесстыдно оправдывать свое невежество, которое является самым большим недостатком.

Григорий Сковорода

Смехом исправляют нравы.

О. Бальзак

Вон байку раздели, клятущі, догола,

Тогда увидели, что Правда то была.

И. Красицкого

Цель: заинтересовать учащихся личностью и творчеством выдающегося русского баснописца Ивана Крылова; раскрыть афористичен содержание басни «Волк и Ягненок»; углублять знания учащихся о «крылатые выражения» и об использовании того же сюжета разными авторами (на примере басни «Волк и Ягненок»); совершенствовать навыки выразительного чтения басен, умения анализировать и сравнивать художественные произведения; развивать творческие способности школьников, логическое и обраВНОе мышление; побуждать к выражению личного отношения к проблемам, раскрытых в баснях, и умение обосновывать свои взгляды примерами и цитатами из текста; прививать морально-этические нормы поведения.

Оборудование и материалы: портрет И. Крылова работы К. П. Брюллова, фото памятника байкарю в Санкт-Петербурге, выставка его произведений, иллюстрации к басням.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретить своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В то дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница народной мудрости

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и Родина его.

(М. Исаковский)

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Обращение к выставке произведений И. Крылова и иллюстраций к его басен.

 

4. Работа с фото памятника Крылову в Санкт-Петербурге.

Издавна выдающегося русского баснописца XIX века называют «дедушкой Крыловым». Его образ увековечен памятником в Летнем саду в Санкт-Петербурге, где всегда людно.

• Присмотритесь к памятнику: что необычного вы заметили? (Крылов сидит в кресле в окружении героев своих басен - животных, птиц ).

• Как вы думаете, что хотел передать скульптор, изобразив баснописца таким образом?

 

5. Обращение к портрету баснописца работы К. П. Брюллова.

• Каким предстает перед нами Крылов?

• Что выражает его взгляд, внешний вид, поза?

• Что, по вашему мнению, удалось передать художнику в портрете баснописца?

 

6. Сообщения учащихся о жизни и творчестве I. A. Крылова.

Родился Иван Андреевич Крылов 2(13) февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. Отец рано умер, оставив в наследство лишь сундук с книгами. Мать была хоть и не образованным, но очень умной от природы женщиной. В детстве у Ивана Андреевича оказались прекрасные способности к математике, к тому же он имел хорошую память.

Семья страдала от бедности, и поэтому десятилетний Иван Крылов вынужден был работать на мелкой должности в суде. Конечно, средств на получение хорошего образования не хватало, поэтому мальчику приходилось добывать знания самостоятельно.

Когда будущему писателю исполнилось почти пятнадцать лет, семья переезжает в Санкт-Петербург, где мать надеялась на получение пенсии за 27-летнюю службу своего мужа. И здесь Крылову приходилось зарабатывать на жизнь переписыванием писем и ходатайств солдат. Но в свободное время он много занимался музыкой (по свидетельствам современников, прекрасно играл на скрипке). Именно в это время он начал писать. Первые его литературные опыты - драматические произведения - не имели успеха, а вот стихи были напечатаны в журнале «Лекарство от скуки и забот». Слава его ждала еще далеко впереди...

Когда Крылову исполнилось восемнадцать, он попробовал себя в журналистике и начал издавать журнал «Почта духов». Однако это продолжалось недолго - журнал запретила власть... Та же судьба постигла и следующие журналы.

Первые басни Крылова были напечатаны в 1788 году в журнале «Утренние часы», но они не привлекли внимания читателей.

Годы скитаний и странствий... Ярославль, Нижний Новгород, Тула, Тамбов, Саратов, Рига...

И только в 1806 году имя Крылова покрылось славой. Тогда в январском выпуске «Московского зрителя» появился его перевод басен Лафонтена. С этого времени судьба художника - байкарство. Одно за другим выходят отдельные издания его басен (за два года - 1808-1809 - их было 40!). 1811 года вышли в свет «Новые басни Ивана Крылова», и государство теперь занималась художником. Крылова избирают членом Российской академии, а в январе 1812 года он занимает должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Здесь он прослужил более 30 лет.

