ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 21

 

ДАЮТ УРОКИ НАМ ПРАВДИВЫ ЭТИ ПЕСНИ

 

Тема: Жан де Лафонтен (1621-1695). «Зачумленные звери».

Я их второй раз родил

И духом родным обогатил.

М. Годованец

Тогда человек становится лучше, когда вы покажете ей, какая она есть.

А. Чехов

Хоть рассказ короткая и шуточная,

Цель ее ясна и правдива.

Важен смысл, не фамилия художника.

Эзопа дух я в басне храню.

Когда и добавлю свое - греха не имею:

Жизнь не викривля перо творца.

Прими ласковым сердцем нас, читатель!

Короткістю тебе отблагодарю.

Федр

Цель: углубить знания учащихся о байке; рассказать о личность и творчество Жана де Лафонтена; раскрыть своеобразие его басен; развивать обраВНОе, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, навыки работы с текстом; прививать интерес к литературе.

Оборудование и материалы: портрет Лафонтена, иллюстрации к его басням.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

 

1. Проверка домашнего задания (чтение и обсуждение творческих работ учащихся).

2. Обращение к теме урока.

Воспеваю в байках героев я будничных,

Которых не знал Эзоп в краях своих священных,

Дают уроки нам правдивы эти песни.

Здесь говорят все, и рыбы молчаливые, -

Касаются и людей поучительные их советы, -

В образах животных человеческие недостатки виднее со!

(Жан де Лафонтен)

 

3. Работа с эпиграфами.

 

4. Чтение статьи учебника о Лафонтена (с. 40-41).

 

«Учительская кармашек». Немного о французского баснописца.

Jean de La-Fonlaine

Лафонтену исполнилось более сорока лет, когда он взялся писать для потомков: в 1668 году вышел его первый сборник басен. Для современников он писал намного раньше. Его хорошо знали как автора сказок, лестных посланий к вельмишанованих лиц и многих стихотворений на случай. Лафонтен всегда был готов сочинять стихи на любую тему: обращение к песика, описание дворца и т.д. Четыре раза в год стихами он «расплачивался» с министром Фуке, своим покровителем, за пенсию, стол и жилье. Однако свои «Сказки», что радовали читателей остроумием и жизнелюбием, он писал с удовольствием. Но в этих произведениях Лафонтен слишком смело высказывал свои свободные мысли, за что «Сказки» были запрещены полицией за подрыв авторитета церкви и насмешки с ее служителей. Произведения пришлось печатать в Голландии. В конце жизни Лафонтенові предложили отречься от своих «нравственных сочинений», а он никак не мог понять, что в этих сказках такого плохого...

Лафонтен - первый баснописец Нового времени. До него существовали только переводы или перепевы в прозе и стихах восточных сборников басен Эзопа. Из-под пера Лафонтена родилась новая байка. Краткая, поучительная, она засияла живыми характерами, стала маленьким театральным представлением, разыгранным веселыми актерами. И это зрелище не потеряло своей первоначальной простоты, інакомовлення, а сохранило глубокую мудрость.

 

5. Слово учителя.

Лафонтен был уже известным писателем, когда начал писать басни. Теперь мы знаем его лишь как баснописца. Все, что так ценили современники, теперь почти забытое... Байка помогала художнику выразить то, о чем было опасно говорить откровенно, ведь речь идет не только о зверях, и тем хуже для тех, кто в животных узнает себя!

Образы некоторых зверей в баснописца соответствовали определенным слоям населения. Сюжеты басен он брал из разных источников: у легендарного Эзопа, в латинских, индийских, французских писателей. Возможности жанра байки раскрывали его насмешливый и свободомыслящий ум. Его странный зверинец - картина французского общества второй половины XVII века. Перед нами двор Людовика XIV. Великолепие, изысканность, церемонии, парики, похожие на львиные гривы... Король-солнце, король-Лев считает, что все животные принадлежат ему душой и телом. Угодить ему трудно: мало кто ластился, или же слишком много - для всех одинаковый конец... Лев слишком жестокий и прожорливый:

 

Приятной ложью слух ласкайте королей:

Им лесть всего милей...

Поверят они вам - вы станете их другом.

(«Похороны Львицы» )

 

А вот Волк - персонаж многих басен Лафонтена - существо злобное, неблагодарная, вечно голодная: «евши, никогда костей не разбирает». Лиса же - образ, заимствованный у Эзопа, - осторожная, хитрая, підлеслива существо, которое часто получает победы над недалекими, щиродушними животными, но иногда попадает в сети собственного коварства.

 

6. Чтение басни «Зачумленные звери» (учебник, с. 41 - 42).

 

7. Работа с текстом и обсуждение прочитанного.

• Как вы поняли название басни?

• Найдите в тексте, что говорит автор о чуме.

• Какие последствия чумы?

• Каких зверей постигла чума? От кого мы об этом узнаем? Ответ аргументируйте текстом.

• В чем животные видят свое спасение? (Пожертвование собой ради других, раскаяние в грехах).

• «На душе большой грех» имеет Лев? Зачитайте его раскаяние.

