УРОК № С
Тема. Педро Кальдерон дела Барка - выдающийся драматург и поэт эпохи испанского барокко. «Жизнь - это сон» как воплощение мировоззренческих и художественных принципов эпохи барокко.
Цель: углубить знания учащихся о барокко как художественное направление; ознакомить учеников с личностью Педро Кальдерона; развивать навыки восприятия лекции и исследовательской работы; воспитывать интерес к произведениям искусства. Оборудование: портрет Педро Кальдерона.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков».
Кальдерон стоит рядом с крупнейшими гигантами мира: он сделал в испанской литературе то, что Данте - в италии, Шекспир - в английском и Тарас Шевченко - в украинской литературе.
Иван Франко
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
«Гронування». Тема «Барокко»
Методический комментарий
« Гронування ». Предложенный вид работы побуждает учеников свободно думать и открыто высказываться на определенную тему. Его задача - установить связи между отдельными понятиями. Для работы выбирается опорное слово, понятие, термин (слово-тема). К нему подбирают слова с определенными связями, ассоциациями. Грозди бывают одноуровневые (от одного отправного слова) и многоуровневые (каждое слово следующего уровня становится опорным). Многоуровневое гроздь представляет собой развернутую сопротивления по теме, в основе которой лежит принцип гіперзв'язків.
Пример гроздья
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как вы уже знаете, для стиля барокко не является обязательным пробуждение религиоВНОго или эстетического чувства; для него важнее растрогать человека - воспринимающая, поразить ее.
Выразителем философских и эстетических принципов направления барокко в жанре драмы стал Педро Кальдерон дела Барка - выдающийся драматург и поэт испанского барокко, а его пьеса «Жизнь - это сон» считается воплощением мировоззренческих и художественных принципов барокко.
III. Работа над темой урока
1. Обзор жизни Педро Кальдерона
Ученик - « биограф ». Полное имя поэта - дон Педро Кальдерон дела Барка Енао дела Барреда и Ріаньйо. Кальдерон, по происхождению аристократ, был потомком знатного дворянского рода. Он родился в Мадриде 17 января 1600 года. Отец Кальдерона был секретарем государственного казначейства при Филиппу II и Филиппу III, а мать происходила из благородной семьи, которая переселилась в Испанию из Нидерландов задолго до рождения Педро. В семье было шестеро детей - три сына и три дочери. Начальное образование дон Педро получил в иезуитской школе, в пятнадцатилетнем возрасте вступил в Саламандського университета, где прослушал курс богословия; также в университете города Алкала прослушал курс философии и права.
В первой половине своей жизни Кальдерон - человек шпаги. Он был участником военных походов в Италии и Фландрии, был рыцарем ордена Сантьяго и в 1640 - 1642 годах вместе с другими рыцарями этого ордена принимал участие в войне против Франции, был участником подавления восстания в Каталонии. В молодости дон Педро не раз обнажал шпагу в поединках и однажды даже сидел в тюрьме за оскорбление лица духовного сана (он насмехался над напускным красноречием одного проповедника).
Первые поэтические лавры Кальдерон одержал 1622 года, принимая участие в состязании поэтов. Его талант был высоко оценен знаменитым тогда драматургом Лопе де Вегой. В двадцать пять лет Кальдерон стал главным автором пьес для придворного театра и для религиозных представлений во время церковных праздников. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, а для духовных праздников на заказ городских властей Мадрида - одноактные духовные действа (ауто).
Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви, 1651 года, после смерти своего маленького сына, он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важна духовная лицо - почетный капеллан и исповедник короля Филиппа IV, а в 1666 году - настоятель аббатства святого Петра.
Умер поэт 25 мая 1681 года. До полного собрания сочинений поэта, что было издано после его смерти, вошло 120 пьес, 80 ауто и 20 интермедий (около 140 пьес светского и 80 религиоВНОго содержания), много стихов.
Жизнеописание Кальдерона называют замовчуваною биографией, поскольку о нем известно очень мало. Еще при жизни драматурга высказывались противоречивые суждения относительно его деятельности. Например, теолог Моратін Старший сказал, что «кальдеронівський театр - это школа злости, зеркало разврата и академической бесстыдства», а немец Шлегель назвал его театр «недосягаемым зраз-ком верности христианским идеалам, человеческому долгу, чести и совести, где даже в безобраВНОм мы видим тень великой идеи».
2. Работа в парах. Взаимные вопросы по содержанию биографии Кальдерона
3. Основная тематика творчества поэта
Учитель. Все творчество Кальдерона - это напряженные раздумья о смысле человеческой жизни. С одной стороны, человек в мире не сама, ее бытие тесно связано с другими людьми и историей, с природой и Богом. С другой стороны, Кальдерон были очень хорошо известны времена средневековой Испании с ее мрачным фанатизмом, кострами инквизиции, с крестами, процессиями, поэтому и его поэзия - это преимущественно поэзия отчаяния, трагической дисгармонии мира и непримиримых противоречий. Смех и радость - не для человека; судьба человека - страдать и повиноваться.
Те, что были веселостью и Красотой,
Проснувшись на рассвета со сна,
Под ночь обернутся в печаль бесплодную,
Уснут, обняті тьмой ледяной.
Радуга, кармина и злота игрой
На мгновение просияет даль грозяну -
Знак человеческой жизни,- все за одну -
Единую день пролетит стрелой.
Для расцвета волшебная роза
Растет и расцветает, чтобы зів'яти,Один бутон - колыбель и гроб.
Жизнь, как день, мелькнет, когда из ребенка
Становится дедушка, и уже пора умирать;
Возраст - час, год, мгновение одно.
