ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 18

Тема. Творчество Архилоха - основателя жанра ямбічного

 

Цель: заинтересовать личностью Архилоха; ознакомить с творчеством поэта; учить определять стихотворный размер; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать внимание, умение высказывать собственное мнение; воспитывать критическое отношение к поступкам людей, уважение к художественному слову.

Оборудование: карточки для задания «Займи позицию»; тексты стихотворений Тіртея и Архилоха.

 

Умей познать изменения в человеческой жизни.

Архилох

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

• Выразительное чтение стихотворения Тіртея «Хорошо умирать...»

• Ответ на вопрос: «приняли бы наши современники совет Тіртея?»

2. Повторение изученного

• Назовите имена известных вам древнегреческих поэтов.

• Какие жанры древнегреческой лирики вам знакомы?

• Назовите особенности этих жанров.

• Дайте определение ямба, хорея, элегии.

 

II. Изучение нового материала

1. Выступление ученика с сообщением о биографии Архилоха

- Как и большинство античных авторов, о Архилоха известно немного. Известно, что жил он на острове Парос, был незаконнорожденным сыном аристократа Телесікла и рабыни. Через свое происхождение Архилох не имел другого выбора в жизни, как стать воином-наемником. Он имел беспокойная жизнь воина, принимая участие в военных операциях по завоеванию новых колоний.

В жизни и в поэзии Архилох был беспощаден к своим противникам, личных или политических, он был даже гордым из своего умения платить злом за нанесенные ему оскорбления.

В этом мастер я большой

Злом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинил.

Особенно известными были в те времена жестокие выступления поэта против паросця Лікамба, который сначала согласился выдать за Архилоха свою дочь Необулу, а потом отказал ему. Оскорбленный поэт ответил на этот поступок целым рядом стихотворений, высмеивали Лікамба и его дочерей. Легенда рассказывает о самоубийстве жертв этой насмешки.

Таким образом, в лирике Архилоха появляется конфликт между обществом и личностью. Это и не удивительно: судьба поэта не была простой, потому что всю жизнь он провел на чужбине, в походах и битвах, познал ужас войны, опасности морских путешествий, бедность, предательство друзей.

Архилох - основатель литературного ямба, что хранил язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни.

Рапсоди исполняли его произведения рядом с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров основал в его честь культ, и с тех пор его имя занимает достойное место среди «героев». Вся античность признавала Архилоха классиком ямбічного жанра, имя которого было рядом с именем Гомера.

 

2. Чтение стихов Архилоха

1) Стихотворение «Сердце, сердце!»

Чтение стихотворения «Сердце, сердце!»

Сердце, сердце! Беды ярости отовсюду тебя огорчают пустые -

Ты же отважно защищайся, с врагами позмагайсь.

Пусть тебя везде подстерегает вражда - всегда будь

Непоколебимое. Победишь - не хвались открыто этим,

Побеждено - дома в одиночестве сдерживай плач.

Радость есть - не радуйся слишком, есть несчастье - не грусти

Сверх меры. Умей познать изменения в человеческой жизни.

(Перевод Г. Кочура)

Определение темы и идеи стихотворения

Тема - обращение к сердцу и душе человека.

Идея - человек должен быть стойким в беде и в радости, должен познать изменения в жизни и достойно их выдержать.

Определение размера віршового

Сердце, сердце! Беды ярости отовсюду тебя огорчают пустые.

Вывод. Стих написан двусоставляющей стопой с ударением на 1-м составе. Этот стихотворный размер - хорей.

 

2) Поэзия «Печаль, Перікле, вокруг запал...»

Чтение поэзии

Грусть, Перікле, вокруг запал, не подвергается сегодня

Радости никто из граждан, город - в скорби тяжелой;

Сколько прекрасных людей розколихане бурей море

Покрыло! От боли и слез наши сердца одновременно

Будто отекли. И все же от невыносимой тоски, мой друг,

Средство дали нам боги - несокрушимую стойкость души.

Беда по очереди приходит на каждого: вот и над нами

Сейчас простерлось оно, нас к живому дійма,

Завтра будут страдать другие; поэтому нечего! Вспомните, наконец,

Кто вы, и слізливим женщинам жалость и тоску оставьте!

(Перевод А. Содомори)

Определение темы и идеи стихотворения

Тема - обращение автора к друга Перикла с утішанням.

Идея - в жизни многое зависит от случая и воли богов, но человек должна быть стойкой и мужественной, чтобы переносить горе и радость, которые чередуются в жизни.

Определение художественных средств поэзии

Эпитеты - тяжелая (скорбь), прекрасные (люди), невыносимая (тоска), неистребима (устойчивость), слезливы (женщины)

Сравнение - от боли и слез наши сердца будто отекли.

Олицетворение - беда над нами простерлось; грусть вокруг простыл.

 

3) Отрывок «Носит теперь горделиво...»

Чтение отрывка

Носит теперь горделиво саиец1 мой щит безупречный:

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

Сравните отношение Архилоха до своих доспехов с гомеровским (вспомните доспехи Ахилла, описание щита, выкованный Гефестом).

• Сравните стих Тіртея «Вперед, о сыны отцов» и прочитан отрывок из поэзии Архилоха.

Вперед, о сыны отцов, граждан

Мужами прославленной Спарты!

Щит левой рукой выставляйте,

Копьем потрясайте отважно

И жизни своей не щадите:

Ведь то не в обычаях Спарты.

• Почему Архилох ценит свою жизнь больше, чем воинскую доблесть? Какая разница между воином, что идет защищать свою родину, и воином-наемником, который завоевывает новые колонии? (Архилох честно признается, что жизнь для него - это самое дорогое, что у него есть, и поэтому оставляет свои доспехи, в то же время оправдываясь: «Не хуже ничуть я новый могу добыть». Возможно, разочарование в обществе, которому он служит, и роль наемника - завоевателя колоний были причиной того, что мнение общества для него стала неважной (покинуть свои доспехи или оружие считалось позором).)

«Займи позицию»

Кто прав: Архилох или Тирта?

Класс делится на три группы в зависимости от симпатий к позиции Тіртея, Архилоха или позиция неопределенности. Происходит обмен мнениями по выбору учащихся.

 

III. Итоги урока

Метод ПРЕСС

«Полезным было для меня знакомство с творчеством Архилоха?»

1. Я считаю... (позиция).

2. Потому, что... (объяснение).

3. Пример... (доказательства, аргументы).

4. И поэтому... (вывод).

 

IV. Домашнее задание

Дать ответ на вопрос: «можно Ли считать поэзию Архилоха философской?»

________________________________________________________________

1 Саиец - представитель фракийского племени.