ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 19

 

КАЖЕТСЯ, БАЙКА ПРОСТО ВРЕТ, А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВДУ ЯСНУЮ ЧЕШЕТ...

 

Тема: Басня как жанр литературы и ее особенности. Аллегорический и поучительный смысл сказки, отражение в ней законов жизни людей, народной мудрости: осуждение произвола и насилия, раВНОобразных человеческих пороков; прославление трудолюбия, ума, доброты и других человеческих добродетелей.

Если бы у нас не было недостатков, нам было бы не так приятно замечать их у других.

Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полеВНОм осуждения вместо опасных лести.

Франсуа де Ларошфуко

Цель: рассказать об истории возникновения жанра басни в мировой литературе и выдающихся байкеров, дать понятие о байке и аллегорию, раскрыть характерные признаки басни, развивать творческое воображение, обраВНОе мышление, связную речь учащихся, их творческие способности, прививать интерес к басне.

Оборудование и материалы: портреты выдающихся байкеров (Эзопа, Федра, Бабрія, Л. да Винчи, Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. Красіцького, И. Крылова, Г. Сковороды, И. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, М. Годованца, П. Глазового и других), выставка книг известных баснописцев.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Актуализация опорных знаний.

В древности с помощью мифов люди пытались объяснить окружающий мир, найти свое место в нем, установить гармоничные отношения с природой, постичь смысл собственного существования, выработать определенные нормы поведения. Позже зарождается и активно развивается устное народное творчество - фольклор.

• Вспомните, какие жанры фольклора мы изучали. (Пословицы, поговорки, загадки, сказки).

• Что объединяет эти жанры?

• Дайте определение понятию сказка.

Сегодня мы поговорим об одном из древнейших жанров литературы - о байке.

• Вспомните басни, что изучались в младших классах.

• Назовите их авторов.

• Прочитайте наизусть одну из басен.

• Похожа ли прочитанная басня на сказку?

• Вспомните, что такое аллегория.

• Дайте определение басни.

• Кого называют выдумщиками?

• Что такое байкарство?

Проверьте свои ответы по словарю терминов учебника (с. 236) и по статье «Мудрость басен» (с. 36-37).

«Учительская кармашек». Литературоведческие понятия (басня, аллегория, баснописец, байкарство).

Байка - 1. Небольшой стихотворный или прозаический поучительное произведение аллегорического содержания. 2. разг. Рассказ о том, чего в действительности не было и быть не может. Выдумка, вигад, небылица, небывальщина, фантазия, вранье, вранье.

 

2. Разгадывание числового кроссворда - объявление темы урока.

Задачи. Заменить числа соответствующими буквами и знаками и прочитать высказывания Леонида Глебова.

Числовой кроссворд

 

 

Ответ: Кажется, байка просто врет,

А действительно - правду мудрую чешет.

Методический комментарий. Этот вид работы будет иметь эффективность, если его провести как соревнование групп или работу в парах. Материалы числового кроссворда должна иметь каждая группа (пара). Время для выполнения задания - до 5 минут. Учащиеся, которые быстрее всех справятся с заданием, записывают результат на доске. Как вариант: можно проводить параллельную работу на доске и в группах (парах). Если же ключ к разгадке кроссворда (таблица чисел - букв) записать на доске, то работу можно провести в традиционный способ.

В результате проведенной работы - тема урока записывается в ученические тетради.

 

3. Работа с эпиграфами.

 

4. Чтение статьи учебника «Мудрость басен» (с. 36-37).

 

5. Работа с понятием «аллегория», «олицетворение» и со схемой (признаки басни) по с. 37 учебника.

Олицетворение (персонификация) - вид метафоры, художественный прием переноса качеств живых существ на окружающие предметы, явления природы и т.д.

 

6. Чтение басни Григория Сковороды.

 

ПЧЕЛА И ШЕРШЕНЬ

- Скажи мне, Пчела, чего ты такая глупая? Знаешь, что плоды твоего труда не так тебе, как людям полезны, и тебе даже часто вредят, принося вместо вознаграждения смерть, однако не перестаешь в простоте своей таскать мед. Много у вас голов, но все безмозглые. Очевидно, вы безумно влюблены в мед.

