УРОК №19
Тема. Образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации. Поиски смысла бытия и назначения человека.
Цель: характеризовать образ Фауста; развивать умение учеников высказывать личное отношение к проблемам и действующих лиц произведения; развивать логическое мышление, монологическую речь и умение работать в группе; формировать этические взгляды на мир.
Оборудование: раздаточные карточки для работы в группах.
Тип урока: анализ драматического произведения.
Тайна жизни непостижима,
но мы не можем отказаться
от соблазна все же познать ее и понять.
И. В. Гете
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Экспресс - опрос
• Какие сюжеты использовал Гете для написания трагедии «Фауст»?
• Поэт использовал только фабулу произведений или их сюжеты полностью?
• Каковы особенности композиции произведения?
• Объясните особенности жанра произведения.
• Кого можно назвать главными героями трагедии? Почему?
• Какие проблемы рассматриваются в трагедии?
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Фауста считают воплощением динамизма новой европейской цивилизации. Доказательства этому мы попробуем сегодня найти. Также мы поговорим о разных взглядах на предназначение человека и смысл человеческого бытия. Гете задумывался над тем, чем является жизнь; он считал, что «тайна жизни непостижима, но мы не можем отказаться от соблазна все же познать ее и понять». Пусть мы не сможем понять все стороны жизни, но постараемся хотя бы попытаться приблизиться к его пониманию. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)
III. Работа над темой урока
1. Работа в группах
Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А1 или А2 и маркеры для подготовки презентации. Выводы каждой группы ученики кратко записывают в тетради. Задание для группы 1
1) Проработать «Пролог на небе»; подготовить выразительное чтение его в ролях.
2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».
3) Определить идейный и композиционный содержание «Пролога...».
4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников «Пролога...».
Образец ответа
Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь высказываются различные точки зрения: Бога, рассудительного и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Мефистофеля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что во мраке бродит, / И я укажу ему до правды вход, / Ибо знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... Я согласен, попробуй его стошнит, / Пока он живет на земле; / Кто идет вперед, тот всегда блудит...». (Здесь и далее - перевод М. Лукаша.)
Основной вопрос трагедии - спор Бога и Мефистофеля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за прелестями внешних сфер, несчастная страждущее существо, сломана стремлением к невыполнимых и бессмысленных мечтаний? Или, возможно, она - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?»
Когда же этот вопрос решается во имя и славу человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается предназначение человека?»
Задание для группы 2
1) Сколько жизней должен был Фауст? Какова была его цель в жизни каждому?
2) был Ли Фауст последовательным в достижении цели своей жизни?
3) Сравните два монолога Фауста (из Г части «Ночь» и по 2 части 5 (последний)). Подготовьте выразительное чтение монологов. Образец ответа
Вывод. Свое первое в жизни Фауст посвящает науке, хотя не чурается и практической деятельности врача, педагога, переводчика. Отягощенный знаниями, он несчастлив и недоволен своей жизнью, ведь ему так и не удалось постичь законы Вселенной:
В философию я вник,
До края всех наук дошел -
Я Уже и врач, и юрист,
И, на несчастье, богослов...
Ну и к чему же я довчивсь?
Как дураком был, так и лишивсь,
Хоть имею докторское звание...
...А сердце разрывается в самого:
Не можем знать мы ничего!..
...Не верю я, что я-то знаю,
Не умею я людей учить,
Не умею их на добро напучати...
Денег, имущества я не нажил
И славы тоже не заслужил...
