УРОК № 1
Тема. Барокко как первый общеевропейский художественный направление. Европейское и украинское барокко
Цель: ознакомить учащихся с первым художественным направлением, который охватил практически всю Европу, включая украинские земли, его приметами и особенностями; раскрыть мировоззренческие позиции деятелей барокко; развивать навыки восприятия лекции и исследовательской работы; воспитывать чувство красоты. Оборудование: иллюстрации, портреты известных философов и художников эпохи барокко.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
«Мозговой штурм»
Вспомните, что вам известно из курса истории о XVII ст.
(Краткие записи делаются на доске или листе бумаги формата А1.)
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель
Поднялась свирепая величие на нет -
Так церковь в огне нашла конец.
Паруса экипаж ремонтирует,
Словно лохмотья, свес наш такелаж,
Обломки везде. В той большой игре
Было сигнальные сбит фонари...
(Перевод В. Коптилова)
Английский поэт Джон Донн сравнил свою эпоху со страшной морской бурей. XVII ст. - трагическое время в истории Европы, когда пылали войны и взрывались революции. Казалось бы, что может поколебать церковь и веру в Бога? И немецкий богослов Мартин Лютер обвинил самого Папу Римского в аморальности и преступности, швейцарский богослов Жан Кальвин делал попытки построить республику и в ней возродить во всей его чистоте и правдивости христианство, которое якобы загубили католики за полтора тысячелетия. Где же искать простому человеку душевные силы и моральную опору, кому верить? Все больше людей зневірювалось. Именно об эти сутки мы сегодня начнем разговор и ознакомимся с ее характерными чертами. Основные вопросы, на которые мы сегодня будем искать ответы (запись в тетради):
1. Что такое барокко?
2. Каковы характерные особенности эпохи барокко?
3. Каковы определяющие признаки эпохи барокко?
4. Какими были общие проявления стиля барокко в культуре?
5. В чем заключаются особенности проявлений стиля барокко в литературе?
6. Как стиль барокко появился в украинской культуре?
7. Каковы особенности развития именно украинского стиля барокко?
III. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
- Философы XVII в. убеждали: Бог подарил человеку разум и сердце. Человек должен постичь окружающий мир, такой привлекательный, загадочный и прекрасный, но при этом она должна полагаться на себя. И человек захотел понять законы мироздания, положиться на собственный опыт. В истории человечества началась новая эпоха полна противоречий, противоречивых мыслей и чувств - барокко.
2. «Броуновское движение»
Карточка № 1
Что такое барокко?
Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - направление в искусстве и литературе XVI - XVIII ст., которому принадлежит важное место в развитии европейской культуры. (Термин многозначен, происходит от португальского названия la perrola baroca - жемчужина (или ракушка с жемчужиной) необычной формы.) Сначала так назвали художественный стиль архитектуры и изобразительного искусства XVII в. Затем этот термин распространили на музыку и литературу. Сегодня так называют всю культуру XVII ст. В стиле барокко, пришедший на смену эпохе Ренессанса, сочетаются традиции готики и Ренессанса.
Карточка № 2
Каковы характерные особенности эпохи барокко? Эпоха барокко стала настоящей эпохой научной революции. Если в эпоху Возрождения большое значение придавали безумным поступкам, то для эпохи барокко главное страстные размышления о мире. Согласно убеждению многих философов XVII в., человек, постигая окружающий мир, такой привлекательный, загадочный и чудесный, должна полагаться на собственные разум и сердце, доверять прежде всего собственному опыту. Художественная система барокко чрезвычайно сложная, ей свойственны изменчивость, полифоничность, осложненная форма. Литература барокко характеризуется сочетанием религиозных и светских мотивов и образов, тяготением к различным контрастов, сложной метафоричности, алегоризму и емблематичності, стремлением поразить читателя пышным, красочным стилем, риторическим отделкой произведения.
Карточка № С
Каковы определяющие признаки эпохи барокко? Определяющие признаки барокко
1) Опять преимущество предоставляется осложненной форме (как в поздней готике).
