ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 19

Тема. Любовная лирика Сапфо

 

Цель: заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность.

Оборудование: карточки к заданию «Сенкан»; тексты стихотворений Сапфо, изображение Афродиты (Венеры).

 

Самое красивое на земле - это то, что мы любим.

Сапфо

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Литературный диктант

1) Школьный афинский учитель, который помог Спарте победить Месенію,- ... (Тирта).

2) Поэт - основатель ямбічного жанра - ... (Архилох).

3) Остров, на котором родился Архилох,- ... (Парос).

4) Инструмент, в сопровождении которого выполняли элегии,- ... (флейта).

5) Двухсоставная стопа с ударением на 1-м составе - ... (хорей).

6) Поучительный стих, который содержит в себе призыв к важных и серьезных дел,- ... (элегия).

7) Инструмент, в сопровождении которого выполняли меліку,- ... (лира).

8) Двухсоставная стопа с ударением на 2-м составе - ... (ямб).

9) Лирический жанр, в котором преобладали любовные песни и гимны,- ... (меліка).

 

2. Проверка домашнего задания

Ответ на вопрос: «можно Ли считать поэзию Архилоха философской?»

Ориентировочная ответ

Философия в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Философия как наука стремится осмысливать главные законы бытия, постичь смысл жизни человека и возможность ее счастья в этом мире.

По моему мнению, лирике Архилоха можно считать философской. Поэт размышляет над смыслом человеческой жизни, задумывается над тем, от кого зависит судьба человека. Архилох приходит к выводу, что хотя многое в жизни человека зависит от богов, все же люди могут быть стойкими, сильными, выносливыми, должны мужественно сносить все невзгоды и беды, достойно их встречать.

 

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Самая знаменитая поэтесса Древней Греции, Сапфо жила на острове Лесбос в VI в. до н. э.

В то время женщина могла выбрать один из двух способов жизни: выйти замуж и заботиться о своей семье или остаться свободным и посвятить свою жизнь искусству и любви. Сапфо выбрала второй путь. Это одна из первых поэтесс, известных в мировой литературе.

Философ Платон называл Сапфо десятой музой. В ее стихах не говорится о политике, ее поэзия ограничена миром личных чувств, а главная тема ее стихов - любовь.

Песни Сапфо обращены к подругам и ученицам, принадлежали к своеобраВНОму кружка («дом муз») - культового объединения, посвященного богине Афродите, которое возглавляла поэтесса. Открытие в поэзии мира человеческих чувств, прекрасного мира - в этом заключается значение песен Сапфо.

Весомое влияние на поэзию Сапфо имел фольклор. Особенно заметно это было в ее свадебных песнях - епіталамах. Сапфо создает свою собственную строфу - «сапфічну».

В лирике поэтессы для любви создается красивый фон - наряды, ароматы, цветы, весна, но переживания, как и в народной песне, зачастую имеют печальный характер. Да и образ самой Сапфо был неразрывно связан с представлением о несчастной любви. Существовала легенда, что поэтесса покончила жизнь самоубийством, прыгнув с высокой скалы в море из-за безнадежное любви до красавца Фаона, который пренебрег девушкой (Фаон - мифологическая фигура, любимец Афродиты).

 

image34

 

Венера Милосская

2. Чтение и анализ стихотворения Сапфо

1) Стихотворение «Барвношатна обладательница, Афродита...»

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником

Барвношатна обладательница, Афродита,

Дочь Зевса, происков тайних полная,

Я молю тебя, не смуты мне ты

Сердце, богиня,

Но опять приди, как прежде бывало:

Издалека ты мои мольбы слышала,

Отцовский чертог бросала и до меня.

На колеснице

Золотой летела ты, міцнокрила

Рябина стая, ее неся,

Над темной землей, словно вихрь,

Неслась в эфире.

Так мне являлась ты, блаженная,

С улыбкой ясной на лице безсмертнім:

«Что тебя огорчает, тревожит,

Почему меня зовешь?

И чего желаешь мятущимся сердцем,

И кого склонить должна Пейто

В иго любовное тебе? Пренебрег

Кто тебя, Сапфо?

