ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 20

«В ЭЗОПА УЧИТЕСЬ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ!»

 

Тема: Эзоп (VI в. до н. э.). «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравей и Цикада», «Земледельцу дети».

Он - раб, но мудрее свободных; он некрасивый, но выше красавцев.

Бабрій

 

В Эзопа учитесь, добрые люди!

Для того байка колет под ребро,

Чтобы исправят человеческие заблуды

И похвалят красоту и добро.

Федр

 

Цель: изучить основные сведения о легендарной личности - Эзопа, раскрыть особенности содержания и построения басен, углубить понятие о аллегорию, развивать устную речь учащихся, навыки выразительного и вдумчивого чтения, способствовать формированию обраВНОго мышления, побудить к выявлению творческих способностей.

Оборудование и материалы: портрет Эзопа работы Диего Веласкеса, иллюстрации к басням Эзопа.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Актуализация опорных знаний.

• Что такое басня?

• Из каких частей она состоит? Охарактеризуйте каждую из них.

• Назовите основные признаки басни.

• Раскройте понятие «аллегория», «олицетворение». Приведите примеры.

• Назовите известных баснописцев мира.

• Какие жанры литературы близки к басни?

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Работа с эпиграфами.

• На что обращают внимание Бабрій и Федр, говоря о Эзопа?

• Какой художественный прием использует Бабрій в построении своего высказывания? Что хотел этим сказать автор?

• Составьте пары - антитезы по словам Бабрія. (Раб - мудрее свободных; некрасивый - выше красавцев).

• Сделайте вывод о том, каким был Эзоп. (Мудрый, но внешне уродливый невольник, который благодаря своему уму в глазах людей становился хорошим).

• К чему призывает в своем высказывании Федр?

• Чему могут научиться люди у Эзопа?

• Попробуйте определить, для чего необходима байка людям.

 

4. Работа с портретом Эзопа.

• Каким предстает перед нами Эзоп? (Некрасивый внешне: выпяченное брюхо, слишком большая голова, на спине - горб).

• Присмотритесь к его лицу. Что выражает взгляд баснописца? (Глаза прищурены, возможно, от усталости или привычки скрывать собственные мысли, взгляд выражает состояние человека, который много в жизни страдала).

• Как вы думаете, о чем думает художник?

• Присмотритесь к рукам Эзопа. Что вы заметили? (Баснописец держит книгу одним пальцем, остальные пальцы отсутствует; это свидетельствует о том, что увечье Эзопа или было вызвано несчастным случаем, или его за что-то наказали; книга говорит об образованности баснописца).

• Что выражает поза Эзопа? (Застывшая поза, незыблемое лица свидетельствуют о момент задумчивости).

 

5. Сообщения учащихся о Эзопа.

Материал сообщения учащихся о Эзопа

Имя знаменитого баснописца в Древней Греции проиВНОсилось как Айсопос. Первые упоминания о Эзопа, датируемые 440 году до нашей эры, находим у Геродота. Вероятно, что в VI веке была создана первая биография баснописца. Достоверных сведений о Эзопа осталось мало, однако существует немало легенд. Известно, что по своему происхождению выдающийся баснописец был рабом из Фригии. Для тяжелой работы он не годился, снаружи был настолько уродливым, что даже страшно было смотреть на него. Некоторые легенды повествуют, что Эзоп не умел красиво говорить, пока одна из богинь не подарила ему красноречия. Когда же заговорил, то оказалось, что он очень умный и сообразительный. Тогда хозяин, решив избавиться от плохого раба, задешево (семьдесят пять мелких серебряных монет) продал его Ксанфа-философу с острова Самое.

Острый на язык раб и новому хозяину допекал. «И не рассуждай, пожалуйста, слишком много, делай только то, что тебе приказано, ни больше, ни меньше, а то добра тебе не будет!» - частенько говорил Ксанф Езопові, наконец приказал связать раба и держать под замком.

Ксанф был неучем, однако считал себя философом, к тому же был хвастливым. Услышав от своего раба какую-то действительно мудрую мысль, он присваивал ее и хвастался перед друзьями своей ученостью.

Одна из легенд повествует о том, как Ксанф попал в ловушку: заявил своим собеседникам, что он такой умный и всесильный, может выпить море. Его поймали на слове и поспорили: если завтра утром Ксанф не выпьет моря, то потеряет свое имение.

Опомнившись, хвастун прибежал домой, позвал Эзопа и начал умолять:

- - Спасай меня! Проси за спасение все, что хочешь! - Обеднеть - это было самым страшным для Ксанфа.