• Считаете ли вы его речь искренней? Обоснуйте свое мнение.

• Зачитайте, что говорит Лис в ответ на раскаяние Льва.

• Как вы оцениваете эту речь? Какие чувства она у вас вызывает?

• Какую оценку дает Лис грехам Льва? Можно согласиться с его аргументами?

• Как вы думаете, что имел целью Лис?

• Подумайте: есть ли грехи у самого Лиса? А раскаивается ли он? Почему?

• Как звери отнеслись к речи Лиса? Кто больше всего поддержал его?

• Зачитайте раскаяние Осла. В чем он видит свой грех?

• Сравните грехи Льва и Осла. Кто, по вашему мнению, заслуживает на пожертвование собой ради спасения других? Ответ аргументируйте.

• Как община оценила вину Осла? Подумайте, какие на то были причины.

• В басне не говорится о том, кого из животных принесли в жертву. Кто, по вашему мнению, ею станет? Почему?

• Какие черты человеческого характера олицетворяют образы Льва, Лису, Осла?

• Зачитайте мораль басни. Как она соотносится с содержанием и названием произведения?

 

8. Коллективное составление цитатного плана басни (запись в тетради).

Ориентировочный цитатний план басни

1. «Чума - беспощадная, яростная сила».

2. «Лев созвал совет».

3. «...из кризиса не выйти без должного покаяния».

4. «Я имею на душе большой грех».

5. «О царь! - говорит Лис ... Но разве же это грех?».

6. «А потом тигры и волки себя карталов удовольствием».

7. «И встал Осел».

8. «Я, грешный, снопик и укусил».

9. «...причина всех напастей и бедствий».

10. «Так и у нас: есть деньги - имеешь право, нет - то под суд иди » .

 

9. Подготовка к переводу учениками басни в лицах.

• Чтение басни учениками молча.

• Распределение «ролей».

• Обсуждение интонаций, выражать характер героев (Лев - властность, кажущаяся искренность и т.д.; Лис - хитрость, подхалимство и т.п.; Осел - простота, откровенность, глупость и т.п.; Звери (община) - возмущение, скрытая радость от того, что нашли невинную жертву и т.п.).

• Выразительное чтение учениками басни «в ролях».

 

10. Перевод учениками басни в лицах.

 

11. Обобщение материала.

 

- Много зверей есть. Какие худшие из них? -

Пита Царь мудреца, разумом большой.

Мудрец: - Тиран, когда он дикий.

«Підлесник» - говорят о ручных.

(Басня Лессинга в переводе М. Годованца)

 

Право сильного - вот основа общества. Герои Лафонтена доказывают, что даже враждующие между собой хищники способны моментально объединиться, чтобы свалить все грехи на невинную жертву.

Хитрость, коварство, подхалимство, жестокость, несправедливость прячутся под масками животных, которые собрались на совет. На первый взгляд, Лев искренне раскаивается и готов принести себя в жертву. И вряд ли он это сделает, ведь надеется, что есть те, чей грех тяжел его вины. К тому же, он - царь зверей!

Поддержать сильного и уберечь себя от смерти хитростью и лестью удается Лысую. Его подхалимство не имеет границ - все выворачивается: преступления становятся благотворительностью, неискренность - образцовым совестью, а обман - правдой. Все оправдывается для тех, кто имеет силу и власть!

Горе тем, кто воспринимает все это за чистую монету! Осел через свою простоту, глупость и прямодушие становится беззащитной жертвой в когтях хищников. Вроде все законно: община, взвесив грехи, решила наказать виновного. Однако вины как таковой у Осла нет: может он не кушать траву? Почему же самый большой грешник - именно он? Видимо потому, что не имеет ни силы, ни власти, ни денег. Именно в этом - мораль не только байки, но и всего общества.

 

Какими бы не были, в Музо, эти байки,

И честный, и негодяй их хвалить:

Откровенно - первый, второй - с яростью в душе.

( Федр )

 

12. Слово учителя об использовании того же сюжета разными авторами (на примере басни «Ворон и Лис»).

Еще одним из самых популярных сюжетов в литературе есть рассказ про хитрого лиса и бестолковую ворону, которая готова «роззявити клюва» с сыром в ответ на лесть и спеть «замечательных песен»...

Нам известно, что у Эзопа эта басня называется «Лиса и ворона». Взялся за этот сюжет и Федр. А в России сюжеты Федра начал использовать Александр Сумароков. И на долгое время она стала хрестоматийной при изучении творчества этого писателя.

Одновременно с Сумароковым, но в Германии, жил и работал великий немецкий просветитель, драматург, писатель Лессинг Готгольд, который издал книгу басен в прозе. Не обошел он темы про Ворону и Лисицу, оттолкнувшись от Эзопа, но раскрыл ее по-своему.

Так же своеобраВНО подошли к раскрытию этого древнего сюжета россиянин Иван Крылов и украинский баснописец Леонид Глебов.

 

13. Чтение басни Лафонтена «Ворон и Лис» (в переводе Ивана Светличного).

