ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №19

 

Тема. Образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации. Поиски смысла бытия и назначения человека.

Цель: характеризовать образ Фауста; развивать умение учеников высказывать личное отношение к проблемам и действующих лиц произведения; развивать логическое мышление, монологическую речь и умение работать в группе; формировать этические взгляды на мир.

Оборудование: раздаточные карточки для работы в группах.

Тип урока: анализ драматического произведения.

 

Тайна жизни непостижима,

но мы не можем отказаться

от соблазна все же познать ее и понять.

И. В. Гете

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Экспресс - опрос

Какие сюжеты использовал Гете для написания трагедии «Фауст»?

Поэт использовал только фабулу произведений или их сюжеты полностью?

Каковы особенности композиции произведения?

Объясните особенности жанра произведения.

Кого можно назвать главными героями трагедии? Почему?

Какие проблемы рассматриваются в трагедии?

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Фауста считают воплощением динамизма новой европейской цивилизации. Доказательства этому мы попробуем сегодня найти. Также мы поговорим о разных взглядах на предназначение человека и смысл человеческого бытия. Гете задумывался над тем, чем является жизнь; он считал, что «тайна жизни непостижима, но мы не можем отказаться от соблазна все же познать ее и понять». Пусть мы не сможем понять все стороны жизни, но постараемся хотя бы попытаться приблизиться к его пониманию. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Работа в группах

Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А1 или А2 и маркеры для подготовки презентации. Выводы каждой группы ученики кратко записывают в тетради. Задание для группы 1

1) Проработать «Пролог на небе»; подготовить выразительное чтение его в ролях.

2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».

3) Определить идейный и композиционный содержание «Пролога...».

4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников «Пролога...».

Образец ответа

 

 

Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь высказываются различные точки зрения: Бога, рассудительного и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Мефистофеля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что во мраке бродит, / И я укажу ему до правды вход, / Ибо знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... Я согласен, попробуй его стошнит, / Пока он живет на земле; / Кто идет вперед, тот всегда блудит...». (Здесь и далее - перевод М. Лукаша.)

Основной вопрос трагедии - спор Бога и Мефистофеля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за прелестями внешних сфер, несчастная страждущее существо, сломана стремлением к невыполнимых и бессмысленных мечтаний? Или, возможно, она - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?»

Когда же этот вопрос решается во имя и славу человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается предназначение человека?»

Задание для группы 2

1) Сколько жизней должен был Фауст? Какова была его цель в жизни каждому?

2) был Ли Фауст последовательным в достижении цели своей жизни?

3) Сравните два монолога Фауста (из Г части «Ночь» и по 2 части 5 (последний)). Подготовьте выразительное чтение монологов. Образец ответа

 

 

Вывод. Свое первое в жизни Фауст посвящает науке, хотя не чурается и практической деятельности врача, педагога, переводчика. Отягощенный знаниями, он несчастлив и недоволен своей жизнью, ведь ему так и не удалось постичь законы Вселенной:

В философию я вник,

До края всех наук дошел -

Я Уже и врач, и юрист,

И, на несчастье, богослов...

Ну и к чему же я довчивсь?

Как дураком был, так и лишивсь,

Хоть имею докторское звание...

...А сердце разрывается в самого:

Не можем знать мы ничего!..

...Не верю я, что я-то знаю,

Не умею я людей учить,

Не умею их на добро напучати...

Денег, имущества я не нажил

И славы тоже не заслужил...

 

Вторая жизнь Фауст посвятил поискам смысла земного бытия и жил по принципу: «Лишь в движении проявит себя человек». Его новое миропонимание: Бог творит Вселенную и человека, а человек - своим упорным трудом - совершенная жизнь на земле. Фауст, тяжело страдая за гибели Маргариты, остается таким же беспокойным и деятельным. Он ищет счастье в государственной деятельности, во владении совершенной античной красотой, снова и снова ищет воплощение истины. Ни слава правителя, ни лавры полководца, ни обладание красивейшей из женщин человеческой истории не приносят ему удовлетворения. Старый и слабый, потеряв зрение, он силой духа пытается проложить светлую дорогу человечеству на родной планете:

 

...Когда бы увидел, что стою

С народом свободным в свободном краю,

Тогда позвал бы до минуты:

Постой, хвилино, хорошая ты!