- Я помогу,. - сказал Эзоп. - Скажешь... Но за это ты должен дать мне волю.

Ксанф вынужден был согласиться. На утро он пришел на берег моря, где собралась толпа, чтобы посмеяться с хвастуна. Осмотрев всех присутствующих, Ксанф гордо произнес:

- Я выпью море, но для этого нужна чаша. Сделайте ее, перелейте воду из моря в чашу, и я докажу, что перед вами не болтун.

Все были потрясены. Но, как повествует одна из легенд, Ксанф не отпустил, как обещал, своего умного раба.

В то время в городе проходили выборы, и весь народ собрался в театре. Вдруг налетел орел, схватил государственную печать и исчез. Озадачены самосцы обратились к Ксанфа с просьбой разгадать знамение. Но Ксанф, хоть и назывался философом, не мог ничего лучшего придумать, чем обратиться к Эзопа или покончить с жизнью. Раб помог своему хозяину, и тогда Ксанф даровал волю разумном Езопові.

Много лет Эзоп жил на Самосе, снискал себе большое уважение, потом решил путешествовать по миру, начав с посещения греческих городов. Везде, где бы он не был, проводил беседы в училищах. Наконец оказался в Дельфах. Его выступления настолько раздражали дельфийцев, что они решили коварно расправиться с Езопом: подложили в его товар золотую чашу из храма, обвинили в святотатстве, привлекли к скале и поставили перед пропастью.

Понял Эзоп, что настал его смертный час, и говорит: «Дайте мне сказать хотя бы басню!» Последняя из трех басен звучала примерно так:

«Один крестьянин прожил всю жизнь в селе и ни разу не был в городе. Он попросил детей отпустить его, чтобы посмотреть на старости лет на город. Запрягли ему в тележку ослов и сказали: «Ты только их не подгоняй, они дорогу знают и довезут тебя до города». Но в пути их застала непогода и ночь. Ослы заблудились и завезли крестьянина на самый край какой-то скалы. «Владыка Зевс, - воскликнул крестьянин, - за что мне такая злая гибель? Хорошо еще бы от коня, а то от недостойных ослов!» Вот и мне обидно, что я погибаю не от рук достойных людей, а от рабских подонков».

Рассказав байку, он призвал богов в свидетели своей невинной гибели и бросился в пропасть. А потом дельфийцев постигла чума... Так говорит легенда.

Через несколько столетий какой-то человек собрала все истории про легендарного баснописца и записала их как «Повесть о Ксанфа-философа и Эзопа, его рабе, или Похождения Эзопа». Имя составителя этого нам неизвестно, так же, как неизвестно что в повести правда, а что - вымысел.

Древние греки и римляне все свои басни называли езопівськими. Сюжеты неоднократно пересказывались античными и средневековыми авторами и, впоследствии, - Жаном де Лафонтеном, Готхольдом Эфраимом Лессингом, Иваном Андреевичем Крыловым.

 

6. Чтение учителем басни.

 

Эзоп на корабельные

Баснописец Эзоп однажды на досуге зашел в корабельные. Кораблестроители смеялись над ним, побуждая его заговорить. И Эзоп сказал: «В древние времена возникли Хаос и Вода. Но Зевс, чтобы показать силу земной стихии, посоветовал Земли трижды глотнуть море. Вот Земля и приступила к работе. За первым разом зависочіли горы. Глотнула раз - и вполне обнажились равнины. Когда же она надумает и третий раз глотнуть Воду, то ваше ремесло станет лишним».

Байка доказывает, что тот, кто насмехается над дотепніших за себя, испытывает досаду.

 

7. Беседа по содержанию прочитанного.

• Сколько событий отражена в басне? Где происходит действие?

• Определите основные части этой басни.

• Кратко охарактеризуйте персонажей произведения.

• Как кораблестроители отнеслись к Эзопа?

• Почему они с него смеялись?

• Что, по вашему мнению, побудило Эзопа заговорить?

• А как бы вы поступили на месте Эзопа?

• О чем рассказал баснописец?

• В какой форме он выразил свое мнение?

• На что похожа рассказ Эзопа? Ответ аргументируйте. (Миф ).

• Как вы думаете, кораблестроители поняли смысл ответа баснописца? Обоснуйте свое мнение.

• Подумайте, почему в басне не описывается то, что произошло после ответа Эзопа.

• Что доказывает эта байка?

 

8. . Подготовка к «чтению в ролях» басни «Волк и Ягненок».

• Чтение басни учениками молча.

• Распределение «ролей» (Автор, Волк, Ягненок).

