ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 21

Тема. Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Этические и эстетические основы социально-направленной лирики (М. Некрасов). Принципы «чистого искусства» в поэзии (группа «Парнас», творчество А. Фета)

 

Цель: ознакомить учащихся с путями развития поэзии середины XIX века; рассмотреть эстетические и этические основы социально-направленной лирики; усвоить понятие о парнаську школу поэтов и принципы «чистого искусства» в поэзии, понятие «декаданс»; развивать навыки выразительного чтения, свяВНОй речи, работы с дополнительной литературой, анализа поэтического текста; способствовать формированию культуры читателя.

Оборудование: учебник; портреты М. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, поэтов парнаської школы; репродукция литографии А. Лебедева к стихотворению М. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»; словарь литературоведческих терминов; тексты стихотворений М. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета (на языке оригинала или переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Лекция учителя.

(В процессе лекции учащиеся составляют конспект или тезисы.)

Конец XIX - начало XX в. обозначается общим кризисом, который охватил различные сферы жизни: экономику, политику, культуру. Однако идейный разрух в настроениях, неуверенность в будущем, предчувствие близких исторических и социальных преобразований наполняли души людей тревогой, и вместе с тем поощряли к поискам новых идеалов как в жизни, так и в творчестве.

В литературе романтизм и реализм отошли на второй план и уступили новому направлению - модернизма, который стал эстетическим выражением духовного переворота.

Ситуация конца XIX в. отличалась противоречивостью в историческом, эстетическом и мировоззренческом планах. Нестабильность и хаос жизни, потеря идеалов и прежних ценностей нашли выражение в специфическом умонастроения конца века, что называется декаданс.

 

2. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Декаданс (фр. decadance - упадок) - обобщенное название кризисного мировосприятия, которое проявляется в литературе, искусстве, культуре.

 

3. Продолжение лекции учителя.

Впервые этот термин использовал французский поэт Т. Готье 1869 году в предисловии к книге Ш. Бодлера «Цветы зла». Позже о декаданс писал П. Верлен в стихах 80-х годов XIX ст. («Скука» и др.) На рубеже ХІХ-ХХ вв. декаданське мироощущение распространилось во многих странах.

Отметим, что в центре декадентской литературы - человек, который чувствует свою отчужденность в мире, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Личность не воспринимает грубой действительности, предпочитая самоуглублению и самоспогляданню. Единственное действие, на которое она способна - «страстная скука» (по словам французского писателя П. Клоделя).

Согласно определению критика Л. Тайада, декаденты - это «поколение, которое поет и плачет»: плачет от «прозы жизни», «неуютной действительности», а поет, чтобы не потерять «сердечного настроения», хотя «сердце уже превратилось в кладбище несбыточных мечтаний и надежд». Поэтому основными мотивами творчества писателей-декадентов были печаль, отчаяние, пессимизм, разочарование, жалобы беззащитной души. Любимыми темами становятся подчеркнута болезненность и угасания жизни, превращаются в источник утонченных переживаний.

Одной из ведущих тем декадентских произведений является утверждение роли искусства, его преимущества над реальностью. Отсюда приверженность к эстетизма О. Уайльда, И. Анненского и других писателей.

Декаденты тяготеют к фантастике, иррациональности, мистики, что помогает отразить сложные сдвиги в сознании человека. Нередко герой декадентских произведений имеет ранимую психику, это способствует глубоким прозрением, а окружающий мир описывается в подчеркнуто брутальных тонах. Так происходит сочетание натурализма с романтизмом в пределах декаданса. Декадентские мотивы присущи и некоторым целом реалистичным произведениям, что придает им особой трагичности и безнадежности.

Использование различных направлений и стилей в эпоху декаданса показал раВНОплановые искания искусства конца XIX - начала XX вв., которое постепенно приближалось к кардинальному изменению эстетической системы и появления раннего модернизма.

В это время большое влияние на искусство имели философские теории А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

Художники второй половины XIX - начала XX в. находились в поиске, обусловили две причины: попытка осознать духовную сущность мира, нравственный смысл существования и стремление утвердить приоритет культуры. Неслучайным является появление различных школ, группировок, течений, в которых писателей объединяет идея «чистого искусства», вечного и прекрасного, независимого от толпы, грязи, хаоса современности. В этот период появляются группы «Парнас», школа «чистого искусства» в русской поэзии, символизм и т.д. Писатели постепенно двигались от романтизма до модернизма, ища новых форм поэтического выражения. От романтизма поэты переняли острое неприятие обыденности, тяготение к идеальному миру, погруженность во внутренние переживания личности. Но со второй половины XIX века в поэзии начинаются поиски новых, отличных от романтических средств. Вместо прежней оповідальності применяется пластическая описательность, а затем - воссоздание особого внутреннего мира личности, ценнее действительность.

 

4. Сообщение подготовленного ученика.

(В процессе рассказа учащиеся составляют тезисы.)

Поэтическая группа «Парнас»

Поэтическая группа «Парнас» оставила заметный след в литературе. Писатели эти школы оказали лирическим произведениям совершенной утонченности и изысканности, поставив в центр своей поэтики красоту.

Как известно, согласно представлениям древних греков, на горе Парнас жили музы и бог поэзии, солнца и музыки Аполлон. Именно здесь берет начало священный Кастильское источник - поэтическое вдохновение. В переносном значении Парнас - символ искусства вообще и поэзии в частности.

Во французской поэзии 50-70-х годов XIX в. это название получила вторую жизнь. Парнасцями стали называть поэтов, которые своей задачей считали создание «чистой поэзии» и основное внимание уделяли идеальной поэтические форме.