Последние годы жизни Ивана Крылова обозначены проблемами со здоровьем. Перед самой смертью писатель распорядился, чтобы всем желающим и тем, кто его помнил, подарили по экземпляру нового издания с надписью «Приношение. На память об Иване Андреевиче, по его желанию»...

 

7. Работа с эпиграфами.

 

8. Выразительное чтение учащимися басен Крылова.

 

9. Углубление понятия о «крылатые выражения» (на примерах басен Крылова).

V «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак» );

V «Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся» ( «Лев и Лисица» );

V «Вперед чужой беде не смейся, Голубок» («Чиж и Голубь»);

V «Великий человек лишь громок на делах» («Две бочки» );

«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» ( «Квартет» );

«Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами» («Мышь и Крыса» );

V «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух» ) и др.

Методический комментарий. Стоит актуализировать знания учащихся на понятии «крылатые выражения». Школьники приведут примеры из древнегреческой мифологии. Учитель из акцентирует внимание на том, что короткие, меткие высказывания называют афоризмами. Они могут иметь как фольклорная, так и литературное происхождение: писатель впервые использует их в своем творчестве, впоследствии эти выражения широко употребляются в языке.

Эффективными могут стать такие виды учебной деятельности:

• Литературный диктант (по приведенным афоризмом назвать басню).

• Работа в группах (учащиеся прорабатывают тексты басен и находят афоризмы).

Интересным для учащихся может стать пантомімне инсценировка басни. Творческие группы (3-4 чел. - в зависимости от количества действующих лиц в басне) получают полный текст произведения. Задача состоит в иллюстрировании без слов (инсценировке) повествовательной части байки так, чтобы была понятна объявлена в начале мораль. Задача других групп - «расшифровать» действие и угадать басню.

 

10. Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» (в оригинале и переводе М. Терещенко).

 

11. Работа с текстом басни.

Методический комментарий. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может выбрать работу с оригиналом или же с переводом. В этом случае приводится пример работы с оригиналом.

• Определите по тексту, где и когда происходит действие? («...в жаркий день ... к ручью» ).

• С какой целью каждый из героев оказывается у ручья? (Ягненок: «зашел к ручью напиться»; Волк: «голодный рыскал», «на добычу стремится» ).

• Найдите в тексте, как обращается Волк к Ягненку? («наглец», «нечистым рылом», «негодный», «щенок»). Какие чувства выражены в этих обращениях?

• А как называет Ягненок Волка? («светлейший Волк», «вот Светлости» ). О чем свидетельствуют эти обращения?

• Как ведут себя герои? Обратите внимание на то, в каком лице обращаются друг к другу герои. О чем это свидетельствует?

• Составьте цитатний цепочку обвинений Волка? («как смеешь ты ...чистое мутить питье мое» -«поэтому я лгу» - «слыхана ль такая дерзость» -«в запрошлом лете... нагрубил» - «вы все мне зла хотите, и если можете, то мне всегда вредите» - «устал я слушать» - «ты. виноват уж тем, что хочется мне кушать» ). Справедливы ли эти нападки хищника?

• А как Ягненок отвечает на эти обвинения? ( «осмелюсь я до - несть» - «гневаться напрасно он изволит» - «помилуй, мне еще и от роду нет года» - «нет братьев у меня» - «ах, я чем виноват?» ).

• Прислушивается Волк до оправданий Ягненка? Докажите свое мнение.

• Найдите в тексте и прокомментируйте момент, когда Волк теряет терпение.

• Зачитайте мораль басни. Как вы ее поняли?

• Определите отношение автора к героям.

• Какие черты человеческого характера воплощены в образах Волка и Ягненка?

 

12. Сравнение оригинала с переводом басни.

 

13. Работа в группах. Сравнение басни «Волк и Ягненок» в изложении различных авторов.

Задачи:

1. В чем похожи басни о Волке и Ягненке в изложении Эзопа, Федра, Бабрія, Л. Глебова и И. Крылова?

2. Кому, по вашему мнению, удалось ярко передать мораль басни? Ответ обоснуйте.

3. Какими чертами наделяют персонажей писатели?

4. Подумайте, почему на протяжении тысячелетий к этому сюжету обращаются разные писатели.