(Перевод Д. Павлычко)
Лучшие герои Кальдерона пытаются постичь таинственные, всемогущие связи, существующие в мире, и понять свое место в нем. В этом - весь Кальдерон, каким он был для своих современников, которым вошел в мировую литературу. Следует помнить, что Кальдерон был глубоко верующим человеком и в поучительно-аллегорических сюжетах и многочисленных символах своих драм пытался раскрыть постулаты и истины католической веры.
Творчество Кальдерона была значительным этапом в развитии испанской драматургии. Его считают родоначальником драмы эпохи барокко с ее глубоким психологизмом и философской проблематикой. До основных композиционных приемов кальдеронівських драм принадлежит монолог, что представляет собой философское размышление героя о смысле жизни или глубокий психологический самоанализ. Вниманием к внутреннему миру человека, симпатией к угнетенных обозначена его аллегорическая морально-философская пьеса «Жизнь - это сон», написанная им в 1635 году.
Вопрос к классу
• Какова основная тема творчества Кальдерона?
4. Произведение Кальдерона «Жизнь - это сон»
Ученик - «литературовед». Свое главное произведение Кальдерон называл «комедией», хотя так его можно назвать лишь условно.
Ведущий мотив произведения - трагический хаос жизни, невозможности противостоять судьбе и нежелание мириться с этим. Идея произведения «Жизнь - это сон» - горькое разочарование.
Главный герой драмы - польский королевич Сигізмундо - родился под зловещей звездой. Его отец, король Басиліо, узнал из гороскопа, что испытывает унижения и горя от сына, который свергнет его с трона, став взрослым. Чтобы пророчество не сбылось, король приказывает держать закованного в кандалы Сигізмундо с малых лет в башне среди диких гор в полном одиночестве. Единственный человек, с которым общается парень,- Клотальдо, его тюремщик, надзиратель и слуга. Наступает время, когда король должен выбрать наследника. Среди претендентов на корону герцог из страны Московия Астольфо и принцесса Эстрелья. Душу Басиліо гложет раскаяние, и он на совершеннолетие Сигізмундо возвращает его ко двору, усыпив перед тем колдовским зельем.
Сигізмундо, проснувшись в роскошном дворце в окружении льстивых придворных и слуг, становится неограниченным властителем всего государства. От Клотальдо юноша узнает тайну своего рождения. Молодого королевича охватывает жажда мести за надругательство над его телом и душой, ведь дать жизнь и превратить его в ад, безвыходные страдания и муки - позорное жестокость, ничем не оправданная тирания. Именно так отзывается в разговоре с отцом Сигізмундо. Ослепленный зверскими инстинктами, он бросает в пропасть слугу, осмелившегося перечить ему, провоцирует позорный поединок со своим двоюродным братом, московским герцогом Астольфо, пытается силой овладеть Росаурою, посягает на жизнь Клотальдо и даже угрожает отцу, королю Басиліо.
Такое поведение сына не понравилась королеве. Сигізмундо снова усыпили и перенесли обратно в башню, а все пережитое накануне объяснили как сновидения. Королевич понял всю глубину низости жизни, лишенной всякого смысла. В отчаянии юноша размышляет, зачем стремиться к счастью, радости, наслаждений, когда все это, возможно, является сновидением. В конце концов, никто не может доподлинно знать, чем является его собственное существование - сном или реальностью.
Но дальнейшие события являются реальными: армия не признает чужеземца Астольфо за нового короля, восставший народ требует себе правителя Сигізмундо, а Басиліо выступает против родного сына. Но теперь Сигізмундо действует очень осторожно, чтобы взять и удержать в своих руках власть. Предсказания гороскопа сбывается: сын видит отца, свергнутого с трона. Однако, помня о призрачности реальности, проявляя мудрость, королевич обнимает отца, прощает ему жестокость, возвращает власть, тем самым побеждая фатальность судьбы.
Учитель. Противостояние роковой судьбы и человеческого сознания в драме Кальдерона показано как соревнования низменных страстей и высшего долга милосердия и добра. Каждый человек может противостоять судьбе и утвердить собственную волю, если занимать позицию добра и справедливости.
Вопрос к классу
• Чего вы ожидаете от прочтения книги Кальдерона «Жизнь - это сон » ?
IV. Рефлексия
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью известного художника эпохи барокко. Подведем итог работы. У нас время «Свободного письма». Пишем все, что считаем найголовнішимна уроке, реализуя тему: «Педро Кальдерон и его творчество». (На работу отводится 8 мин. После окончания работы учащиеся по желанию зачитывают написанное.)
Методический комментарий
«Свободное письмо». Этот вид работы помогает сосредоточиться на мыслях способом их непрерывной записи. На выполнение работы предоставляется определенное время (5-10 мин.). Во внимание не берутся стиль, орфографические или пунктуационные ошибки.
Суть работы заключается в том, что учащиеся имеют возможность зафиксировать свои эмоции, не стесняясь их существования.
«Свободное письмо» («Письмо для себя», «Эссе») следует использовать на этапе осознания материала и на уроках изучения лирических произведений и произведений философского содержания.
Пример «Свободного письма»
ПЕДРО КАЛЬДЕРОН И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
Яркая фигура Испании XVII века. Необъятные перспективы, высокие жизненные вершины, богатая на события жизнь... Талант, который всегда находился в поиске. Годы привели его к философскому осмыслению смысла человеческого бытия, понимание единства человека с обществом, с природой, с Богом. Звезда, следует падение которой видны и теперь, через столько веков, на звездном небе человечества.
V. Домашнее задание
Прочитать пьесу Кальдерона «Жизнь - это сон»; подготовить кроссворды по изученным материалом.