 

ВОРОН И ЛИС

Господин Ворон в клюве сыр зажал

И высоко на дереве уселся.

Услышав запах, хитрый Лис

К Крука подольстился:

«О господин Крук! Вы красавец - чудо из чудес!

Так щедро красотой вас Бог наградил!

Когда же вы еще и к пению горазды

Так же, как нарядные, Вы - просто феникс наш!» И Крук

Обрадовался, разинул клюв, готовый

Демонстрировать пение замечательное, -

И добыча выпала... облеснику до ног.

И говорит Лис: «Даю вам совет искренний:

Облесники живут, потому охотно

Кормят их наивные простаки.

Урок мой стоит этого сыра».

И Крук, хотя и поздно, слово дал

Никогда не зевать.

 

14. Словарная работа.

«Когда же вы еще и к пению горазды» - умеете петь.

«Демонстрировать пение великолепный» - хорошо петь.

Нарядный - хорошо одет.

Феникс - персонаж древнеегипетской мифологии - орел с перьями огненно-красного и золотого цветов, который раз в 500 лет прилетал в храм бога солнца Ра, где сжигал себя на костре и снова молодым возрождался из пепла. В переносном значении феникс - символ вечного обновления, бессмертия.

Облесник - тот, кто лестью и хитростью добивается чего-то.

15. Беседа по содержанию прочитанного.

• Перескажите содержание басни.

• С какими намерениями Лис обращается к Ворону?

• Какие качества птицы и как говорит хитрец?

• Как воспринимает Крук слова Лиса?

• Что олицетворяют образы Ворона и Лиса?

• Подумайте, почему сюжет этой басни приобрел популярность в мировой литературе.

 

16. Работа с оригиналом (подрядчиком) и переводом басни «Ворон и Лис».

Методический комментарий. Если ученики изучают французский язык, можно дать опережающее задание: подготовить (лучше с помощью учителя французского языка) выразительное чтение басни языке оригинала и выполнить подстрочный перевод, или же творческие задачи: осуществить авторский перевод или сравнить перевод И. Светличного с оригиналом (подрядчиком).

«Учительская кармашек». Можно дать детям опережающие индивидуальные (или групповые) задания: подготовиться к выразительному чтению басен (наизусть или «в ролях»). На уроке можно обсудить: как писатели отнеслись к известного сюжета, какие акценты расставили в своих произведениях, какие качества человеческого характера олицетворяют главные персонажи, чем они отличаются у каждого автора и т.п.

Басня «Ворон и Лисица» Эзопа - учебник, с. 39.

 

Федр

 

ПИСЬМА ВОРОНА

Кто любит хитрых подхалимов,

Позже непременно будет жалеть.

 

Как-то Ворона сыр из окна увела

И на высоком умостилась дереве -

Поснідати. ей Лис сказал подобострастно:

«Который, Ворона, у тебя блеск перышка!

И телом пригожих ты, и видом тоже! Если бы

Еще и голос - то была бы ты несравненной!»

Ворона уже готова была отозваться,

И, рта едва раскрыв, выпустила сыр.

А Лис - хитрюга подхватил его и исчез.

Уже тогда Ворона подвох поняла.

 

В басне речь шла о том, что разум - превыше всего;

Благоразумие дороже дерзости.

 

Александр Сумароков

 

ВОРОНА И ЛИСА

 

И птицы держатся человеческого ремесла.

Ворона сыру кус когда-то унесла

И на дуб села.

Села,

Да только лишь еще ни крошечки не ела.

Увидела Лиса во рту у ней кусок,

И думает она: «Я дам Вороное сок!

Хотя туда не вспряну,

Кусочек этот я достану,

Дуб сколько ни высок».

«Здорово, - говорит Лисица, -

Дружок, Воронушка, названная сестрица!

Прекрасная ты птица!

Какие ноженьки, какой носок,

И можно то сказать тебе без лицемерья,

Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!

И поцугай ничто перед тобой, душа,

Прекрасное стократ твои павлиньих перья!»

(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).

«О, если бы еще умела ты и петь,

Так не было бы тебя подобной птицы в мире!»

Ворона горлышко разинула пошире,

Чтоб быти соловьем,

«А сыру, - умает, - и после я поем.

В сию минуту мне здесь дело не в пире!»

Разинула уста

И дождалась поста.

Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.

Хотела петь, не пела,

Хотела есть, не ела.

Причина и том, что сыру больше нет.

Сыр выпал из рта, - Лисице на обед.

 

Иван Крылов

 

ВОРОНА И ЛИСИЦА

 

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

Вороное где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту будет Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

 

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

Вот радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 

17. Обобщение материала.

 

18. Подведение итогов урока.

 

19. Домашнее задание.

1. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о Ивана Крылова, подготовиться к выразительному чтению (наизусть или «в ролях») басен Крылова «Волк и Ягненок», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Цикада и Муравей» или других (по выбору учащихся).

2. Творческое задание: нарисовать иллюстрации к басням Эзопа, Лафонтена, Крылова (по выбору учащихся).