ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 2

 

Тема. Литература эпохи барокко: самые яркие представители европейского направления барокко; ведущие темы и стилевое новаторство лирики барокко.

Цель: продолжить знакомство учащихся с направлением барокко в культуре; развивать навыки описания картины; охарактеризовать духовное и стилевое новаторство барочной литературы; воспитывать чувство красоты.

Оборудование: иллюстрации картин П.-П. Рубенса, Франсиско Сурбарана «Христос на кресте», «Младенец Христос», Хусепе Рибера «Аполлон и Марсий», Диего Веласкеса, Жоржа де Латура «Святой Себастьян и Святая Ирина», Бартоломео Эстебана Мурильо «Апостол Петр в тюрьме»; иллюстрация скульптурной группы Бернини Джованни Лоренцо «Экстаз святой Терезы»; иллюстрации архитектуры барокко; аудиозаписи музыки Баха, Гайдна или Генделя.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Искусство существует для того, чтобы выхватывать формы из того мира, в котором человек сам является объектом, и переносить его в тот мир, в котором человек властвует.

А. Мальро

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

 

Экспресс - опрос

Художественный стиль господствовал в Европе и Испании в XVII в.?

В каких странах и почему развивался стиль барокко?

Как вы понимаете термин «барокко»?

Назовите определяющие признаки этого художественного направления?

Какие особенности украинского барокко вы можете назвать?

Какое место в культуре барокко занимает человек?

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Как вы уже знаете, барокко - это самостоятельная, самобытная эпоха в истории мировой культуры, художественная система в искусстве XVII - XVIII ст. (в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, літературі. и театре). Это - первый художественный направление, развивался во всех европейских литературах. Сегодня мы продолжим изучение этой культурно-исторической эпохи. (Запись темы урока и определение цели работы.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Сообщения учащихся (см. домашнее задание)

Живопись эпохи барокко (на примере репродукций картин Караваджо, Жоржа де Лaтypa, Бартоломео Эстебана Мурильо, Франсиско Сурбарана, Хусепе Рибера, картин Диего Веласкеса, Бернини Джованни Лоренцо). Искусство эпохи барокко не скрывает контрасты и антагонизмы реального мира, а наоборот, сгущает. Человеческие фигуры, предметы интерьера, элементы пейзажа находятся как бы в едином движении, независимом от воли «объектов». Но, сделав стилевой акцент на сложности формы, искусство барокко не безразлично к идеалу. Пусть он недоступен, как недоступен современной человеку истина, и искусство способно остановить ту единственную секунду, в которой воссияет истина. Ведущими видами живописи барокко является алтарна икона и декоративное панно для украшения парадных залов. Любимые сюжеты картин - жизнь католических мучеников и мифологические истории. Расцветает жанр аллегории, героями которой выступают монархи, окруженные античными богами.

Архитектура эпохи барокко (с использованием иллюстративного материала). В конце XVI в. на смену архитектуре эпохи Возрождения приходит стиль барокко, который отличается сложными планами, контрастами объемов, пышным пластическим и декоративным убранством. Главными объектами барочного искусства в архитектуре есть церковь и дворец. Это цветной мрамор, бронза, расписанные статуи, яркие, праздничные интерьеры. Карнизы фасадов заметно выступают вперед, их криволинейные очертания создают впечатление легких колебаний декора. Прославилась эпоха барокко и своими водопадами: водяные каскады, что шлейфами спадали вниз, в сочетании с причудливыми скульптурами (морскими божествами, тритонами), производили фантастическое впечатление. Стиль барокко приобрел поширенняв Италии (церковь Сан-Карло в Риме, архитектор Ф. Борромини), Польши, Германии, Австрии, в странах Латинской Америки, а также в России (собор Смольного монастыря в Петербурге) и на Украине (храм Андрея Первозванного(Киев), XVIII в., архитектор В. В. Растрелли).