В группу по разным причинам входили и бывший романтик Т. Готье, и будущие символисты П. Верлен и С. Малларме, которые вскоре нашли свой путь в литературе, и собственно парнасці - поэты Ш.-Л. де Лиль, Ж.-М. де Эредиа, Т. де Банвиля, которые исповедовали единые мировоззренческие и эстетические принципы. Наставником парнаської школы считается Теофиль Готье, а ее очолювачем - Шарль Леконт де Лиль.

Поэтов парнаської группы объединяла прежде всего идея «чистого искусства». В их творчестве оказалось нежелание влиять на толпу, прославлять его. Как и романтики, они не воспринимали утилитаризации эпохи, стремились оторваться от проблем современности, переносили действие своих произведений в далекое прошлое или экзотические страны. Но, в отличие от романтиков, которые пропагандировали исповедальность, субъективность, парнасці пытались избежать их, спрятать свое авторское «я». Главный акцент они перенесли на описательность, пластичное, картинное.

Характерными чертами творчества парнасцам стали:

- точность и выверенность поэтики вместо вдохновенной халатности романтиков;

- бережное отношение к обработке стиха и внимание к вещи в ее чувственных проявлениях;

- любовь к «романтического пейзажа» изменилась любовью к «искусственной природы»;

- живет в их поэзии часто сравнивалось с неживым, материя с материалом (нагота женщины - мрамор, листья - медь, небо - голубая эмаль и т.п.);

- в отличие от романтиков, которые изображали мир в его динамике, парнасці стремились остановить мгновение, придать ей законченность и величия;

- главным приемом парнасцам стал развернутое описание, создание словесной картины»;

- холодный идеал красоты вскоре начал восприниматься как жестокий и недосягаемый.

Сторонники «современного Парнаса», в отличие от романтиков, предпочитающих поэту-мастеру. Иначе они относились и к природе. Если у романтиков она живая, одухотворенная, то в парнасцам - безразлична к человеческим страданиям. Иногда эстетизация ужасного или уродливого, кристаллическая холодность стихов отталкивали читателей от их произведений, но все равно они навсегда остались в истории мировой литературы. Произведения парнасцам стали значительным явлением в развитии поэтического искусства благодаря высокой культуре мышления создателей, мастерскому владению техникой стиха, стремлению открыть новые пути в литературе.

В Украине творчество парнасцам интересовала многих поэтов: П. Грабовского, В. Щурата, М. Терещенко, И. Светличного, Д. Павлычко и др. Они и были переводчиками этих произведений. Особую близость к этой группе чувствовали неоклассики, в частности Николай Зеров. Традиции парнасцам ощущаются и в творчестве известных украинских поэтов М. Рыльского, М. Драй-Хмары, П. Филиповича, О. Бургарда, которых вместе с М. Зеровым называли «пятеро с Парнаса».

Творчество поэтов парнаської школы, по словам М. Зерова, «стала еще одной ступенькой на верхогір'я заветной горы Парнас».

 

5. Слово учителя.

В русской поэзии XIX века распространенными были два течения: социально направлена и «чистое искусство». Представителем первой был Николай Некрасов.

На российском поэтическом олимпе ему принадлежит особое место. «Он на самом деле был человеком высокого благородства души и человек великого ума...»,- вспоминал об Некрасова М. Г. Чернышевский, русский прогрессивный писатель и критик, современник поэта. М. Некрасова считают «певцом народных страданий». И это действительно так, поскольку главным героем произведений художника стали простые люди, жизнь которых заслуживает сочувствия.

 

6. Сообщение подготовленного ученика.

(В процессе рассказа учащиеся составляют тезисы.)

Жизнь и творчество М. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в украинском местечке Немиров Каменец-Подольской губернии. Отец его, Алексей Сергеевич Некрасов, служил тогда в армии в чине капитана. Мать Елена Андреевна была дочерью украинского помещика А. С. Закревского. Николай - третий ребенок в семье. Детские воспоминания Некрасова связаны с селом Грешнєво Ярославской губернии. Здесь, на берегу реки Волга, было родовое поместье Некрасовых и сюда переехала семья после того, как Алексей Сергеевич ушел в отставку. Товарищами маленького Николая стали дети крестьян, хотя отец и запрещал своему сыну общаться с крепостными.

Первый стих Некрасов написал в семь лет и посвятил его матери.

1832 года Николай вместе с братом Андреем вступили в Ярославской гимназии. Гимназисты очень любили Николая за его характер и умение рассказывать интересные рассказы. Будущий поэт много читал, а на переменах проповедовал товарищам о своем крестьянском жизни.

Но в 1837 году умер брат Андрей, что очень поразило будущего поэта. Он впервые задумался над смыслом жизни. Потрясение отразилось на здоровье юноши и родители забрали его домой. Через некоторое время папа хотел отдать его в Дворянский корпус (военное учреждение), а мать мечтала, что сын закончит университет, поскольку, по ее мнению, только там можно было получить полный курс наук. Нарушив волю отца, осенью 1837 года Николай на деньги матери уехал в Петербург. Но поступление в университет решил отложить на год, потому что считал, что имеет слабые знания. И возвращаться домой не было смысла, ведь отец за нарушение его воли лишил сына материального обеспечения.