Вторая жизнь Фауст посвятил поискам смысла земного бытия и жил по принципу: «Лишь в движении проявит себя человек». Его новое миропонимание: Бог творит Вселенную и человека, а человек - своим упорным трудом - совершенная жизнь на земле. Фауст, тяжело страдая за гибели Маргариты, остается таким же беспокойным и деятельным. Он ищет счастье в государственной деятельности, во владении совершенной античной красотой, снова и снова ищет воплощение истины. Ни слава правителя, ни лавры полководца, ни обладание красивейшей из женщин человеческой истории не приносят ему удовлетворения. Старый и слабый, потеряв зрение, он силой духа пытается проложить светлую дорогу человечеству на родной планете:
...Когда бы увидел, что стою
С народом свободным в свободном краю,
Тогда позвал бы до минуты:
Постой, хвилино, хорошая ты!
Никакая вечность не поглотит
Мои дела, мои труды!
Провидячи щасне будущее,
Вкушаю я высший миг жизни.
Задание для группы 3
1) Проследить основные этапы второй жизни Фауста.
2) Каким оказался результат эксперимента, задуманного Богом и Мефистофелем?
3) Какие мысли в отношении человека в «Прологе на небе» удалось подтвердить, а какие были опровергнуты?
4) Что недооценил Мефистофель в Фаусте?
5) Подтверждение своим мыслям найдите в тексте и подготовьте его выразительное чтение.
Образец ответа
Жизненный путь Фауста: любовь к Маргарите - брак с Еленой Прекрасной - слава военачальника - труд, результат которого существенно улучшит судьбу человечества.
Вывод. Мефистофель ошибся, когда характеризовал человека как «длинноногого кузнечика», который живет, «как животное из животных», и говорил, что ее поступки не имеют смысла. Фауст проявил волю, настойчивость, четкое понимание своей цели. Оправдались прогнозы Бога в отношении человека, почему Фауст и был прощен.
Во втором жизни Фауст приобретает знания об обществе (двор императора), истории (античность), погружается в мир утраченной гармонии и чистой красоты. Вернувшись в современность, желает окунуться в политику, творить историю, воевать и отвоевывать место для будущего «рая на земле». Только труд ради людей, борьба за материальное и духовное счастье народов, осознание своей причастности к благородному подвигу открывают перед Фаустом великую истину: от первой до последней минуты своей жизни работать ради народа.
2. Образ Фауста. Индивидуальная работа
Задачи: охарактеризовать образ Фауста. План
1) Имя и место литературного героя в художественном произведении.
2) Социальное положение, возраст, определенные черты характера, эмоциональное состояние.
3) Существенное в характере героя; связь между образом героя, отдельными фактами общественной жизни и исторической эпохой.
4) Эволюция образа (влияние жизненных обстоятельств на формирование взглядов, характера, появление или исчеВНОвение определенных приоритетов и т.п.).
5) Авторские средства создания художественного образа. Роль монологов в раскрытии сущности героя.
6) Авторское отношение к герою.
3. Обобщение (делается совместно учителем и учениками)
Беседа
• Достижение которых идеалам стремился Фауст в своей жизни?
Ожидаемые ответы (учащиеся записывают в тетради) Идеалы Фауста:
• не абстрактно, а на практике познать свою сущность, полностью самовиявитися, самореализоваться;
• познать мир: его бездонную мудрость, гармонию, хаос, красоту и уродство;
• изменить условия жизни людей: вернуть человечество к жизни в гармонии с природой и Богом, чтобы каждый человек смог бы проявить свою «настоящую, хорошую, естественную сущность.
III. Рефлексия
1. Гронування по теме «Фауст»
2. Итоговая беседа
• В художественном произведении каждый образ является носителем определенной идеи. Какая же идея связана с образом Фауста? (В художественной концепции произведения образу Фауст а Гете утверждает мысль о творческие усилия человека на земле, в которых и заключается смысл бытия.)
• Как в образе Фауста воплощена динамизм новой европейской цивилизации? (Герою присущ постоянный творческий беспокойство, склонность к поискам новых знаний, проникновения в суть жизни и т.д.)
IV. Домашнее задание
Характеризовать образы Мефистофеля и Маргарита; из дополнительной литературы узнать об отношении к женщине во времена Гете в Германии и в других странах.