ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 20

Тема. Контрольная работа «Введение. Из литературы реализма. Творчество Стендаля, О. де Бальзака, Ф. Достоевского, Л. Толстого»*

 

Цель: проверить уровень усвоения учащимися изученного материала; способствовать актуализации приобретенных знаний; развивать умения применять знания на практике, связную речь, логическое мышление; способствовать воспитанию самостоятельности, умение сконцентрировать внимание.

Оборудование: тестовые задания.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Выполнение учащимися контрольной работы

Начальный уровень

1. В каких годах XIX века в литературе появился реализм:

А 20-х;

Б 30-х;

В 40-х; v

Г 50-х.

2. В доме господина де Реналя привычке Жульена было:

А притворяться; v

Бы пресмыкаться перед хозяевами;

В насмехаться над всеми;

Г следить за слугами.

3. О ком из героев романа Стендаля «Красное и черное» идет речь в следующей цитате: «Но судьба наделила ... такой несчастной натуре, что наглость этих неотес его болезненно ранило, а их бессонница подобострастие вместо удовлетворения вызывала у него лишь отвращение»?

А Господина де Реналя;

Бы аббата Пірара;

В маркиза де Ла-Моля;

Г Жульена Сореля. v

4. Кто назвал О. де Бальзака «первым среди крупных»?

А Е. Золя;

Б Ф. Стендаль;

В В. Гюго; v

Г. Флобер.

5. Фамилия деда Бальзака «Бальса» переводится так:

А «высокая гора»;

Бы «хозяин»;

В «прямовиста скала»; v

Г «господин».

6. Сколько периодов определяют в творчестве Бальзака:

А 2; v

Б 3;

В 4;

Г 5.

7. Создателем романа какого жанра является Ф. Достоевский?

А Психологического; v

Б исторического;

В социально-бытового;

Г приключенческого.

8. Первоначальное название романа «Преступление и наказание»:

А «Бедные люди»;

Бы «Отверженные»;

В «Убийца»;

Г «Пьяненькие». v

9. Основной темой романов Ф. Достоевского являются:

А изображение быта людей;

Б изображение политической ситуации;

В боль за обездоленных и обиженных; v

Г изображение приключений героев.

10. О ком из своих родственников Л. Толстой в «Воспоминаниях» написал такие слова: «Все, что я знаю о ней, все прекрасное...»?

А О матери; v

Бы про тетю;

В о сестре;

Г о жене?

11. Как назывался журнал Л. Толстого, посвященный проблемам педагогического образования?

А «Ясная Поляна»; v

Бы «Воспитание детей»;

В «Советы в воспитании детей»;

Г «Советы родителям».

12. Как по отчеству звали Анну Каренину?

А Степановна;

Б Алексеевна;

В Александровна;

Г Аркадьевна. v

 

Средний уровень

1. Дайте определение реализма как литературного направления.

2. Назовите основные черты реализма.

3. Почему господин де Реналь не развелся со своей доужиною после того, как получил анонимное письмо? (Потому, что она должна была стать богатой наследницей. А он любил деньги.)

4. Какую роль в жизни Жульена Сореля сыграл граф Альтамира?

5. С кем Матильда де Ла-Моль сравнивала Жульена Сореля? (С Дантоном.)

6. Кому из героев принадлежат слова: «В золоте воплощено все человеческие силы»? (Гобсекові.)

7. Как называлось кафе, где собирались ростовщики? («Фемида».)

8. Какую сумму должны заплатить Анастази де Ресто и Фанни Мальвы ростовщику? (Тысячу франков.)

9. В чем заключаются особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»? (В композиции романа многие черты лирического повествования - исповеди, дневника.)

10. Истории героев которых рассказываются в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»? (История Мармеладова, матери и сестры Раскольникова, Лужина, Свидригайлова, Разумихіна.)

11. Определите жанр романа Л. Толстого «Анна Каренина». (Социально-бытовой роман с глубоким нравственно-философским содержанием.)

12. Какие сюжетные линии определяются в романе Л. Толстого «Анна Каренина»? (Сюжетные линии Анны Карениной и Константина Левина.)

 

Достаточный уровень

1. Докажите, что XIX век является «золотым веком» классического романа. Аргументируйте свое мнение примерами из изученных произведений.

2. Охарактеризуйте образ Жульена Сореля, проследив основные этапы формирования его личности.

3. В чем, по вашему мнению, заключаются особенности повести О. де Бальзака «Гобсек»?

4. Охарактеризуйте роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести О. де Бальзака «Гобсек».

5. Подумайте, какой «несомненный смысл добра» видел в своей жизни Константин Левин.

6. Раскройте на примере одного из образов (на выбор) «диалектику души» героя романа Л. Толстого «Анна Каренина».

 

Высокий уровень

1. Раскройте роль художественной литературы в культурной и общественной жизни XIX века.

2. На примере романа Стендаля «Красное и черное» определите особенности социально-психологического романа.

3. Подумайте, согласны ли вы со словами Дервиля, что Гобсек - «человек-автомат». Аргументируйте свое мнение ссылками на текст.

4. Определите признаки психологического и философского романа в произведении Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

5. Выясните, в чем, по вашему мнению, заключается противоречивость образа Анны Карениной.

6. Напишите сочинение-размышление «Какие нравственные уроки заложенные в произведениях писателей-реалистов XIX века?»

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, поэтическую группу «Парнас», особенности творчества русских поэтов - представителей «чистого искусства».

________________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. А. Чередник. Мировая литература. 10 класс. Уровень стандарта: Комплексная тетрадь для контроля знаний. - Х.: Вид-во «Ранок», 2010.