Период с 1838 по 1839 год был для Некрасова чрезвычайно сложным. Он жил в маленькой комнатке в подвале, питался черным хлебом, ходил на Сенную площадь и писал крестьянам письма за пять копеек или кусок белого хлеба. В сентябре 1839-го Некрасов поступил вольным слушателем» на филологический факультет Петербургского университета. А через год увидел свет его первый сборник «Мечты и звуки». Известный русский поэт В. Жуковский посоветовал начинающему не указывать свое имя, чтобы в будущем не было стыдно за первые стихи. Именно поэтому они и были напечатаны под инициалами «М. Н.». Сборка не вызвала восторг критиков. Но сам автор говорил, что для него это был хороший урок.

Вообще, 1840-1846 годы биографы поэта называют периодом литературного становления. Некрасов в это время много писал (стихи, прозу, очерки, водевили), пытался печататься в разных журналах. Он творил под псевдонимами: М. Перепельський, Ф. Боб, И. Пружинін т.д. Его работа не была напрасной, постепенно совершенствовался писательский талант. Стихи Некрасова, созданные в 1845-1848 годов, пользовались успехом у публики. Среди них было много произведений гражданской тематики, а именно: «Тройка», поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Колыбельная песня», «На Волге», «Рыцарь на час» и т.д.

В 1847-м вышел первый номер журнала «Современник», который в течение тридцати лет возглавлял Некрасов. Как известно, этот журнал был основан А. Пушкиным в 1836-м. Некрасов был главным редактором, издателем, активным работником. Этот журнал стал рупором демократических кругов России того периода.

Своими учителями в литературе Некрасов считал критика. Белинского и писателя М. Гоголя. Оба они, по мнению поэта, были «народными защитниками», болели за тяжелую судьбу народа. М. Гоголю Некрасов посвятил стихотворение, в котором есть такие строки:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут

И как любил он - ненавидя!

«Любить - ненавидя» - именно этому научился Некрасов у своего великого соотечественника. Для поэта любить свой народ означало обличать социальную несправедливость, угнетателей (помещиков, чиновников, купцов), что и отражается в стихотворениях «В дороге», «Родина», «Чиновник», «Современная ода», «Секрет», «Собачья охота» и др.

В 50-х годах из-под пера Некрасова вышло много лирических стихов. Они были посвящены женщине, знакомство с которой мало на него положительное влияние. Это была Евдокия Яковлевна Панаева, умная, милая женщина. На протяжении пятнадцати лет она является ближайшим другом поэта. Кроме того, Панаева сама писала романы, помогала читать корректуры журнала, готовить материал для новых номеров, встречалась с авторами. В 1856 году вышел сборник «Стихи», одобрительно воспринята прогрессивной критикой как манифест демократической литературы.

После закрытия журнала «Современник» в 1868 году Некрасов арендовал у издателя Краевского журнал «Отечественные записки». Поэт сумел сплотить передовых писателей и публицистов того времени, и журнал стал боевым органом демократической молодежи.

Последние годы М. Некрасова прошли в тяжелых физических страданиях, связанных с болезнью - раком. Для поздней лирики поэта характерны элегические мотивы: «Три элегии» (1873), «Утро», «Элегия» (1874) и др. Настроения этих стихов обусловленные утратой многих друзей, чувством одиночества, тяжелой болезнью. И вместе с тем появляются и такие стихотворения, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). Некрасов уже был очень слабым, но разум ему не изменял, и поэт продолжал писать. В январском номере «Отечественных записок» за 1877 год вышли «Последние песни» М. Некрасова, что были с восторгом встречены читателями. Известие о тяжелой болезни художника разнеслась страной. Читатели писали ему, посылали телеграммы, стихи, в которых выражали сочувствие и любовь.

27 декабря 1877 года М. О. Некрасов умер. Гроб с телом поэта студенты на руках несли до самого кладбища. В похоронной процессии приняли участие более четырех тысяч.

Произведения М. Некрасова пользуются популярностью в Украине. Среди наиболее известных переводчиков русского поэта следует назвать И. Франка, М. Рыльского, М. Вороного, М. Терещенко, П. Усенко и др.

 

7. Работа с портретом писателя.

(Можно использовать репродукции портретов пера С. Левицкого, И. Крамского, И. Ге.)

- Что вас поражает в портрете поэта? (Чрезвычайно грустные глаза.)

 

8. Слово учителя.

В 1848 Г. Некрасов написал стихотворение, в котором довольно смело воплотил необычный, но художественно завершенный обраВНОвой музы человечества. Этот образ сыграл значительную роль в истории русской реалистической литературы. Художник неразрывными узами связал свою поэтическую музу с судьбой народа.

 

9. Выразительное чтение стихотворения М. Некрасова «В шесть вчера завернул..

(Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение на языке оригинала или в переводе.)

 

10. Беседа.

- Где происходит действие стихотворения? (На Сенной площади. Это рыночная площадь в Петербурге, где происходили телесные наказания.)

- Свидетелем какой сцены стал лирический герой? (Наказание молодой женщины-крестьянки.)

- Что в этой сцене поразило лирического героя? (То, что молодая женщина вела себя мужественно, не проронив даже стона.)

- Как понять последние строки стихотворения: «И Музе я сказал: “Гляди! / Сестра твоя родная!”»? (Эти строки являются свидетельством того, что Муза поэта служит народу. Автору небезразлично тяжелую жизнь простых людей.)

- Какой прием использует поэт в стихотворении? (Прием контраста: тяжелые реалии жизни и высокое обращение к Музе. Как известно, античные авторы, обращаясь к Музе в начале произведения, просили благословения, демонстрируя свою зависимость от богов. А Некрасов в такой своеобраВНОй форме декларирует новое понимание темы поэта и поэзии: художник должен служить народу.)

