ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 20

 

Тема. Оппозиция Фауст - Мефистофель, диалектическое решение проблемы добра и зла. Трагический конфликт Фауст - Маргарита.

Цель: рассмотреть основы философской концепции Гете о законе единства и борьбы противоположностей, его воплощение в трагедии; доказать, что Фауст и Мефистофель - «вечные образы» мировой литературы; формировать этические взгляды на мир; пробуждать у учащихся философский интерес к собственной личности; учить выражать свое отношение к предложенным проблем и аргументировать свою точку зрения; развивать логическое мышление, навыки групповой работы.

Тип урока: анализ художественного произведения.

 

Не только мрачные, недовольные искания

Фауста, но и издевательства и горькая ирония

Мефистофеля составляют часть моей собственной души.

И. В. Гете

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

 

Беседа

Как Мефистофель вел себя во время эксперимента над Фаустом и как вел себя Фауст?

С какой целью Бог послал человеку Мефистофеля, какой была истинная цель поступков черта?

Какую черту человека не принял во внимание Мефистофель?

Как вы думаете, для чего автор ввел в трагедию женский образ?

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Произведение Гете, как каждый классическое произведение, есть багатотемним и багатоідейним. Конечно, мы не можем коснуться всех тем, которые есть в произведении (например, проблемы власти, войны и религии в обществе). Однако мы обсудим тему добра и зла и тему любви, чтобы раскрыть самые сокровенные стороны человеческой души.

Взгляните, пожалуйста, на высказывание Гете, который стал эпиграфом сегодняшнего урока: автор частицами своей души считает и Фауста, и Мефистофеля. Почему? Это мы попробуем понять. (Ученики записи-ют тему и эпиграф в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Исследовательская работа в 4 группах

Задание для группы 1

Сравните образы Мефистофеля и Фауста. Чем продиктовано поведение каждого из них? Какую роль играет Мефистофель в жизни Фауста?

Ожидаемый ответ

 

 

Фауста и Мефистофеля объединяет неординарность, а разнит назначения. Фауст и Мефистофель - антиподы, как и Мефистофель с Богом. Миссия Мефистофеля в этом мире - показать низость человеческую. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой; наоборот, он оставляет людям право выбора: «Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого». Таким образом, большая роль Мефистофеля не только в жизни Фауста, но и в идейном содержании трагедии.

Фауст - не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого. Во время спора на небесах он представляет все человечество, хоть и принадлежит к лучшей его части. Таким образом, он символически представляет собой человеческую популяцию; его судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражают все человечество, а вроде бы указывают на «здоровый рецепт» существование каждого человека: живи общими интересами, твори, работай ради общего добробу-ту - в этом есть счастье.

Мефистофель - дух разрушения, но в то же время враг бездумной недвижимости и сила, что противостоит застоя, бездействия. Он - скептик, который презирает человеческую природу и уверен, что знает о ней всю правду: род человеческий никчемный, слабый, которому при-таманні пороки и низкие страсти, эгоизм и беспомощность. Его роль является двоякой. Как личность Мефистофель противостоит Фаусту (и автору) своим неверием в добро, в гуманистическую сущность человека. Он раскрывает человеческие слабости, запутанность и несправедливость человеческих отношений; все низкое и непристойное воспринимает как норму бытия на земле. И автор, и Мефистофель понимают и декларируют диа-лектичну творческую роль возражения.

 

Задание для группы 2

Охарактеризуйте образ Маргариты. Или закономерен финал жизни Маргариты? Как вы думаете, почему Маргарита была прощен Богом?