- Ты дурак почтенный, господин советник, - ответила Пчела. - Любит полакомиться Медом и Медведь, а Шершень тоже хитро его достает. И мы могли бы по-воровскому получать, как порой наша братия и делает, когда бы мы только кушать любили. Но нам несравненно большую радость дает собирать мед, чем его потреблять. До этого мы рождены и будем такие, пока не умрем. Без того жить, даже купаясь в медовые, для нас лютая смерть.

Мораль. Шершень - это образ людей, которые живут воровством чужого и рожденные на то, чтобы есть, пить и прочее. А пчела - герб мудрого мужа, который в сродном труде трудится. <...>

 

7. Эвристическая беседа по содержанию прочитанного.

• На каком языке написано байку?

• Событие изображается?

• Кто является главными героями произведения?

• Что олицетворяют собой эти персонажи? (Пчела - трудолюбивую, которая приносит пользу другим, Шершень - лентяя, что пользуется плодами чужого труда).

• Какой художественный прием использован в построении сюжета басни? (Антитеза).

• Кого и что противопоставлены в произведении?

• Определите основные части этой басни.

• Чему учит это произведение?

 

8. Работа в группах, направленная на закрепление учебного материала.

Задача 1. Прочитать басню Григория Сковороды.

Задание 2. Определить:

1) язык (прозаическая или стихотворная) написание басни;

2) повествовательную и поучительную части;

3) количество событий, отраженных в произведении;

4) действующих лиц (персонажей); что они олицетворяют;

5) аллегорический смысл басни; найти аллегорические образы в басне.

Материал для 1 группы

 

ЛЯГУШКИ

Когда высохло озеро, лягушки попрыгали искать себе новое жилье. Наконец все закричали:

- - Ох, какое огромное озеро! Будет оно нам пожизненным жильем!

И прыгнули вместе у него.

- - А я, - сказала одна из них, - решила жить в одном из источников, которые наполняют ваше озеро. Вон вижу заросший лесом холм, который посылает сюда много ручьев, надеюсь найти там для себя источник.

- - А зачем, тетя? - спросила молоденькая лягушка.

- А потому, голубушка моя, что ручейки могут потечь в другую сторону, а ваше озеро может высохнуть. Источник же для меня всегда надежнее ед лужи.

Всякая роскошь может обеднеть и высохнуть, как озеро, только честное ремесло обеспечит непишне, но спокойное существование... Сколько богачей ежедневно становятся нищими. В этом единственным спасением является ремесло.

...Бедные рабы нередко происходят от предков, живших в луже больших прибылей.

 

Материал для 2 группы

 

ОРЕЛ И СОРОКА

Сорока Орлове говорила:

- - Скажи мне, тебе не надоело постоянно вихрем шугати в бескрайних небесных просторах - то вверх, то вниз, словно по винтовой лестнице?..

- Я бы ни за что на землю не спустился, - ответил Орел, - когда бы телесная потребность не приневолювала меня к тому.

- - А я бы ни за что не оставляла города, если бы была орлом, - сказала Сорока.

- Я бы тоже так делал, - говорил Орел, - когда бы был только Сорокой.

Кто рожден для того, чтобы забавляться вечностью, поэтому приятнее жить в полях, рощах и садах, чем в городах.

 

Материал для группы

 

КУКУШКА И ДРОЗД

Кукушка прилетела в черного Дрозда.

- - Тебе не скучно? - спрашивает его. - Что ты делаешь?

- - Пою, - отвечает Дрозд. - Разве не слышишь?

- - Я пою чаще от тебя, но все равно скучно...

- - Так ты, госпожа, только и делаешь, что, подбросив в чужое гнездо свои яйца, с места на место перелетаешь, поешь, пьешь и ешь. А я сам кормлю, берегу и учу своих детей, а работу свою полегшую пением.

Многие, забросив родственную им работу, лишь поют, пьют и едят. В семь гультяйстві они терпят їдучішу скуку, чем те, кто работает без ослабу...

 

9. Коллективное обсуждение результатов наработок в группах.

 

10. Обобщение материала (признаки басни).

• В басне изображено какое то одно событие;

• Действующими лицами наряду с людьми выступают животные, растения, неодушевленные предметы, которые олицетворяют черты характера, взаимоотношения людей, общественные явления, благодаря чему произведение приобретает аллегорического содержания;

• Персонажи олицетворяют определенные идеи и человеческие характеры, к примеру:

• Лисица - лукавство, хитрость, лицемерие;

• Волк - хищность, жестокость, несправедливость;

• Осел - глупость, упрямство;

• Пчела - трудолюбие;

• Высмеиваются человеческие недостатки и пороки;

• Почти каждая басня состоит из двух основных частей: рассказа и морали (наставления);

• Розповідна часть содержит описание события (событий); по объему она может быть небольшой, или же развесистой - может включать описания, диалоги, пейзажи, шутки и т.д.