- Какую роль в этой поэзии выполняет прием контраста? (Показывает резкое разграничение между действительностью и искусством. Но автор подчеркивает, что его муза прислушивается к проблемам жизни.)

- Определите размер стихотворения. (Ямб.)

 

11. Выразительное чтение стихотворения М. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

(Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение на языке оригинала или в переводе.)

 

12. Беседа.

- Чем были вызваны размышления поэта? (Он наблюдал обычную картину: простые крестьяне пришли в столицу с просьбой до высокого чиновника.)

- Найдите описания крестьян. (Отрывок от слов «Он гостей оглядел: некрасивьі на вид!..» до слов «...Из каких-нибудь дальних губерний». Судя по их виду, это бедные крестьяне, которые преодолели нелегкий путь до Петербурга, верные патриархальным традициям (помолились на церковь).)

- Можно ли судить об отношении автора к крестьянам? (В описании крестьян чувствуется сочувствие к ним. Этому способствуют такие формы слов, как «армячишка», «долгонько». Уменьшено-пестлива форма помогает отразить теплое отношение автора к крестьянам.)

- Каким изображен хозяина «роскошных палат»? Назовите прием, который использует автор. (Отрывок от слов «А владелец роскошных палат...» до слов «...Возвеличенныи громкой хвалой!..» При изображении высокого чиновника автор использует прием иронии.)

- Какое отношение вызывают слуги чиновника? (Их поведение возмутительно. На примере слуг высокого чиновника автор показал духовную деградацию людей под действием социального неравенства. Слуги петербургского чиновника тоже крестьяне, но они являются свидетелями пренебрежительного отношения их хозяина до бедных людей. К сожалению, слуги позволяют себе вести себя так же. Это дает им возможность почувствовать свое превосходство над несчастными посланцами из далеких губерний.)

- Как вы думаете, крестьяне обиделись за поступок слуг? (Нет, они молча повернулись и пошли, говоря: «Суди его Бог!» Эти слова касаются и высокого чиновника, и его слуг. Такая молчаливая покорность является свидетельством того, что крестьяне еще не способны к протесту против своих поработителей.)

- Какие мысли вызывает вид крестьян, возвращающихся домой, не решив свои проблемы? (Образ крестьян вызывает размышления о бедственном положении народа во всей России. Именно так в стихотворение входит тема родной земли.)

- Зачитайте строки стихотворения, по вашему мнению, являются самыми важными. (Отрывок от слов «Родная земля!..» до слов «И духовно навеки почил?..»)

- Выясните значение риторического вопроса в финале стихотворения. (Эти строки должны пробудить сознание современников и заставить задуматься над необходимостью перемен в обществе.)

- Какова композиция стихотворения? (Зачин («Вот парадный подъезд», развитие действия (рассказ о событиях), кульминация (образ родной земли и стон народа). Стихотворение напоминает эпическое произведение, в котором четко отражена позиция автора-демократа и гуманиста.)

Элементы разговорного наречия автор вводит в содержание стихотворения? («Армячишка» (верхняя одежда крестьян), «лапте», «гони», «оставь», «знать, брели-то долгонько они», «покуда» и т.д.)

- Проследите, одинаковая интонация стихотворения? (Нет, в начале произведения интонация обычная, повествовательная, а потом она нарастает, приобретая гневных публицистических нот в финале (начиная от слов «Родная земля!» и до конца произведения).)

- Какие художественные средства использует автор? (Эпитеты: «парадныи подъезд», «деревенские русские люди», «лестью бесстыдною», «преклонные дни» и т.д; ирония, риторические вопросы, риторические оклики, незаконченные предложения, подчеркивающие жанр произведения - размышления; контраст (изображение крестьян и высокого чиновника).)

- Какова тема стихотворения? (Бесправное положение простого народа, что вызывает глубокое сожаление лирического героя.)

 

13. Работа с репродукцией.

(Учитель демонстрирует репродукцию литографии А. Лебедева к стихотворению М. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».)

Эпизод стихотворения изобразил художник? (Крестьяне возле подъезда.)

- Найдите строки, соответствующие изображенному.

- Как по вашему мнению, удалось ли художнику воссоздать авторский замысел?

 

14. Слово учителя.

28 февраля 1861 года умер Т. Г. Шевченко. В похоронах поэта участвовал весь литературно-художественный Петербург (в частности, М. Некрасов, М. Михайлов, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, М. Лесков, М. Костомаров, В. Белозерский, П. Кулиш, Г. Честаховский). Великий Кобзарь был похоронен на Смоленском кладбище. Через два месяца, выполняя завещание поэта, друзья перевезли его прах в Украину и похоронили на Чернечей (Тарасовой) горе возле Канева. Накануне похорон М. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко».

Над гробом Великого Кобзаря с траурными речами выступили В. Белозерский, Г. Костомаров, В. Афанасьев-Чужбинский, П. Чубинский, П. Кулиш.

На Смоленском кладбище, где был похоронен Т. Шевченко, на протяжении двух месяцев каждую неделю справляли панихиды. 14 апреля 1861 года члены украинской общины в Петербурге организовали литературный вечер памяти Т. Шевченко, средства от которого пошли на помощь бедным студентам. На этом вечере памяти с воспоминаниями и произведениями выступили М. Костомаров, П. Кулиш, а также российские поэты А. Майков, Я. Полонский, М. Некрасов, который прочитал свое стихотворение «На смерть Шевченко». После проводов праха Шевченко в Украину в зале петербургского дворянского собрания организовали второй шевченковский вечер, где состоялся большой вокальный концерт. В нем приняли участие симфонический оркестр, мужской и женский хоры, солисты петербургских опер Д. Леонова, С. Гулак-Артемовский (автор «Запорожца за Дунаем»). Программа вечера состояла преимущественно из украинских песен или произведений украинской тематики, например марш из симфонической фантазии Ф. Листа «Мазепа». Средства, полученные от этой акции, передали родственникам поэта для покупки земли.