Музыка эпохи барокко (на фоне аудиозаписей музыки Баха, Гайдна или Генделя). Музыка эпохи барокко - огромная область исполнительской практики: от органных концертов Баха и Генделя, от клавірної музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. В барочной музыке преобладают драматическая патетика и динамичность образов, ей свойственна полифония - одновременное звучание нескольких мелодично содержательных голосов, что делает музыку многоязычной и многоплановой. Характерным для барокко является также жанр «каприччио», музыкальный язык которого является вычурной, каприВНОй, полной острых поворотов. Стиль барокко особенно ярко проявился в опере: оперные спектакли часто дополнялись архитектурным элементом. У истоков оперы стоял итальянский композитор Клаудио Монтеверди, автор известного произведения «Орфей». Значительные изменения произошли и в церковной музыке. Здесь самым известным стал И. С. Бах, который писал величественную музыку «в честь христианского Бога». Развиваются жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации. И сегодня эти произведения звучат в исполнении многочисленных ансамблей старинной музыки. в 1888 году появилась работа Н. Вельфіна «Ренессанс и барокко», и с тех пор уже более ста лет продолжаются многочисленные публикации об искусстве барокко. Отголоски стиля барокко - «необарокко» - в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре - Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура барочной риторики). Составляющие стиля барокко:

РелигиоВНОе (метафизическое) барокко - распространенное в Англии, Италии, Испании, Франции и других странах Европы. Для него характерно погружение в мир мистики и метафизики, что приводит к отречение от жизни и всего земного. Заметны попытки вернуть человека к религии и благочестия.

Сіфуїсти, кавалеры - дворяне, которые писали изысканным языком, наполняли свою поэзию эротическими и монархическими мотивами, их герой - галантный рыцарь.

• Преціозна литература - получила развитие во Франции; отличалась изяществом и галантностью стиля. Главная тема - любовь и переживания, связанные с ним; распространенный жанр - пасторальные романы. Этой литературе свойственна изысканная лексика и чопорный изложение.

Маньеризм (маріонізм) - распространенный среди дворян Италии; главная тема творчества - любовь.

Культуризм, или гонгоризм (происходит от имени поэта Гонгора),- испанский раВНОвидность итальянского маріонізму.

Философское, или кальдеронівське, барокко (происходит от имени Кальдерон) - испанский раВНОвидность литературы эпохи барокко.

 

2. Работа над эпиграфом урока

 

Вопрос к классу

Как вы думаете, почему именно такой эпиграф был выбран до этого урока?

(Ответы учащихся.)

 

3. Чтение и краткий анализ произведений литературы эпохи барокко (работа в группах)

 

Учитель. В период развития стиля барокко в литературе были созданы настоящие шедевры в разных жанрах, особенно в лирике и драме. Сейчас мы ознакомимся с некоторыми произведениями известных поэтов эпохи барокко. (Для этой работы учащиеся объединяются в 6 групп.)

Задания для групп

1) Выразительно прочитать стихотворение.

2) Определить его тему и характерные особенности.

(Для подготовки отводится 5 мин. После каждой презентации стихотворения и краткой его характеристики учитель формулирует вопросы к классу.)

1 группа

 

Марк-Антуан де Сент-Аман

ЛЮЛЬКА

Присев на дровах, с трубкой в руке,

На печку опершись, в беспокойстве душевнім

Думаю о тернии моей судьбы злой,

Опустив глаза вниз, с печалью на лице.

Надежда заглядывает в горькие минуты эти

В завтрашний мой день дороги жизненной,

В гору где-то ведет с печальной действительности,

Где и римский властитель не сиял в венце.

И только мечта эта едва прорастает из праха,

Как действительное положение вещей спускает вниз неудачника,

Где опять невзгоды встают в жизни моей.

Нет, не вижу я никакой разницы

Между надеждой и табаком,- глупости!

Она, как люлька и, лишь пускает дым.

(Перевод М. Терещенко)

 

Вопрос: «Какие проблемы волнуют автора?» 2 группа

 

Джон Донн

Пошел последний акт моей драмы. Последняя миля странствий моих, Все быстрее движение к рубежам печальных, Ко всем навстречу рассеченной ворот. Не внезапная смерть уже не за горами, Она мой дух освободит из тенет лихих, И я увижу в снах своих, Перед чьими трепетал громами. Когда мой дух наконец в небо зрине, А тело упокоится в земле, Тогда меня все плохое покинет, То, что толкало здесь на злые поступки. Так одержав ослепительную чистоту, Забуду я и мир, и суету.

