ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 20

Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта

 

Цель: познакомить с биографическими сведениями о Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление; воспитывать оптимистичный, жизнеутверждающий взгляд на мир.

Оборудование: тексты стихотворений Анакреонта.

 

Анакреонт - классический поэт древности, воспевавшего любовь.

Ф. Энгельс

 

Анакреонт сладкоречив, Сапфо сладкоречива.

Неизвестный античный автор

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Создание ассоциативного грозди на тему «Сапфо»

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы вспоминаете имя Сапфо?

Например:

 

 

2. Проверка домашнего задания

Сочинение-миниатюра «Письмо к Сапфо».

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Один из героев известного романа Л. Толстого «Анна Каренина», Степан Аркадьевич Облонский, встретив своего приятеля Алексея Врон - ского и заметив особый блеск в его глазах после встречи с Анной, пытается вспомнить строки из известной поэзии:

Узнают коней ретивых по каким-то их таврам,

Я любовников счастливых узнаю по их глазам.

Какой же стих пытался вспомнить Облонский?

Это перевод О. С. Пушкина стихи неизвестного автора, который писал в стиле Анакреонта. Такие подражания были многочисленными и получили название анакреонтики1.

А вот текст поэзии, которую так напряженно старался вспомнить герой романа Толстого:

Узнают коней ретивых

По их выжженным таврам.

Узнаю парфян кичливых

По высоким клобукам2.

 

Я любовников счастливых

Узнаю по их глазам:

В них сияет пламень томный -

Наслаждений знак нескромный.

 

III. Изучение нового материала

1. «Знакомые незнакомцы»

- Что вы знаете о Анакреонта, какие ассоциации с ним связаны? (Очень популярный певец любви, имел подражателей, писал высокохудожественные произведения - «Анакреонт сладкоречив» и т.д.)

 

2. Слово учителя

- Творчество Анакреонта относится к VI в. до н. э. Родился поэт на острове Теос в Малой Азии, жил при дворах правителей на острове Самос, в Афинах, Фессалии.

Почти все стихи Анакреонта жизнерадостные, веселые. Главные темы стихов - любовь и вино, но они выкладываются не серьеВНО, как, например, у Сапфо, а в виде остроумной, легкой игры. В своих стихах Анакреонт любит изображать себя седым, но жизнерадостным старцем, большим поклонником вина и любовных приключений.

Поэзии Анакреонта небольшие по размеру, легкие и изящные.

От поздней античности остался сборник подражаний Анакреонта, так называемые «анакреонтические стихи», которые в течение длительного времени считались настоящими произведениями древнегреческого поэта и привели к появлению целого направления в европейской поэзии - анакреонтики.

 

3. Чтение и анализ стихотворений Анакреонта

1) «Принеси воды, юноша...»

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником

Принеси воды, юноша, и вина подай быстренько,

И венки душистые из цветов, чтобы с Еротом побороться.

Ну же, пьем не как скифы, что без песни сидят тихо.

Не люблю я скучать: на пиру с вином вместе

Давай песню, сердцу милую.

О Эрота, повязки из пахучих носит цветов,

Песню я буду петь: он, властелин над богами,

И людей также подчиняет.

(Перевод В. Масленка)

Беседа

• Что необходимо лирическому герою для счастья? (Пир, вино, ароматные цветы, песни, любовь)

• Какого бога считает лирический герой самым главным и почему? (Эрота - сына Афродиты, бога любви, ибо чувство любви, которое подчиняет и людей, и богов, для него самое важное в жизни.)

• Сравните прочитанный стих и поэзии Анакреонта «Что же сухо в чаше дно?»

Что же сухо в чаше дно?

Наливай мне, мальчик резвый,

Только пьяное вино

Раствори водою трезвой.

Мы не скифы, не люблю,

Други, пьянствовать бесчинно:

Нет, за чашей я пою

Иль беседую невинно.

(Перевод О. С. Пушкина)

(Греки разбавляли вино водой, поэтому никогда не были пьяными, они вообще не почитали пьянство.)

 

2) «Злотоволосий Эрот...»