Ожидаемый ответ

Маргарита - простая девушка, не имеет ни острого ума, ни глубоких знаний, ни высоких мечтаний. Она - воплощение открытости, чистоты; земная и понятная. Доброта, умение прощать, готовность уступать, скромность, нежелание выделяться привлекают к ней изысканный ум и беспокойную душу Фауста. Девушка способна на всеобъемлющем, жертвенное и верной любви. Маргарита добрая, нежная и женственная. Ее мыслями и действиями полностью руководит любовь и любимый, на некоторое время они полностью овладевают ею. Она не может творить несправедливость, поэтому печальный финал ее любви и жизни логически неизбежен: ее поступки противоречат ее сущности. Мы сочувствуем Маргарите, мы страдаем вместе с ней, с первых сцен ее появления в трагедии чувствуя, что девушка обречена.

Находясь в тюрьме, накануне казни отказавшись от спасения благодаря исповеди перед смертью, Маргарита выражает сожаление по поводу того, что «всегда была безголосой». Она обвиняет себя в том, что нарушила заповеди, поддалась чарам любви и Генриха-Фауста, бездумно пошла за ним. Это не прозрение, а проявление нравственных позиций ее внутреннего мира. При этом отчаяние героини, желание искупить вину, острое ощущение личной ответственности за содеянное, отказ от любых льгот преподносят Маргариту на высоту страдницького душевного очищения. Зная, что сонное зелье, от которого умерла мать, дал ей Фауст, осознавая, что убийство ребенка было вынужденным, своей вины Маргарита не перекладывает на любимого.

И, сохранив лучшее в своей душе, она даже после смерти выше Мефистофеля. В финале первой части Мефистофель, потеряв надежду вывести Маргариту из тюрьмы, восклицает: «Она осуждена на муки!», но Голос с неба отрицает: «Спасена!». Бог прощает Маргарите ее грехи, и этим Гете проявляет гуманное отношение к женщине, которая имеет право на сочувствие и понимание.

 

Задания для группы С

Проанализируйте взаимоотношения между Фаустом и Маргаритой. Чем заканчивается их любовь? На чьи плечи ложится ответственность за последствия их взаимоотношений? Почему Маргарита отказывается бежать с Фаустом из тюрьмы и Фауст оставляет ее там?

Ожидаемый ответ

Ни одна из земных утех, которыми соблазняет Фауста Мефистофель, ученому не нравится. Он стремится:

 

Вместит в себе все радости и муки,

Все то, что человечеству выпало на долю,-

И глубь, и высь...

 

Мефістофелю удается убедить Фауста в силе и красоте любви. Омоложенный Фауст видит Маргариту, и в его сердце просыпается жажда любви. Для Мефистофеля путь к женскому сердцу друг - лесть, подарки, подкуп. И любовь, что наполнило сердце Фауста, подсказывает ему собственный путь к сердцу девушки, и он обходится без помощи черта. Фауст и Маргарита проводят теплые вечера вместе, девушка также охвачена страстью и скучает по любимым.

Однако Фауст и Маргарита - люди раВНОго социального положения, интеллектуальной конституции, их назначение раВНОе, поэтому совместного будущего у них быть не может. Фауст, хотя и любит искренне, не в состоянии представить себе это чувство концом исканий; он является эгоистом в своей пылкости еще и потому, что не может устоять перед ее соблазнами. Он бы никогда не получил удовольствия от такого варианта возможного человеческого счастья. Маргарита никогда бы не поняла цели жизни Фауста, поэтому их отношения не могли иметь оптимистического финала. Любви Маргарита и Фауст не имело перспективы еще и потому, что в те времена отношение общества к женщине, которая имела внебрачную связь с мужчиной, было негуманным. Однако Гете видит причину трагической развязки любовных взаимоотношений Фауста и Маргарита не столько в социальной сфере, сколько в сфере духовного развития героев. Именно это стало причиной того, что их встреча в тюрьме была последней.

 

Задание для группы 4

Изменило любви Фауста к Маргарите? Если да, то каким образом? Во многом сходное и отличное в его любви Маргариты и Елены?