(Перевод В. Коптилова)

Вопрос: «Как вы понимаете первая строка произведения? О какую драму в нем говорится?»

 

3 группа

 

Джон Мильтон

 

Как нежно время, юношеских лет вор,

Взял двадцать три лучшие годы в меня!

А где мой цвет? Дерево зеленое,

И на плоды не видим надежд.

А может, неистребимое и священное

Должно ждать не весны, а действий?

И ведаю - получит мое тело

Свой пай земли и все, что в нем есть,

Крупное или среднее звершу дело. .

Что же, пусть цветет призвание мое,

Хотя все неизменно,- что выросло и что стліло,-

В глазах того, кто задание дает.

(Перевод Д. Павлычко)

 

Вопрос: «каково настроение стихотворения? Какие ноты в нем преобладают оптимистичны или пессимистичны?»

 

4 группа

 

Луис Гонгора-и-Арготе

Уже трижды Аквилон неистовый

Зеленых нив девственность терзал,

И трижды Феб обновленный вставал

Колхидское золотое руно согреть,

Когда иду я (намертво пробит

Стрелой) везде, где голос твой звучал,

0 О милейшая, где по морю трав

1 Немыми знаками пылают цветы.

2 В траве не видно крапелин рыжих

3 Моей крови; твой полет - из тех,

4 Что в небе играют чудо - цветами,

5 Вплоть напоследок пастухи за нами

6 Следам идут, что на земле мы их

7 Оставляем: я - кровью, ты - цветками.

(Перевод М. Москаленко)

 

Вопрос: «Какие художественные средства использованы в стихотворении?»

 

5 группа

 

Франсиско де Кеведо-и-Вильегас

Риму, похороненному в руинах

В Риме Рим ищешь, пілігриме?

Здесь не найдешь ничего, кроме руин:

Вот его могила - Авентин,

Щербины эти грустные останки Рима.

Никогда цезарями золотыми

Не загордится уже Палатин;

В медалях ржавых гаснет славы звон -

Становится громче времени победы зримые,

8 И только Тибр неустанный, что умел

9 Так нежно ласкать латинские стены,

10 Теперь выводит свой траурный пение.

11 В Риме! Исчезло все крепкое и унылое

12 Из величия твоих преходящих дней -

13 Осталась волна, что течет в печали.

(Перевод О. Мокровольская)

 

Вопрос: «Какие признаки стиля барокко является в произведении?»

6 группа

Франсиско де Кеведо-и-Вильегас

 

Скрыть может в свою завесу

Меня последний мрак, а тогда,

Скоряючись одной щемкій жаді,

Души предоставит свободу он бездонный,

И все же по эту сторону границы черного

Оставит знак по бури молодежи;

Мой жар плестиме и в ледяной воде,

Сломав власть сурового закона.

Душа, которой сам Бог был за тюрьму,

Не занемеет, скованная зимнего ужасом;

Мой мозг, сердце, зрение, краяв тьму,-

Все, что смерть зітне единым махом,

Чутье не потеряет, ляжет в немую твердь

Влюбленным, хоть и безмолвным прахом.

(Перевод М. Москаленко)

 

Вопрос: «Как углубленное видение конфликтности и парадоксальности бытия, свойственное искусству барокко, отразилось в кульминации сонета Кеведо?»

 

III. Рефлексия

«Микрофон»

 

Продолжите предложение: «Для меня барокко - это...»

Методический комментарий

Стратегия «Микрофон» используется для подведения итогов урока, предполагает ответ-обобщение каждого ученика; продолжительность ответа ограничена во времени (как правило, формулируется одним предложением или одной фразой). «Микрофон» учащиеся передают друг другу по очереди, отзывается только тот, у кого он в руках.

 

IV. Домашнее задание

Опережающее задание: для ученика - «биографа» - подготовить сообщение о жизни Педро Кальдерона; для ученика - «литературоведа» - подготовить сообщение о сюжетную линию драмы «Жизнь - это сон».