 

Федр

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК

 

Ягненок и Волк к реке подошли некогда

Напиться воды. Волк, конечно, выше стал,

Ягненок по течению ниже. Однако,

Нашел до ссоры душогубець зацепку.

«Ты что, - отозвался, - каламутиш воду здесь,

Где я привык пить?» Испуганный Ягненок на то:

«Этого не может быть, потому что вода течет

От тебя, Волк, в моем направлении!»

Слова правдивые Серого разозлили:

«А кто же полгода назад оскорблял меня?»

Ягненок: «Тогда я еще и не родился!»

«Не ты - твой отец, следовательно, досолив мне!» -

Наконец молвил Волк и растерзал Ягненка.

Написано эту байку про людей, которые

Притворством невинных стремятся уничтожить.

 

Бабрій

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК

 

Ягненок, что отстало от своего стада,

Увидел Волк, но не бросился на него,

А благообразный повод стал искать:

«Это ты год назад ругал меня грубо?» -

«О, нет, я только этим летом родился». -

«Но ведь траву в моем лугу пощипал?» -

«О, нет, я еще мал, травы не умею кушать». -

«А воду ты из моего ручья не пил?» -

«Да нет, я только материнское вымя ссу».

Тут Волк без лишних слов схватил его в зубы:

«Не буду же я оставаться голодным

Потому, что ты невиновен, вишь, ни в чем!»

(Перевод А. Лисовского)

 

Леонид Глебов

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК

В мире уже давно ведется,

Что низший перед высшим гнется,

А больший меньшего кусает да еще и бьет -

Затем что сила есть...

Примерь не долго бы показать,

И - чур ему! Зачем чіпать?..

А чтобы концы как-нибудь поховать,

Я хочу байку рассказать.

Летом, среди дня,

Резвясь, глупый Ягненок

Же забилось до реки -

Напиться водички.

Вот пыле, или нет - лядить:

А тут Волк - такой страшный

И здоровенный!

И так прямо и бежит

До бедного Ягненка.

Ягненку никуда бежать;

Стоит, сердешне, и дрожит...

А Волк, как будто комиссар, кричит

(Он, чтобы присікаться, нашел причину):

- Зачем это ты, собачий сын,

- Здесь каламутиш берег мой

- И квапиш нос свой плохой

- В чистую оцюю воду?

И я тебе по сюю вред

Ты знаешь, что сделаю?..

Как муху, задавлю!

- - Нет, пожалуйста, - Ягненок ему отказывает, -

- Водице я не сколотил,

Потому еще и не пил;

А хоть бы и пил, то вреда в том нет,

Потому что я стою совсем не там,

Где надо пить вам,

Да еще и вода от вас сюда бежит...

- - Да то есть я вру? - тут Волк ему крикнул. -

- Ишь! Еще и базікать стало...

Такого еще плохиша не бывало!..

Кажется, ты и в позапрошлом году здесь был

И гадости мне делал... Постой же!

Ты думаешь, что я забыл?

- - Помилуйте! - ему Ягненок говорит, -

- На свете я еще и года не прожил.

- - Так брат твой был.

- - Нет братьев.

- - Так, может, отец,

- Когда не дядя...

Или же кто-нибудь из ваших был...

Разве не знаю я, не слышал,

Что вы все меня бы и съели,

Если бы уловили?

Собаки и пастухи твои,

Все вы - враги мои:

От вас мне жизни нет...

Еще мало я терпел?

- - Так чем же я вам досадил? -

- Ягненок, плача, спрашивает.

- - Цыц, гадкая! Небось, не знает...

- Еще и огрызается, щенок!

Что ты за птица?! Ты - Ягненок!

Как смело ты меня спрашивать?

Волк, может, есть захотел!..

Не вам о тее, дуракам, знать! -

И - Волк и Ягненок задавил...

Зачем ему это знать,

Что, может, плачет бедная мать

И убивается, как рибонька об лед:

Он Волк, он господин... ему не следует...

 

14. Подведение итогов урока.

 

15. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть басню Крылова, подготовиться к ее выразительного чтения или инсценировки.

2. Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к басне.