ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 1

Тема. Художественная литература как искусство слова, ее место среди других видов искусства

 

Цель: вспомнить виды искусства, кратко охарактеризовать их; выяснить, какое место среди других видов искусства занимает литература; сделать вывод относительно уникального влияния художественной литературы на человека; развивать внимание, устную речь; воспитывать уважение к литературе как искусству слова.

Оборудование: схема, эпиграфы, словарь-справочник «Зарубежная литература», словарь «Эстетика».

 

Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.

М. Есть. Салтыков-Щедрин

 

Истинно говорю вам: дано печатному слову быть не только во времени, но и над временем.

М. Лесков

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Много веков назад один античный мудрец заметил: «Жизнь коротка, а искусство вечно». И с ним нельзя не согласиться: человек всегда идет рука об руку с искусством, а лучшие его образцы переживают не одно поколение поклонников и ценителей.

Что же такое искусство и в чем его великая тайна?

 

II. работа над темой урока

1. «Продолжите предложение»

Искусство - это возможность...:

• самореализоваться;

• почувствовать «очищение души»;

• развлекаться;

• познавать новое;

• переживать и сочувствовать;

• испытывать эстетическое наслаждение.

 

2. Слово учителя

Словарь «Эстетика» дает такое определение понятия «искусство»:

Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающую среду и самого себя по законам красоты.

С искусством тесно связано понятие катарсис. Впервые использовал этот термин Аристотель для обозначения определенного эстетического переживания, которое «проясняет» нравственное чувство. Просвітляючи и преподнося, оно захватывает человека целиком и влияет универсально, давая пищу уму, чувству и воле.

Если вы плакали, сочувствуя героям книги или кинофильма, искренне радовались за своих любимцев, переживали возмущение или стремление изменить этот мир к лучшему,- вы ощущали на себе силу искусства. Если в вашей жизни есть книги, фильмы, картины, музыкальные произведения, о которых можно сказать: «Они действительно повлияли на мою жизнь»,- вы потерпели катарсиса.

 

3. Ґронування

1) Создание информативного грозди к слову «Искусство»

 


2) Беседа по созданным гроном

• Назовите известные вам виды искусства.

• Что является основой обраВНОсти этих искусств? (Слово, звук...)

• Почему некоторые виды искусств имеют один материальный носитель обраВНОсти, а некоторые больше? (Такие виды искусств, как театр, кино, телевидение, называют синтетическими, потому что образ создается с помощью нескольких материальных средств.)

• Какие виды искусства наиболее популярны в наше время? Почему?

 

4. Работа с литературным произведением

1) Чтение сонета Уильяма Вордсворта «К прекрасному».

Уильям Вордсворт (1770-1850) - английский поэт, представитель «озерной школы». Воспевал в своих произведениях красоту природы и сельской жизни.

Святое искусство! В кисти или пере

Есть сила дать вечность каждой черте

Облачка, что плывет в небесной висе,

Веселых лучиков причудливой игре;

Они останавливают движение вит вверху

И путников, идущих в лесу,

И корабль, что при скелястім мысе

Навек в заливе бросил якоря.

Дитя весны, и лета, и листопада,

Что верно ткут ясную твою красу

Искусство, ты даришь благодать.

И сдержанное, простое, хоть полное содержания,

Ты умеешь вирвать мгновение из течения времени

И в ней божисту вечность передать.

(Перевод М. Крыши)

2) Определение темы и идеи поэзии

Тема: захват безграничной силой искусства.

Идея: искусство «в кисти или в пере» увековечивает жизни человека и природы, ибо способно «вирвать мгновение из течения времени и в ней божисту вечность передать».

 

5. Литература как вид искусства

1) Работа со словарем «Зарубежная литература» Н. И. Дорофеевой. Литература (лат. literatura - написанное, от litera - буква, буква) - совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; раВНОвидность искусства - искусство слова отражает действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность; результат творческого процесса автора, зафиксирован в соответствующем тексте с помощью букв.

Выделяют литературу техническую, научную, справочную и художественную, предназначенную специально для удовлетворения познавательных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

2) Слово учителя

- Итак, литература - это искусство слова. Слово - самое ценное достояние человечества, начало всех начал. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Оно у Бога было в начале. Все чрез него начало быть, и ничто, что начало быть, начало быть без него. И в Нем была жизнь, а жизнь была свет человеков» (1; 1-4). Мысль эта стала основой поэзии русского поэта М. Гумилева:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Не забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что слово - это Бог...

Поэтому будем чтить слово, которое и в наше время высоких технологий не утратило своей мощи, как и литература - искусство слова.

3) Работа с эпиграфами

- Справедливы ли высказывания М. Есть. Салтыкова-Щедрина и М. Лескова? Аргументируйте свою точку зрения.

 

III. Итоги урока

Учитель. Дети, впереди новый для вас систематический курс изучения не отдельных литературных произведений, а мирового литературного процесса, начиная с древнейших памятников искусства слова до эпохи Возрождения. Все произведения, вошедшие в программу для 8-го класса, являются классическими, то есть образцовыми, проверенными временем. Поэтому вы не потратите свое время зря, а наоборот, начнете получать классическое литературное образование.

Русский писатель XIX века. О. И. Герцен писал своей дочери Натальи: «Читай как можно больше и, конечно, вечные книги - их немного - читай “Илиаду”, “Одиссею”, читай Шекспира, Гете, Данте».

Итак, в путь - за авторами вечных книг!

 

IV. Домашнее задание

Подготовить сообщение о Веди как памятник мировой литературы.