Ожидаемый ответ

Стихия любви захватила героев трагедии. Но любовная коллизия между Фаустом и Еленой Прекрасной, потеря ими сына и семейного счастья - это изображение символического любви, в котором воплощена мысль просветителей о роли античности в судьбе общества. Суть взаимоотношений Фауста и Маргариты - большое земное чувство, способное изменять людей. Любовь к Маргарите духовно преподнесло Фауста: он сумел увидеть в ней не только красивую женщину, но и человека, в которой, хоть и ограниченный, но свой внутренний мир. Вместе с тем стремление к самоутверждению в любви приводит ученого к чрезмерных жизненных стремлений, к неоднократного самопроизвольного и трагического нарушение моральных принципов. Он хорошо понимает, что виноват в трагедии девушки. Опыт этой любви повлиял на формирование у Фауста чувство ответственности за собственные поступки.

Конец своей первой любви и гибели Маргариты Фауст пережил тяжело, но стремление действовать заставляет его продолжить поиски счастья. Новая любовь - это обладание совершенной античной красотой - Еленой, которую защитить от наказания Менелая он так и не смог; жизнь их сына Евфоріона прервалась трагически. Мы можем говорить о том, что первая любовь пробудило в сердце Фауста «природные», лучшие черты, а второе - алчность, привычку к потреблению и равнодушие к чувствам такого сорта.

 

2. Сообщения учащихся об отношении к женщине во времена Гете

в Германии и в других странах

(по упреждающим задачей)

 

IV. Рефлексия

 

1. Обобщение. Вывод

Учитель. Смысл оппозиции Фауст - Мефистофель, с одной стороны - искушение человека тайными знаниями, с другой - победа человечности над темными силами, что видно в финале трагедии. В произведении получаем трактовку Бога и Божественного. Но Бог Гете - это Бог природы и любви. Поэтому и для Маргариты находится оправдание.

Фауст предстает перед нами как определенная человек, имеет свою судьбу, и как символ человека вообще, в которой читатель узнает собственные духовные поиски. Мы вместе с Фаустом ищем истину, чтобы понять смысл своего собственного существования.

Дороже не истина, что воспринимается на веру, а та, что добыта собственным опытом.

Истину человек должен воспринимать не только умом, но и сердцем; это должно быть личностно-воспринятая истина.

Истина должна носить активный характер и проявляться в поступках человека.

Истина должна быть соотнесена с общими законами Вселенной, с природой. А природа в Гете - радостная, прекрасная и любящая, другое название ее - Бог.

Человек, который понял, в чем есть высшая истина бытия, должен стать творцом. Человек уходит из жизни, но после нее остается ее творчество.

«Вечными» образы Фауста и Мефистофеля стали потому, что Фауст - олицетворение безудержного стремления человеческого духа вперед, а Мефистофель - олицетворение скептического отрицания.

 

2. «Таблица Елвермана»

Работа проводится в предыдущих группах. Группы определяют свое отношение к предложенной проблеме.

Группа 1. Заслуживает Фауст прощения за союз с чертом?

Группа 2. Заслуживает Маргарита, чтобы ее было оправдано?

Группа 3. Считаете ли вы Мефистофеля злым и коварным?

Группа 4. Можно ли оправдать Фауста за то, что он оставил Маргариту в тюрьме?

Методический комментарий

«Таблица Елвермана». Цель стратегии - формирование у учащихся умения осуществлять всесторонний анализ предложенной проблемы, организация дискуссии и формирования четкой позиции относительно обсуждаемых проблем с использованием подобранных аргументов. Содержание проблемы формулируется таким образом, чтобы можно было ответить на вопрос как положительно, так и отрицательно. Количество аргументов и контраргументов должно быть одинаковым.

 

Так

Проблема

Нет

 

V. Домашнее задание

 

Подготовиться к уроку дополнительного чтения - выразительно читать и анализировать стихотворения Гете; для 1-2 учеников: подготовить сообщения на темы «Гете и Украина», «Переводы Гете на украинском»; готовиться к написанию контрольного сочинения по творчеству поэта.