ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 19

Тема. Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Развенчание «деромантизации» преступного мира

 

Цель: показать учащимся отвратительность преступного мира, антигуманных поступков героев, мастерски изображенных в романе писателя; развивать навыки характеризування героев, высказывание своих суждений о них; воспитывать на принципах гуманизма неприятие зла и злодейства.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как становятся преступниками? Одни попадают в очень сложные жизненные ситуации и, оставшись без средств к существованию, вынуждены идти на преступление; другие попадают под негативное влияние, другие становятся жертвами своего завистливого, испорченного характера. Пути разные, а конечный результат один - наказание от общества, от Бога или от самого себя за моральные страдания.

И все за затруднительных обстоятельств становятся на преступный путь? Об это сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера

¦ На какие условные группы вы бы разделили отрицательных персонажей романа «Приключения Оливера Твиста»? (На чиновников, внешне добропорядочных, а по сути - преступников; на преступников по характеру; на детей, которые стали ворами через тупик; на преступников, которые понимают свое положение, что их тяготит,- они еще не потеряли человеческого достоинства.)

¦ Назовите представителей этих групп и кратко их охарактеризуйте, приведя цитаты из текста.

Ожидаемые ответы

• Члены попечительского совета работный дом - бездушные, жестокие, жадные до наживы за общественный счет: «Члены совета были все очень мудрые и глубокомысленные философы, и, когда они присмотрелись ближе к работный дом, они заметили то, чего обычные смертные никогда не заметили бы, а именно, что бедным он нравится. Работный дом стал для них любимым местом развлечений: здесь была бесплатная столовая, здесь давали завтрак, обед, чай и ужин задаром всей год, на общественные средства,- одно слово, рай из кирпича и извести, где царила радость и не было места работе. «Эге! - вирекла авторитетно совет. - Дураков нет! Мы живо наведем здесь порядок и положим конец этому разврату! Итак, совет постановил предоставить беднякам на выбор две возможности (насиловать никто не хотел, о нет!): или умирать медленно от голода в стенах работный дом, или умереть тут с голоду на улице вне его. ...В течение первых шести месяцев Оліверового пребывание новая система действовала на полный ход. Сначала она вызвала большие расходы, ведь счет гробовщика сразу вырос, а до того еще пришлось перешивать одежду, мешком обвисла на двух-трех неделях новой диеты на потерянных захарчованих жильцах работный дом. Но само количество жителей, а также бедняков, что обращались за помощью к приходу, заметно уменьшалась, и рада была в восторге».

• Судьи - недалекие, глупые, жестокие, бездушные, безразличные к судьбе людей: «“Друг мой, вы говорите довольно неучтиво, но кажетесь честным, искренним мужчиной”, - заметил судья, возвращая свои очки к кандидату на Оліверову премию, на каждой черте лица которого лежало клеймо патентованной жестокости. Но подслеповатый судья почти сошел на детство: где же ему наблюдать то, что бросалось в глаза всем обычным людям».

• Гробовщик Соуерберрі и его жена; мистер Бамбл, миссис Манн и др. - жестокие, жадные, бессердечные: «“Ну-ка, айда вниз, мешок с костями! - С этими словами она открыла боковые двери и штурхнула Оливера по крутым узеньким ступенькам к темной промозглой ячейки...

...- Твоя постель под прилавком. Надеюсь, ты не боишься спать среди гробов? Но бойся не бойся, а все равно тебе негде больше спать”».

• Взрослые воры Фэджин, Сайкс, Монкс и др. - жестокие, циничные, нет ничего святого в душе, убийцы; привлекают детей к преступных дел: «Фэджин: “Хорошая штука - кара на горло! Мертвые не знают никаких тайн! Хорошая это штука для нашего ремесла! Всех пятерых повесили на веревке, и никому теперь требовать разделения добычи, никто уже не выдаст меня, поджав хвоста”»; «Это все мое, собственное. Это все, что я приобрел черный день, на старость. Люди зовут меня скрягой, мой дорогой, только скрягой. Оливер подумал, что дедушка таки действительно скупой, когда, имея столько золотых часов, живет в таком гряВНОм берлоге...»; Сайкс: «Собаки вообще не склонны мстить своим хозяевам за их несправедливости, но пес мистера Сайкса имел, очевидно, такую же скверную натуру, как и его господин, и, может находясь в этот момент под впечатлением мучительной обиды, он без всякого предупреждения вцепился зубами в его ботинок, потянул его изо всех сил за ногу и с рычанием полез под скамью, счастливо уклонившись от брошенного ему в голову жбана»; Нэнси: «Держи собаку, он порвет его на куски! Так ему и надо,- крикнул Сайкс, корчась в руках девушки. - Пусти, а то голову об стену забью»; «“Благодарите Бога день и ночь, дорогая леди, что добрые люди воспитали и глядели вас,- вскрикнула девушка. - На коленях благодарите Бога, что вам не пришлось испытать голода и холода, дебоша и пьянства, и. и еще чего-то, еще хуже, чего я испытала чуть ли не с колыбели”»; «Да, вы первая обратились ко мне такими милосердными словами! Может, если бы я услышала их несколько лет назад, они спасли бы меня от греха и страдания. Но теперь уже поздно, слишком поздно».

 

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Сделайте выводы из наблюдений над текстом, характеризуванням героев.

Ожидаемые ответы

• Автор гневно осуждает жажду наживы, холодный расчет и бездуховность представителей общества - преступников скрытых и очевидных.

• Писатель «деромантизує» преступный мир, разоблачая его отвратительность и відворотність.

• Автор показывает, что и в самых сложных условиях у человека есть выбор.

• Писатель призывает людей протягивать руку поддержки обездоленным, чтобы не дать им ошибиться, сойти с правильного пути.

 

V. Домашнее задание

Охарактеризовать героев повести, проанализировать, мотивировать их поведение, подтвердить свои мысли цитатами из текста.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Меня больше всего поразило...