 

15. Выразительное чтение поэзии М. Некрасова «На смерть Шевченко».

(Подготовленный ученик декламирует стихотворение в переводе П. Усенко.)

Нет, не унывайте, скажу я честно!

Случай произошел немного не желателен.

Погибает досрочно от Божьей милости

Края российского сын ее поражен.

Со времени дораннього молодость трудная,

Пристрастів полная надежд и восторга...

Смеле речи, борьба безрозсудная,

Длинные по тому времена порабощения...

 

Все ему известное: тюрьма петербурзькая,

Допрос, ссылки, жандармов любеВНОсти,

Синие, бескрайние степи оренбурзькії,

Решетки железные. В нужде, в незнаності,

Вечно холодные образы принимая,

Жил он солдатом с солдатьми нуждающимися,

Мог и погибнут от бедствия ежедневного,

Видимо, и жил лишь того ожидающим.

 

И, не зменшаючи гнета обезболивания,

Оберегли во времена порабощения

Русских людей провиденье грайливеє,-

Исчезла пора его зла, нещасливая,

Все, что от юности ранней представлялось,

Сердцу желанно, словно засміялося...

Бог позавидовал ему:

И жизнь оборвалась.

 

16. Беседа.

- Как называет Некрасов своего украинского собрата по перу? («Погибает досрочно от Божьей милости / Края российского сын ее поражен».)

- Какие биографические мотивы из жизни Т. Шевченко отразились в стихотворении? (Отрывок от слов «Со времени дораннього молодость трудная...» до слов «Жил он солдатом с солдатьми нуждающимися».)

- Как вы понимаете слова: «Исчезла пора его зла, нещасливая...»? (Имеется в виду крепостное право было отменено в 1861 году.)

- Определите размер стихотворения. (Шестистопний ямб, который в финале чередуется с чотиристопним ямбом. Это чередование предоставляет возможности передать неочікуванність смерти Т. Шевченко.)

- Чего достигает переводчик поэзии, используя полные формы прилагательных? (Полные формы прилагательных («трудная», «безрозсудная», «бескрайние», «грайливеє») характерны для фольклора и предоставляют віршеві протяженности, что соответствует настроениям тоски по покойнику.)

- Определите художественные особенности поэзии? (Эпитеты: «Божьей милости», «тюрьма петербурзькая», «провидение грайливеє» и т.п.; полные формы прилагательных; незаконченные предложения.)

 

17. Сообщения подготовленных учеников.

Особенности творчества русских поэтов, представителей «чистого искусства»

В русской литературе XIX века широкое распространение получили эстетические концепции «чистого искусства» или «искусства для искусства». Тенденция развития «чистого искусства» в России объясняется попыткой его защитников противостоять популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к пониманию природы искусства. Особенно эти тенденции были распространенными в творчестве последователей романтизма, а именно: А. Григорьева, А. Майкова, Я. Полонского, А. Фета, Ф. Тютчева и др. Эти поэты в своих произведениях старались избегать социальных и политических вопросов, проявляли особый интерес к художественной формы.

 

Жизнь и творчество А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет - один из самых ярких представителей направления «чистого искусства» в русской поэзии XIX века. Творческий путь поэта охватывает более полувека. Хотя для многих Фет долгое время был второстепенным писателем.

Значительное влияние на будущего поэта имела тайна его рождения. В 14 лет Фет узнал, что настоящим его отцом был не дворянин Афанасий Шеншин, а немецкий чиновник Иоганн Фьот. Он потерял дворянские привилегии, фамилию, к которому привык, и всю свою жизнь вынужден был прилагать усилия, чтобы вернуть их.

Афанасий Фет получил хорошее образование. Сначала юноша учился в немецком пансионе (1835-1837), а затем на словесном отделении Московского университета, которое окончил в 1844-м. Он рано начал писать стихи и проявил интерес к классической филологии. Это увлечение он пронес через всю жизнь. На протяжении обучения в университете Фет сблизился со своим однокурсником Аполлоном Григорьевым и будущим юристом Яковом Полянским. Их объединяла не только теплая дружба, но и эстетические взгляды и увлечение поэзией.

Литературным дебютом был сборник стихов Фета «Лирический пантеон», которая увидела свет в 1840 году. Книга привлекла внимание критики, но не получила широкую огласку. В нее входили баллады и антологічні стихи (близкие по теме и манере к античным).

В жизни Фета четко отличилось стремление к «идеалу» и «обыденное». Он рано понял, что поэт в этом мире беззащитен. Поэтому в 1845 году поступил на военную службу, начав ее унтер-офицером кирасирского полка, который размещался на территории Херсонской губернии.

в 1850 году вышел сборник стихов Фета, что засвидетельствовала появление нового оригинального поэта. Он вошел в круг столичных литераторов, сблизился с редакцией журнала «Современник», особенно с его либеральным крылом - И. Тургеневым, Л. Толстым, И. Гончаровым, критиком П. Аненковим.