• Обсуждение интонаций, выражать характер героев (Волк - агрессивность, злость, нападение и т.п.; Ягненок - страх, защита и т.п.; автор - неспешность повествования, выразительность, эмоциональность и т.д.).

 

9. «Чтения в ролях» басни «Волк и Ягненок» (учебник, с. 38-39).

 

10. Обсуждение прочитанного.

• Какие чувства вызывают у вас персонажи произведения? » Определите отношение автора к героям.

• Какие черты характеров людей олицетворяют Волк и Ягненок? Как называется этот художественный прием?

• Что осуждается в басне? (Осуждение произвола и насилия).

• Как вы поняли мораль произведения?

 

11. Чтение басни «Ворон и Лисица» (учебник, с. 39).

 

12. Обсуждение прочитанного.

• О чем рассказывается в басне?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

• Раскройте аллегорический смысл басни.

• Что высмеивается в произведении?

• Как вы поняли вывод: «Эта басня касается неразумного человека»?

 

13. Чтение басни «Земледельцу дети» (учебник, с. 39).

• Чем эта басня отличается от двух предыдущих?

• Вспомните народные сказки, пословицы, поговорки, близкие по сюжету к этой байки.

• Чему учит произведение? (Прославление разума и согласия между людьми).

• Приведите примеры пословиц, поговорок, которые будут выражать главную мысль басни.

 

14. Закрепление изученного материала.

Легендарного Эзопа считают основателем жанра басни. Эзоп был рабом и не мог говорить свободно, откровенно, поэтому обращался к аллегорической формы, формы басни.

 

15. Работа с литературоведческим понятием (запись в тетради) по учебнику (с. 38).

Писатель М. Есть. Салтыков-Щедрин «эзоповым языком» называет ту особую манеру аллегорического изложения, которую писателям приходилось применять для того, чтобы обойти царскую цензуру. Теперь это выражение употребляют для обозначения языка, полной намеков, умалчиваний, аллегорий.

 

16. Работа в группах.

Методический комментарий. Этот вид работы на карточках предусматривает несколько вариантов его проведения: 1 - работа в группах, 2 - индивидуальные задания (как раВНОвидность - домашние задания), 3 - работа с классом в форме эвристической беседы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может выбрать один вид работы или комбинировать несколько. К примеру, сначала с классом прорабатывается 1-2 басни («Лиса и Козел»), для работы в группах (или индивидуальных заданий на карточках во время чтения классом статьи учебника) предлагается проработать басни «Волы и оси», «Лягушки», «Лиса перед маской», «Угольщик и Сукновал», «Орел, Галка и Пастух», а в качестве домашнего задания - одну из двух или обе басни - «Хвастун-Пятиборец», «Соловей и Ястреб» - по аналогии работы в классе.

На карточках записаны байки без поучительного вывода.

Предложенный вид работы можно провести и в форме игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». В этом случае - команда (команды) знатоков течение минуты пытаются сформулировать мораль басни.

Во время проверки правильности выполнения задания (или ответа на вопрос «знатокам») учитель (ведущий) зачитывает поучительный вывод.

Задачи. Внимательно прочитайте басню. Составьте план согласно ее построения (экспозиция, замысел, действие). Определите и запишите мораль басни.

 

Волы и оси

Волы тянут воз. Когда Ось скрипела, они оборачивались к ней и говорили: «Эх ты! Это же мы такую тяжесть несем, а ты кричишь!»

Так и среди людей: кое-кто делает вид, что только он изнывает в работе, хотя и другие так же тяжело работают.

 

Лягушки

Две Лягушки, когда высох стал их, начали искать, где бы им жить. Они пришли к колодцу, и одна из них посоветовала прыгнуть в него. Но вторая сказала: «А когда и здесь высохнет вода, то что мы будем делать?»

Басня учит нас, что не следует браться за дело опрометчиво.

 

Лиса перед маской

Лиса забралась в мастерскую резчика и, не минуя ни одной вещи в комнате, наткнулась на маску трагедийного актера. Подняв ее, Лиса сказала: «Такая голова - и не имеет мозга».

Эта басня относится к человеку хорошей на красоту, но скудной на ум.

 

Угольщик и Сукновал

Угольщик работал в каком-то доме: увидев Сукновала, что именно поступал, он предложил поселиться с ним в одной комнате, доказывая, что они заприятелюють и что им будет выгоднее жить вместе. А Сукновал ответил ему: «Но для меня это вообще невозможно: ибо то, что я побілю, ты испачкаешь».

Байка доказывает, что раВНОе не сочетается.