Никакая вечность не поглотит

Мои дела, мои труды!

Провидячи щасне будущее,

Вкушаю я высший миг жизни.

 

Задание для группы 3

1) Проследить основные этапы второй жизни Фауста.

2) Каким оказался результат эксперимента, задуманного Богом и Мефистофелем?

3) Какие мысли в отношении человека в «Прологе на небе» удалось подтвердить, а какие были опровергнуты?

4) Что недооценил Мефистофель в Фаусте?

5) Подтверждение своим мыслям найдите в тексте и подготовьте его выразительное чтение.

Образец ответа

Жизненный путь Фауста: любовь к Маргарите - брак с Еленой Прекрасной - слава военачальника - труд, результат которого существенно улучшит судьбу человечества.

Вывод. Мефистофель ошибся, когда характеризовал человека как «длинноногого кузнечика», который живет, «как животное из животных», и говорил, что ее поступки не имеют смысла. Фауст проявил волю, настойчивость, четкое понимание своей цели. Оправдались прогнозы Бога в отношении человека, почему Фауст и был прощен.

Во втором жизни Фауст приобретает знания об обществе (двор императора), истории (античность), погружается в мир утраченной гармонии и чистой красоты. Вернувшись в современность, желает окунуться в политику, творить историю, воевать и отвоевывать место для будущего «рая на земле». Только труд ради людей, борьба за материальное и духовное счастье народов, осознание своей причастности к благородному подвигу открывают перед Фаустом великую истину: от первой до последней минуты своей жизни работать ради народа.

 

2. Образ Фауста. Индивидуальная работа

Задачи: охарактеризовать образ Фауста. План

1) Имя и место литературного героя в художественном произведении.

2) Социальное положение, возраст, определенные черты характера, эмоциональное состояние.

3) Существенное в характере героя; связь между образом героя, отдельными фактами общественной жизни и исторической эпохой.

4) Эволюция образа (влияние жизненных обстоятельств на формирование взглядов, характера, появление или исчеВНОвение определенных приоритетов и т.п.).

5) Авторские средства создания художественного образа. Роль монологов в раскрытии сущности героя.

6) Авторское отношение к герою.

 

3. Обобщение (делается совместно учителем и учениками)

Беседа

• Достижение которых идеалам стремился Фауст в своей жизни?

Ожидаемые ответы (учащиеся записывают в тетради) Идеалы Фауста:

• не абстрактно, а на практике познать свою сущность, полностью самовиявитися, самореализоваться;

познать мир: его бездонную мудрость, гармонию, хаос, красоту и уродство;

изменить условия жизни людей: вернуть человечество к жизни в гармонии с природой и Богом, чтобы каждый человек смог бы проявить свою «настоящую, хорошую, естественную сущность.

 

III. Рефлексия

 

1. Гронування по теме «Фауст»

 

 

2. Итоговая беседа

В художественном произведении каждый образ является носителем определенной идеи. Какая же идея связана с образом Фауста? (В художественной концепции произведения образу Фауст а Гете утверждает мысль о творческие усилия человека на земле, в которых и заключается смысл бытия.)

Как в образе Фауста воплощена динамизм новой европейской цивилизации? (Герою присущ постоянный творческий беспокойство, склонность к поискам новых знаний, проникновения в суть жизни и т.д.)

 

IV. Домашнее задание

 

Характеризовать образы Мефистофеля и Маргарита; из дополнительной литературы узнать об отношении к женщине во времена Гете в Германии и в других странах.