Сборник 1856 года тоже имела успех, но непродолжительный, а двухтомное издание 1863-го, что стало итогом 25-летней работы автора на поэтической ниве, было подвергнуто резкой критике, которая повредила репутации поэта. Резкие критические отзывы о нем со стороны представителей революционно-демократического лагеря, многочисленные пародии на его стихи стали причиной того, что в 60-70-е годы Фет перестал печатать свои произведения.

В 1858 году поэт вышел в отставку и целиком отдался литературному творчеству.

Десять лет (1867-1877) Фет не писал стихов - увлекся философией А. Шопенгауэра.

Важной страницей творческой жизни поэта является переводческая деятельность, в которую он погрузился в 70-80-х годах. Среди его переводов следует назвать «Фауста» И. В. Гете, произведения Горация, «Сатура» Ювенала, «Стихи» Катулла, «Энеиду» Вергилия и др. Переводческая деятельность Фета стала толчком к тому, что он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук.

Важнейшим событием последних лет жизни Фета был выход четырех сборок и оригинальных стихов «Вечерние огни» (1883-1891). В них вошли произведения, написанные после 1863 года. Стихи этого периода проникнуты философским мировосприятием, проникнуты мотивами любви, пейзажными зарисовками. Для стихов характерно сочетание трагического и светлого («Смерть», «О. Л. Кий» (Александре Львовне Кревской), «Муза», «Сияла ночь.» и др.)

в 1888 году в связи с 50-летием своей музы» Фет добился звание придворного камергера и права носить собственную фамилию. По словам самого поэта, «этот день был самым счастливым в его жизни».

Умер А. А. Фет 21 ноября (3 декабря по н. с.) 1892 года в Москве, похоронен в родовом имении Шеншиным в селе Клейменово...

 

18. Выразительное чтение стихов.

(Ученик или учитель выразительно читает стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе милая...» в переводе М. Вороного.)

 

19. Анализ поэзии.

- Какова тема произведения? (Тема любви переплетается с темой природы. Кроме того, в стихотворении чувствуется еще один мотив - поэтического творчества.)

- Какой изображена природа? (Природа оживает, изобилует жизнью и красотой.)

- Что можно сказать о настроение стихотворения? (Настроение радостное, чувствуется жажда жизни, красоты, любви.)

- Каким в этом стихотворении предстает автор? (Автор напоминает импровизатора, который создает стихотворение на одном дыхании.)

- Какие художественные средства использует поэт? (Эпитеты: «живущая сила», «птичье пение» и др.; метафоры: «живущая сила в письме лучом заиграла», «новая жизнь изобилует»; анафора: «И в лесу.., И раздается пение птичье, И новую жизнь бьет ключом», «Что к тебе с тем же палом.., Что душа проникнута шалом.., Что на меня дует...»)

 

20. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, нежное дыхание.»

(Ученик или учитель выразительно читает стихотворение в переводе М. Рыльского.)

Шепот... Нежный звук вздох.

Соловьиный пение.

Серебряная игра и потрясания

Сонных ручьев.

 

Ночи блеск... Дрожание теней...

Тени без конца.

Ненасильственные, странные изменения

Милого лица...

 

В облаках - пурпур розы.

Отблеск янтаря...

И цілунків пал, и слезы,

И заря, заря!

 

21. Анализ стихотворения.

- Какой теме посвящен этот стих? (Теме любви.)

- В чем заключается особенность поэзии? (Она похожа на прекрасный этюд, передает красоту природы и глубокие чувства. Стихотворение от начала до конца проникнуто движением, несмотря на то, что в нем нет ни одного глагола (из 36 слов, из которых состоит стихотворение, 26 - существительные).)

- По вашему мнению, какую роль играют незаконченные синтаксические конструкции? (В стихотворении много незаконченных предложения, с помощью которых передаются чувства лирического героя, его переживания, волнение, таинственность и особая приподнятость души, вызванная любовью.)

 

22. Слово учителя.

Вопрос о принадлежности Ф. Тютчева до школы «чистого искусства» может вызвать возражения. Но таким восприняли его современники. По мнению литературоведов, основные рекомендации этой школы ярко отразились в его лирике, хотя иногда в ней звучал отголосок на политические события, например восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Однако стихи политической тематики не сыграли значительной роли в творчестве поэта. Федор Тютчев вошел в историю мировой литературы как поэт-философ, тонкий лирик. В его поэзии мысль и чувства слиты воедино. Популярная для романтиков тема трагического одиночества человеческой души в его лирике нашла новое выражение. «Душа моя - Элизиум теней»,- писал Тютчев, не находя ничего общего между миром души, которая не знает границ, и обыденной жизнью. (Элизиум - латинизированное форма с древнегреческого - Елисейские поля - часть подземного царства, где пребывают души блаженных.)

Известный русский поэт В. Брюсов отмечал: «В поэзии Тютчева стихотворение достиг той утонченности, той «эфирной высоты», которая до него не была известна. Наряду с Пушкиным, творцом настоящей классической поэзии, Тютчев стоит как родоначальник поэзии намеков».

 

23. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев - русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук - родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстюг, Брянского уезда Орловской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.

Тютчев получил хорошее домашнее образование под руководством Семена Раїча, который позже стал учителем М. Лермонтова. Изучал латынь, древнегреческую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. За год до поступления в университет, в 1818-м, был избран сотрудником Общества любителей российской словесности. В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1821-го и получил место в Коллегии иностранных дел. Впоследствии Тютчев попал в Германию, в Мюнхен в качестве внештатного атташе дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне, которые имели большое влияние на формирование мировоззрения художника. Более 20 лет поэт прожил за пределами России, лишь иногда посещая ее.