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником

Злотоволосий Эрот меня

Опять попал пурпурным мячом -

Девушку в красящих сандалиях теперь

Говорит мне забавлять.

Лишь осталось проклятый девчонка,-

С Лесбоса славного родом оно,-

Да и, осміявши мою седину,

Другом маняще моргает.

(Перевод А. Содомори)

Беседа

• Какую картину вы представляли во время чтения поэзии?

• Какие образы использованы в стихотворении? (Злотоволосий Эрот, пурпурный мяч, девушка в красящих сандалиях)

• Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотой, пурпурный, раВНОцветный - эпитеты.)

• Объясните смысл поэзии. (Эрот очередной раз распорядился судьбой героя: теперь он влюбился в девушку родом с Лесбоса. Но девушка через немолодой возраст героя выбрала другого.)

• Сформулируйте идею поэзии. (Эрот решает судьбы богов и людей: он заставляет их влюбиться и нередко безнадежно, приносит страдания даже таким легкомысленным мужчинам, как седой старик герой этой поэзии.)

 

4. Знакомство с поэзией анакреонтичною

1) «Грустно жить не любивши»

Выразительное чтение учителем поэзии

Грустно жить не любивши,

Грустно жить и полюбив,

Самое печальное же от всего

Ошукатися в любви.

Все Эрот под ноги топчет -

Человеческую мудрость и обычаи,

Только серебро все уважают.

Поэтому пусть добра не будет,

Кто самый первый стремился серебра!

За то братьев не стало,

Через то и родня не родная,

За то убийства, войны,

И больше всего нас, любовников,

За то всюду гибнет.

(Перевод Г. Кочура)

«Свободное письмо»

Беседа

• Через что тоскует лирический герой? (Пустое человеческая жизнь без любви, но измена любимого человека еще хуже. Стремление обогащения заставляет людей предавать тех, кого они любят.)

• Определите идею стихотворения.

(Только серебро все уважают.

Поэтому пусть добра не будет,

Кто самый первый стремился серебра!)

 

2) «Дай мне Гомера лиру...»

Выразительное чтение стихотворения учеником

Дай мне Гомера лиру

Без струны, что зовет к бою,

Принеси глубокий бокал

И те предписания, которые говорят,

Как с вином смешать воду

Выпью немного - и затанцюю,

И, забыв об уважении

Струн коснусь, спою

Громкую застольну песню.

Дай мне Гомера лиру

Без струны, что зовет к бою.

(Перевод А. Содомори)

Беседа

• Какой главный образ поэзии? (Лира Гомера, в которой нет струны, что зовет к бою. )

• Как вы понимаете это уточнение автора? (Лирический герой хочет быть певцом, который не хуже Гомера, но, в отличие от него, главными темами творчества считает любовь, веселье, развлечения. Автор не придает первостепенное значение патриотическим, гражданским призывам, он не стесняется этого и откровенно говорит об этом в стихотворении.)

• Какой художественный прием положен в основу главного образа поэзии? (Метафора)

• Сравните переводы А. Содомори и М. Ломоносова.

Мне петь было бы в Трое,

О Кадме мне бы петь,

Да гусли мне в покое

Любовь велят звенеть.

А гусли со струнами

Вчера переменил

И славными делами

Алкида воВНОсил;

Да гусли поневоле

Любовь мне петь велят,

О вас, герои, боле,

Прощайте, не хотят.

(Перевод М. В. Ломоносова)

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

• Какие основные темы и мотивы творчества Анакреонта?

• Что такое анакреонтика?

• Актуальные стихи Анакреонта в наше время?

• Прокомментируйте эпиграф к уроку.

• Что объединяет Анакреонта и Сапфо, кроме мастерского использования художественного слова?

 

V. Домашнее задание

Изучить определение анакреонтики, выбрать любой стих античного автора для изучения наизусть, составить партитуру этого стихотворения для выразительного чтения.

_______________________________________________________________

1 Анакреонтика - поэтическое направление, использующее мотивы любовной и застольної лирики Анакреонта; распространился во времена поздней античности.

2 Клобук - головной убор монахов: высокая шапка с покрывалом.