Кто убегает - везде пойдет за тобой,

Кто даров не взял - сам будет нести дары,

Кто не любит ныне, полюбит скоро,

Хоть ты и не хочешь...»

О, приди опять, ед новой тоски

Сердце спаси, исполнилось, что желаю,

Поспеши мне, верная помічнице,

На помощь

(Перевод Г. Кочура)

Беседа

• Кому посвящен этот стих? (Афродите)

• О чем просит лирическая героиня в богини?

(О, приди опять, ед новой тоски

Сердце спаси, исполнилось, что желаю,

Поспеши мне, верная помічнице,

На помощь.)

• Найдите эпитеты, метафору в прочитанной поэзии. (Барвношатна обладательница, происки тайне, міцнокрила стая, блаженная Афродита, бессмертное лицо, мятущееся сердце, улыбка ясный, верная помощница - эпитеты; любовное ярмо - метафора.)

 

2) Стихотворение «К богам подобный...»

Выразительное чтение учителем поэзии

К богам подобен мне кажется

Тот, кто возле тебя, счастлив, сев,

Голоса твоего нежного звучание

Слушает и ловит

Твой принадливий улыбка: от него у меня

Сердце перестало бы в груди биться;

Только образ твой я увижу - слова

Говорит не могу

И язык сразу немеет, и прытко

Пробегает пламень тонкий по телу.

В ушах слышен шум, глядя, ничего

Глаза не видят.

Бледнею и дрожу, обливаюсь потом,

Языков трава пожелтела, бессильно никну,

Вот еще недолго и, кажется, имеет

Смерть надлетіти...

(Перевод Г. Кочура)

«Свободное письмо»

Ученики записывают мысли, которые появились у них во время прослушивания поэзии. Потом эти ассоциации зачитываются в классе.

Беседа

• Можно догадаться, что этой поэзии больше, чем 2, 5 тысячи лет? Почему? (Нет. Потому, что слова и чувства лирической героини нам хорошо понятны; в наше время люди способны влюбляться так же сильно, как и во времена Сапфо.)

• Какой главный художественный прием используется в этом стихе? (Гипербола - художественное преувеличение.)

 

3) Свадебные песни - епіталами

Чтение поэзии «Эй, потолок поднимайте»

Эй, потолок поднимайте,-

О Гименей!

Выше, плотники, выше!

О Гименей!

Входит жених, подобный Арею,

Выше самых высоких мужей!

(Пер. В. Вересаева)

Словарик

Арей - бог войны.

Гименей - бог брака, семьи.

Чтение поэзии «Яблочко, сладкий налив»

Яблочко, сладкий налив, разрумянилось там, на высокой

Ветке,- на самой высокой, выше всех оно.

Не выдали знать, на верхушке эго?

Аль выдали, да взять - не достали.

(Перевод В. Иванова)

 

Сладкое яблоко ярко алеет на ветке высокой.

Очень высоко на ветке; забыли сорвать его люди.

Нет, не забыли сорвать, а достать его не сумели.

(Перевод В. Вересаева)

Беседа

• Какую роль играют подобные песни на свадьбе? (Восхваление жениха и невесты. Он подобен Арея, могучий и высокий, невеста сравнивается с румяным яблочком, которое не было сорвано не потому, что незаметное, а потому что недоступно.)

• Сравните переводы поэзии, выполненные В. Ивановым и В. Вересаєвим.

 

III. Обобщение и систематизация изученного

«Микрофон»

• Как вы понимаете слова Сапфо, вынесенные в эпиграф урока: «самое Красивое на земле - это то, что мы любим»? Согласны ли вы с поэтессой?

Сапфо создала свою «сапфічну строфу». Выскажите свое впечатление от стихов поэтессы в форме сенкану.

1 строка. Ключевое слово.

2 строка. 2-3 прилагательных, характеризующих ключевое понятие.

3 строка. 2-3 глагола.

4 строка. Ваше отношение.

5 строка. 1 слово - итог.

Возможен вариант

Сапфо,

удивительная, непостижимая,

завораживает, влюбляет,

дает почувствовать красоту мира,

поэзия.

 

IV. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Письмо к Сапфо».