• Обучающая часть (мораль) может находиться и в начале, и в конце басни, а иногда вообще быть словесно не выраженной.

 

11. Работа в группах.

Задачи. Прочитайте. О чем текст? Дайте ему заголовок. Какую информацию нужно сообщить другим ученикам? Какой иллюстративный материал нужно использовать во время сообщения?

Обнародование результатов работы групп.

Материал для сообщения

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА БАСНИ

 

Материал для работы 1 группы

В греческой литературе еще Гесіоду (ок. 800 г. до н.э.) и Стезахору (VI век до н.э.) приписывалось авторство нескольких басен, но самым известным баснописцем признан Эзоп. Его басни, написанные прозой, отличаются чрезвычайной четкостью, ясностью, простотой и остроумием. Поэтому не удивительно, что они слишком быстро распространились по всему миру, перерабатывались на протяжении многих веков вплоть до наших времен. Из греческой литературы прежде всего басни перешли к сирийской; а далее - к арабской (Лоцман), армянской, еврейской, индусской (Бідпай или Нільпай и много других). Байки эти на греческом почве долгое время передавались из уст в уста, а около 300 г. до н.э. Димитрий Фалерійський впервые собрал их. Затем в i-II веках Бабрій, перерабатывая байки своего соотечественника Эзопа, дал им поэтическую форму. В том же веке, но на римской земле, был впервые осуществлен перевод езопових басен латыни. Тем славным переводчиком был Федр, по новой традиции сочинял новые басни в стихах и заключил их в сборник. Но о самобытную сборник Федра забыли протяжении средних веков вплоть до 1596 г., когда наконец было осуществлено первое ее издание.

В X веке некий неизвестный писатель пересказал в прозе некоторые стихотворные басни Федра, и эта прозаическая сборник избранных басен Федра, которая имела название «Ромулус» («Romulus», приобрела огромную популярность.

Отметим, что во II, IV или V веках римский писатель Авіан написал 42 басни вроде Федра и Бабрія.

 

Материал для работы 2 группы

После изобретения книгопечатания, в 1474 году увидел свет перевод басен Штейнгьовеля, и эта книга сразу была переведена на чешском языке.

Самым выдающимся европейским баснописцем XVII века стал Жан де Лафонтен (1621-1695). Его стихотворные басни сегодня издаются и переработанные или переведенные на все языки.

XVIII век также был богатым на байки. Саломон Франк, Рідерер, Летию, Ла Фермієр, Где Курейль, Ланди, Феличии, Красицкого - вот далеко не полный перечень выдающихся имен байкеров всего мира.

В XIX веке жанр басни переживает свои «золотые времена» - в Европе басни вошли в моду. Мировое признание пришло к Ивана Андреевича Крылова. Известными баснописцами этого времени стали: среди французов: Мари де Франс, Рутебеф, Маро, Ренье, Ла Мотт, Флориан, Дютрамбде, Боазар, Бонур, Лебайді, Арно, Андріен, Вієнне, Лашамбоді, Патрю, Фенелон и другие;

среди итальянцев: Альберти, Капаччю, Бальди, Пассероні, Дельроссі, Піньотті, Роберти, Бертольо и другие;

среди испанцев: Іріарте, Саманієго и другие;

среди англичан: Эй, Доделі, Мур и другие;

среди немцев: Штрікер («Die Welt»), Ґагедорн, Ґеллерт, Лесса, Ліхтьєр, Глейм, Пфеффель и другие.

У славян байка развивалась преимущественно в трех литературах: чешской, польской и русской. Поляк Якубовский переводил Лафонтена, Мінасович - Эзопа, Бабрія, Федра, Мицкевич написал несколько басен, прославился байками для детей Станислав Яковлевич.

В русской литературе басня известна с древнейших времен. В XV-XVI веках становится популярным известное произведение восточной фантазии - байки Бідлая, или «Стефаніт и Іхнілат». Среди известных баснописцев XVII-XIX веков называют А.Д. Кангеміра, В.К. Тредіаковського, А.П. Сумарокова, которые переводили Эзопа и Лафонтена и создавали авторские басни.