Тютчев вошел в литературу начиная с конца 20-х годов. В российских журналах и альманахах появлялись его стихотворения «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Видение», «Сны», «Весенние воды», «Sиlentium!» и др.

Знаменательным событием стала публикация в пушкинском журнале «Современник» за 1836 год подборки из 24 произведений под заголовком «Стихи, присланные из Германии» за подписью «Ф. Т.». Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако увидеться им было не суждено. На смерть А. Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года». Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие Пушкина: «Тебя ж, как первую любовь, сердце России не забудет».

В 40-е годы поэтические произведения Тютчева почти не появлялись на страницах периодических изданий. Частично это объясняется тем, что он не считал себя профессиональным поэтом и не искал славы.

в 1844 году художник вернулся в Россию и продолжал служебную карьеру и занятия литературным творчеством. В это время Тютчев выступает с рядом публицистических статей на французском языке: «Письмо к г-ну Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «О цензуре в России» (1857), работает над трактатом «Россия и Запад», который остался незавершенным.

в 1854 году по инициативе И. Тургенева появилось первое издание стихотворений Тютчева, что имело успех. Второй сборник стихов вышла в 1868 году, но была воспринята довольно сдержанно, возможно потому, что тогда популярностью пользовалась поэзия гражданского звучания.

По мнению литературоведов, Ф. Тютчев продолжал традиции философской поэзии, представителем которой в русской литературе были В. Жуковский,. Баратынский, А. Пушкин. Поэт создавал стихи, в которых доминировала мысль, хотя она и была тесно сопряжена с чувством. В то же время, как отмечают исследователи, Тютчев не был приверженцем какой-либо одной философской системы. Его творческий путь можно охарактеризовать меткому выражению В. Жуковского: «жизнь и поэзия - одно».

4 декабря 1872 года в Тютчева резко ухудшилось зрение и пропала подвижность левой руки. Невероятных страданий ему наносил головная боль. Утром 1 января 1873 года, несмотря на предупреждения врачей, поэт пошел на прогулку, чтобы посетить знакомых. Но на улице с ним случился приступ, который вызвал паралич всей левой половины тела. 15 (27) июля 1873 года Ф. И. Тютчев умер. Похоронили поэта в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

 

24. Слово учителя.

Исследователи называют Ф. Тютчева представителем натурфілософської лирики в русской поэзии.

Специфика лирики поэта заключается в том, что он языком поэзии пытается выразить философские размышления, которые его волнуют. Философское восприятие доминирует в творчестве Тютчева. И сквозь его призму поэт освещает видение окружающего мира, в частности природы и человека. В произведениях Тютчева пейзажи одухотворены, а человеческое и природное первоисточника тесно соединены.

К шедеврам философской лирики Ф. Тютчева принадлежит стихотворение «Sиlentium!». В переводе с латыни это название означает «Молчание».

 

25. Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Sиlentium».

(Ученик или учитель выразительно читастихотворение в переводе М. Вороного.)

Sиlentium

Молчи, заховуй ед жизни

И мечты, и свои чувства!

Пусть в бездне глубины

И всходят, и зайдут они,

Словно звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Или же кто поймет тебя?

Не поймет слова он,

Ибо мысль высказанная - тлен.

Источников души не тронь ночью:

Живися ими и молчи.

 

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Тайно-чарующих дум;

Заглушит их обыденный шум,

I исчезнут, в сиянии дня мручи,

Ты слушай пение их и молчи!

 

26. Анализ поэзии.

- Какова тема стихотворения? В чем заключается особенность ее воплощение? (В стихотворении словно скрестились два мотива: традиционная для литературы тема поэта и поэзии тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, то есть автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в этой поэзии.)

- Какую проблему решает автор в своем стихотворении? (Это проблема, которая волновала еще поэтов-романтиков: все подвластно языковому оформлению и выражению, или, может, есть вещи, которые остаются невисловленими?)

- Можно ли судить об отношении автора к своему лирического героя? (В стихотворении чувствуется сочувствие автора к человеку, который обречен на внутреннее одиночество и непонимание.)

- Какое значение имеет обращение к природе? (Автор использует прием психологического параллелизма. Человек и природа живут по одинаковым законам. Как не могут понять заре того, почему они должны блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувства внезапно возникают и так же внезапно исчезают: «Пусть в бездне глубины / И всходят, и зайдут они, / Словно звезды ясные ночью: / Любуйся ими и молчи». Тютчев считал, что чувства выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не тлінної материи. И через это пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, да и вообще не возможно: «Как сердцу высказать себя? / Или же кто поймет тебя? / Не поймет слова он, / Ибо мысль высказанная - тлен».)

- Какая строфа, по вашему мнению, является ключевой в структуре стиха? (Ключевое место в структуре стиха занимает вторая строфа, в частности строку, который в оригинале звучит как афоризм: «Мысль изреченная есть ложь». Именно эта мысль объясняет призывы к молчанию в первой и последней строфах.)

- Каким в поэзии предстает мир человеческой души? (Мир человеческой души - живой и опредмечений, он существует как бы вне человека («любуйся ими» - то есть своими чувствами - «и молчи»). Эта авторская идея подчеркивается насыщенной метафоричністю речи («чутье сходят», «чутье зайдут», «сердце выражает себя»).)