 

Орел, Галка и Пастух

Орел, взлетев с высокой скалы, схватил ягненка. Галка, увидев это, из зависти решила последовать Орла и с большим шумом бросилась на барана. Но, вонзив когти в шерсть, она не могла их вытащить и только трепетала крыльями. Пастух заметил, что произошло, подбежал и схватил Галку, а вечером, обрезав крылья, принес ее своим детям. Когда они спросили, что это за птица, он ответил: «Как на меня, то я уверен, что это Галка, но, по ее мнению, она - Орел». Следовательно, отставание приводит только к беде и насмешки.

 

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дереве и, по своему обыкновению, щебетал. Ястреб, что именно не имел пищи, увидел Соловья и, підлетівши, схватил его. Соловей перед неизбежной смертью начал умолять Ястреба отпустить его, говоря, что Ястребу следует нападать на более крупных птиц, если ему не хватает пищи, потому что Соловей не заполнит собой Яструбового желудка. Но Ястреб ответил: «Надо безумном быть, чтобы, выпустив из рук готовую, гоняться за воображаемой добычей».

Байка доказывает, что среди людей есть такие нерозважні, которые, в надежде на большее, выпускают из рук и то, что имеют.

 

Хвастун - Пятиборец

Пятиборец, в котором граждане не раз попрекали, что он трус, уехал, а потом снова вернулся к родному краю и стал хвастаться своими многочисленными подвигами, в том числе таким своим прыжком на Родосе, которого не сделал бы ни один из победителей на Олимпийских играх. Он добавил, что это показали бы все, кто там был, если бы они прибыли сюда. И кто-то из присутствующих сказал в ответ: «Но какой же ты! Когда это правда, то никаких тебе свидетелей не нужно! Здесь Родос, здесь и прыгай!»

Байка доказывает, что всякое слово лишнее, когда что-то можно доказать делом.

 

Лиса и Козел

Лисица упала в колодец и никак не могла оттуда выбраться. Измученный жаждой, Козел подошел к тому же колодца и, увидев Лису, спросил, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись из удобного случая, похвалила воду и стала уговаривать Козла спуститься вниз. Цап сразу же прыгнул, чтобы успокоить жажду. После этого они вместе попытались выбраться, но Лиса, все сообразив себе на пользу, сказала, что она уже надумала, как спастись им обоим. «Если ты можешь опереться передними ногами на стену и наклонить рога, то я и сама по твоей спине выскочу и тебя вытащу». Цап охотно согласился на такой совет. Лисица вскочила ему на бедра, перешла по спине, а потом, опершись на рога, выскочила наверх и ушла прочь. Цап стал ругать ее за нарушение соглашения, и Лиса, обернувшись, сказала: «Эх ты! Если бы у тебя было столько ума в голове, сколько волос в бороде, то спустился бы ты вниз, не подумав раньше, как подняться вверх?»

Так следует поступать и умным людям: сначала взвесить, чем дело кончится, а тогда уже браться за нее.

 

17. Обсуждение результатов работы в группах.

 

18. Обобщение.

Для Езопових басен характерным является то, что их тексты простые и короткие, сюжет передается без второстепенных подробностей, мораль не остается скрытой, а открыто высказывается. Язык прост и близок к разговорному: в ней преобладают глаголы, немного прилагательных, ведь обычно в баснях говорится о действиях, а не о лицах или ситуации. Редко случается диалог - разве что развязка подается в форме прямой реплики.

 

О чем писал Эзоп:

В мире немало зла. Не следует надеяться на то, что плохой человек может измениться, она может лишь скрыть свою сущность; природа доброго человека очень уязвима, а потому весьма часто ухудшается.

Человеческая судьба изменчива и обычно меняется к худшему. От судьбы не уйти, а потому важнее приспособиться к обстоятельствам и помнить, что все преходяще.

Нередко губительными для человека является его страсти. Самая опасная из них - жадность, за ней идут тщеславие, ласолюбство, зависть, наивность и др., подчеркивается также пагубность страха. Человек, который стал жертвой страстей, ведет себя безрассудно и совершает ошибки, которые приводят к беде.

Самый надежный в жизни талант - умение довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь того, что тебе не принадлежит от природы, не соревноваться с теми, кто сильнее.

В жизни лучше полагаться на самого себя, прежде всего, на собственный труд, терпение, умение учиться на чужих и собственных ошибках. Выбирая друзей, следует быть очень осмотрительным, благодарить им, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.

 

19. Подведение итогов урока.

 

20. Домашнее задание.

1. Повторить материал урока, определения литературоведческих понятий.

2. Прочитать статью учебника о Эзопа, выполнить письменно творческое задание на с. 40.