Гениальным баснописцем не только в российской, но и в мировой литературе XIX века стал Иван Андреевич Крылов. Его басни (а их около 200!) приобрели огромную популярность, переведенные на многие языки мира. Крылов довел обработку этого жанра поэзии до совершенства, и после него ни один русский писатель не брался за составление басен.

 

Материал для работы 2 группы

Байка в ее лучших образцах имеет давнюю и богатую традицию в украинской литературе. Образцы басен встречаются в школьных учебниках XVII - XVIII вв. Митрофана Довгалевського, Феофана Прокоповича, Георгия Конисского. Байки использовали в своих «казаннях» Иоанникий Галятовский и Антоний Радивиловский. Новую литературную байку в Украине начал Григорий Сковорода «Баснями харьковскіми» (1753-1785). В первые десятилетия XIX века байка была одним из господствующих и продуктивных жанров. Петр Гулак-Артемовский, Левко Боровиковский и, особенно, Евгений Гребенка обогатили жанр басни. Тарас Шевченко был хорошо знаком с мировой байкой. А творчество своего современника Ивана Крылова Шевченко высоко ценил и его басни не раз упоминал в повестях, дневнике, письмах. Самому Шевченко принадлежит лишь одна байка - «Сычи», первый образец политической басни в украинской литературе. Овеянные народной мудростью, басни украинских писателей в аллегорических образах осуждали несправедливость судей, лихоимство и взяточничество чиновников, неограниченное барскую произвол, с сочувствием изображали бесправное положение бедняков, их мечты и надежды на лучшую жизнь, восхваляли смекалку и остроумный нрав украинского народа. В этом их сила и неугасаемая, бессмертная жизненность. С творчеством Леонида Глебова связывают расцвет басни в Украине. В XX веке к басни обращались в своем творчестве Василий Голубой, Сергей Пилипенко, Никита Годованец, Павел Глазовой и другие.

 

12. Работа в тетрадях (запись тезисов сообщений).

Ориентировочный материал для тезисов

В греческой литературе известным баснописцем признан Эзоп; его басни, написанные прозой, слишком быстро распространились по всему миру.

V Около 300 г. до н.э. Димитрий Фалерійський стал первым собирателем басен.

В i - II вв. Бабрій, перерабатывая байки своего соотечественника Эзопа, дал им поэтическую форму.

V Первым переводчиком Езопових басен латыни был Федр, по новой традиции сочинял новые басни в стихах и заключил их в сборник.

V Величайшим европейским баснописцем XVII века стал Жан де Лафонтен.

V В XIX веке жанр басни переживает свои «золотые времена» - в Европе басни вошли в моду. Мировое признание пришло к Ивана Андреевича Крылова.

V Новую литературную байку в Украине начал Григорий Сковорода.

V П. Гулак-Артемовский, Л. Боровиковский и, особенно, Есть. Гребенка обогатили жанр басни.

V С творчеством Леонида Глебова связывают расцвет басни в Украине.

V В XX веке к жанру басни обращались В. Голубой, С. Пилипенко, М. Годованец, П. Глазовой и другие.

 

13. Слово учителя (о притче как близкий к басне жанр) с элементами беседы.

Материал к слову учителя (с использованием материалов, помещенных в хрестоматии)

Как мы уже знаем, басни - один из древнейших жанров литературы. Они развивались наряду с пословицами, поговорками, загадками, сказками. Очень близка к басне есть притча. Лучшие примеры притч мы находим в Библии.

Библия относится к числу самых дорогих человечеству книг. Неслучайно ее уважительно именуют «Книгой книг». Для христиан всего мира это - главная священная книга, содержащая завещанное Богом учения.

• Из каких частей состоит Библия? (Ветхий Завет и Новый Завет )

• О чем рассказывается в Ветхом Завете? (В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог создал Вселенную и человека, о первых предков человеческого рода, о важных событиях истории народа Израиля, о пророках и пророчествах).

• Как называются такие сказания? (Мифы)

• А что описывается в Новом Завете? (Жизнь и деяния Иисуса Христа, сына Божьего и человеческого, его смерть ради искупления человеческих грехов и чудесное воскресение).

Чтобы все слушатели поняли смысл его учения, Иисус Христос в своих речах часто прибегал к выразительных примеров - простых житейских историй, что скрывали в себе інакомовний поучительный смысл. Такие истории называются притчами.