- В поэтическом переводе М. Вороного в названии произведения отсутствует восклицательный знак и тютчевський афоризм «Мысль изреченная есть ложь» приобретает несколько других оттенков: «мысль высказанная - тлен». Изменяется в переводе значение этих строк и названия? (Название произведения становится более утвердительным. Русское слово «ложь» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова имеет следующее лексическое значение: «намеренное искажение истины, неправда». Слово «тлен» происходит от «тления», что означает «распад». Синонимы - прах, бренность (конечность жизни). Итак, в переводе М. Вороного эта строка приобретает более сильного, трагический оттенок.)

- Какова роль риторических вопросов в стихотворении и знаков, рефрена «молчи»? (Риторические вопросы и оклики усиливают его ораторское направленность. В вопросах прослеживается философская тема («Как сердцу высказать себя?», «Поймет ли кто тебя?»), в ответах - идея («Молчи, заховуй от жизни и мечты, и свои чувства!», «Жить В себе самом умей!», «Ты слушай пение их [чувств] и молчи!». Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихе четыре раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.)

- Российский литературовед Д. Овсяников-Куликовский в своем труде «К психологии понимания» анализирует стихотворение Тютчева «Sиlentium». Ученый писал: «Тютчев, как и мы с вами, осознает, что взаимное понимание является иллюзией. Но осознание этого настолько не мешает ни поэту, ни нам находиться во власти этой иллюзии, хранить ее, пользоваться ее услугами». Каково ваше мнение относительно услышанного? (Исследователь, возможно, видит в этой ситуации особую прелесть: если бы человеческие души раскрылись для взаимного проникновения, то жить на свете было бы неинтересно.)

 

27. Слово учителя.

В творчестве Ф. Тютчева трудно выделить философскую и пейзажную лирику, несмотря на то, что он писал и чисто пейзажные стихи.

Поэт любил «переломные» моменты в природе, когда меняются времена года, ночь уступает дню. Его привлекали неуправляемые стихии, такие, например, как буря, гроза.

Одним из лучших его произведений этой тематики является стихотворение «Весенняя гроза» (1828).

 

28. Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

(Ученик или учитель выразительно читает стихотворение в переводе М. Рыльского.)

Весенняя гроза

Люблю я время грозы весной,

Когда первый майский гром,

Словно тішачися игрой,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремит эхо голосисто!

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Капель прозорчасте ожерелье

На солнце золотом горит.

 

Бегут потоки вод прозрачных,

Не умолкает птичий гам,

И в лесу гам, и шум в горах,-

Все подпевает грома.

 

Ты скажешь: озорная Геба,

Кормивши Зевсу орла,

Громокипучий кубок с неба

На землю со смехом разлила.

 

29. Анализ стихотворения.

- Как поэт описывает природное явление? (Гроза как природное явление изображено во всей его реальности при помощи зрительных и слуховых образов. Автор ярко изображает приближение грозы.)

- С помощью какого художественного приема создается образ грозы? (Поэт использует прием аллитерации по, с помощью звуков как будто воспроизводит раскаты грома. Для этого в каждом строчные стихотворения повторяются звуки «г» и «г». Передать протяженность грозового грохота помогает прием асонансу (повторение звука «о».)

- Чем же привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасается? (Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, находится в состоянии борьбы, движения.)

- Проследите, какие этапы грозы описывает автор. (Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой гроза только приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое (отрывок от слов «Люблю я время грозы весной.» до слов «Грохочет в небе голубом». Во второй - гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо: «Гремит эхо голосистое! Вот дождик брызнул, пыль летит. Капель прозорчасте ожерелье На солнце золотом горит». А в третий - гроза в разгаре. И побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Через это «все подпевает грома»: «Бегут потоки вод прозрачных, / не смолкает Птичий гам, / И в лесу гам, и шум в горах,- / Все подпевает грома».)

- Какое настроение поэзии? (Несмотря на то, что в стихотворении изображен страшную природную стихию, настроение веселое. Ведь это весна, она всегда связана с радостью, надеждами.)

- По вашему мнению, с какой целью в финале стихотворения появляется образ Гебы? (Как известно, Геба, в греческой мифологии - богиня юности, дочь Зевса и Геры, стала женой Геракла, когда тому было подарено бессмертие. Образ Гебы, которая «Громокипучий кубок с неба На землю со смехом разлила» становится завершающим аккордом стихотворения, утверждает победу весны.)

- Как вы считаете, что в стихотворении является главным: образ грозы или образ-чувства? (Несмотря на детальный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, тот настрой, который она вызывает в сердце лирического героя.)

- Какие художественные приемы использует автор? (Стих написан в духе романтизма. Автор использует прием персонификации («гром играет», «гремит голосисто», природа «подпевает»), сравнения («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), эпитеты («майский первый гром», «в небе голубом»), античные образы (Геба, Зевс и др.).)

- Определите размер стихотворения. (Двостопний ямб.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Обобщающая беседа.

- Какие социальные условия возникновения декаданса?

- Дайте определение этого понятия.

- Какие особенности декадентского мировосприятия?

- Назовите эстетические принципы парнаської школы.

- Как вы понимаете термин «чистое искусство»?

- Какие течения существовали в русской поэзии второй половины XIX века?

- Российский поэт, литературный критик Аполлон Григорьев назвал М. Некрасова «человеком с народным сердцем». Как вы думаете, что дало ему основания так говорить о творце?

- Какие принципы теории «чистого искусства» отразились в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева?

- Выскажите собственное отношение к творчеству поэтов, стихи которых анализировались на уроке.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект; проанализировать одно из стихотворений М. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева (на выбор). Выучить одно из стихотворений этих поэтов наизусть (на выбор).

Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Уитмена, переводы произведений В. Уитмена украинском языке, историю написания сборника В. Уитмена «Листья травы».