 

14. Чтение притчи о блудном сыне (как вариант: «Притча о сеятеле», «Притча о добром самарянине») за хрестоматией.

«Учительская кармашек». Адаптированный для детей пересказ притчи о блудном сыне.

У одного человека было двое сыновей. И сказал младший из них отцу: «Отче! Отдай причитающуюся мне часть имения». И отец разделил имение между сыновьями. Через несколько дней младший сын, собрав все, отправился в далекие края и там растратил все, живя развратно. Когда же настал в той стране голод, прожигатель нанялся пасти свиней у одного жителя той страны. Юноша рад был питаться объедками от свиней, но и этого он не имел.

Тогда он подумал: «Сколько наемников у отца моего сыты, а я умираю с голода. Встану, пойду к отцу и скажу ему: «Отче! Согрешил я против неба и перед тобою; не достоин теперь называться сыном твоим; прими меня в наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.

Увидел отец своего младшего сына издалека - и сердце его сжалось от жалости. Пришел сын и сказал то, что надумал недавно. А отец, услышав эти слова, велел: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его; лучше заколите теленка: начнем пир! Ведь мой сын был мертв и воскрес, пропадал и нашелся».

Старший сын только что вернулся с поля, увидел празднования и узнал о возвращении своего брата, но рассердился и сказал отцу: «Я столько лет служу тебе, и ты никогда на мою честь не устраивал праздника; а когда этот сын твой, растратив все на развлечения, вернулся, ты заколол для него лучше теленок». Отец на это ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое - твое, а радоваться надо тому, что брат твой был мертв и воскрес, пропадал и нашелся».

 

15. Беседа по содержанию прочитанного.

• Как вы думаете, почему младший сын решил податься в далекие края?

• Что с ним случилось на чужбине?

• Что побудило юношу вернуться к отцу?

• Реальные, по вашему мнению, было раскаяние сына перед отцом? Ответ обоснуйте.

• Как отец воспринял возвращение младшего сына? Почему устроил праздник в его честь?

• Подумайте, как иначе мог поступить с сыном отец? К каким последствиям это привело бы?

• Как воспринял возвращение младшего брата старший? Почему?

• Как вы поняли слова отца младшего сына «был мертвым и воскрес, пропадал и нашелся»?

• Притчу о блудном сыне Иисус рассказывал во время проповеди, в которой он объяснял, как относится Бог к тем людям, которые раскаялись и вернулись к вере. С учетом этого попробуйте раскрыть інакомовний смысл этой притчи.

• Подумайте, что могут олицетворять образы отца и блудного сына.

 

16. Обобщение материала (работа с похоже, устоявшимся фразеологическим словарем или словарем крылатых выражений).

 

Блудный сын

 

В евангельской притче рассказывается о блудном сыне, который, живя развратно, растратил на чужбине все, что имел. Нищий, голодный и больной, он вернулся на родину. С радостью встретил его отец, одел в дорогое одеяние и велел заколоть откормленного теленка. «Возвращение блудного сына» является одной из лучших картин великого голландского художника XVII в. Рембрандта. На сюжет евангельской легенды Т. Г. Шевченко создал серию гравюр.

В переносном употреблении «блудный сын», «расточительный сын» - человек, раскаялась в своих ошибках.

 

17. Работа с понятием «притча» (запись в тетради).

Притча - 1. Повествовательное литературное произведение аллегорически-поучительного характера, содержанию близок к басне. // Аллегорическое выражение. // Рассказ о чем-либо. 2. разг. Какой-нибудь непредвиденный случай.

«Учительская кармашек». Поучения - совет, наставление, проповедь, содержащая советы, увещевания.

Поучительный - 1. Который содержит поучение, наставление. // Который бывает при высказывании поучение, наставление. 2. Который учит чему-либо, дает полезные сведения, служит уроком.

 

18. Обобщение материала.

• Что такое басня? Назовите ее признаки.

• Что общего между басней и сказкой?

• Чем родственные басни и притчи?

• Что отличает басню от сказки и притчи?

 

19. Подведение итогов урока.

 

20. Домашнее задание.

1. Выучить определения литературоведческих понятий «басня», «аллегория», «олицетворение», «притча».

2. Перечитать статью учебника о байке (с. 36-37).

3. Индивидуальные задания: Подготовить сообщение о исторические факты и легенды, касающиеся жизни Эзопа (учебник, с. 38).