2) Человек не противопоставляется Богу, а считается самым совершенным его творением.
3) В отличие от светской направленности эпохи Ренессанса, во времена барокко все направления культуры, как в Средневековье, приобретают религиозную окраску.
4) Заметно усиливается влияние церкви и государства на человека.
5) Доминирующим является античный идеал красоты, но делается попытка совместить его с христианским идеалом, то есть речь идет о сочетании красоты духовной и физической, внутренней и внешней, в целом происходит примирение традиций античной и христианской культуры.
6) Как и в эпоху Ренессанса, наука и искусство эпохи барокко обращаются к природе, но теперь природа не противопоставляется Богу, а является средством познания совершенства и милосердия Творца.
Кроме этих черт, обусловленных влиянием предыдущих традиций, барокко выработало и собственные особенности.
• Динамизм, движение: в пластическом искусстве - это любовь к сложной кривой линии, в отличие от прямой линии и острого угла или полукруга готики и Ренессанса; в литературе - это описание странствий, трагического накала, катастроф, смелых авантюр. • Барокко не считает наивысшим задачей искусства спокойного пробуждения религиоВНОго или эстетического чувства; для него важнее растрогать, поразить человека. Такая цель предопределяет определенные узко-стилевые признаки направления: наличие гипербол, захват парадоксами, гротеском, любовь к антитез, страсть к универсальной всеобъемлемости.
Карточка № 4
Какими были общие проявления стиля барокко в культуре? Наиболее характерные проявления этой эпохи - мистицизм, религиозный экстаз, реабилитация христианского аскетизма, увлечение жанром духовной песни, поэзии, драматургии - обращение к жанру мистерии. Герой литературы эпохи барокко мучительно ищет над целью своей жизни и видит ее в бегстве от мира, в служении Богу, в страданиях за христианскую веру (например, «Стойкий принц» испанского драматурга Педро Кальдерона дела Барки (1600-1681) или «Екатерина Грузинская» немецкого драматурга А. Гріфіуса (1616 - 1664)). Образ мученика за веру доминирует в живописи барокко («Распятие Петра» П.-П. Рубенса).
Определяющими в философии и искусстве, отчасти и в массовом сознании, становятся идеи о том, что все земное - тленное, временное, здешнее «жизнь - есть сон», настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти; реальный мир - долина страданий, которые необходимо терпеть смиренно, ожидая смерти и соединяясь душой с Богом. А отсюда - барочные метафоры: жизнь человека - роза быстро вянет и превращается в колючий и сухой стебель; человек - огарок; отсюда же аллегорические персонажи - Смерть, Судьба, Вера и т.д.; стихи, сборники под заголовками «Кладбищенские мысли», «Похоронные песни».
Карточка № 5
В чем особенности проявлений стиля барокко в литературе? Художники Ренессанса ценили простоту и структурную усовершенствовать-лість произведения, художники барокко структуру понимают как схематизм, простоту заменяют вычурностью, надуманностью, пишномов'ям. Для них искусство - это часто забава, игра ума. Развивается страсть к аллегориям, появляются аллегорические драмы, поэмы, стихи. Важное значение приобретает внешний вид произведения, тексты стихов приобретают форму креста, чары, наковальни, колонны, ромба, становятся популярными акростихи. Поэты барокко часто играют нанизыванием вычурных метафор, сравнений, антитез. Например, «любовь связывает золото с крицею, пряжу с шелком, побуждает крапиву тянуться к благородной розы, до жемчужин кладет мусора, угля кладет мел и часто прививает дикому дереву сладкий плод».
Однако стиль барокко имеет недостатки: порой слишком большое преимущество зо-внутреннего содержания над внутренним, «чистая» декоративность заставляет глубокий смысл, внутреннее содержание произведения прятаться или отходить на задний план; еще не безопаснее попытки преувеличить, усилить напряжение, контраст, чтобы поразить читателя, зрителя,- это приводит к чрезмерному восхищению форме; в литературе - к утяжеление произведений формальными элементами.
Карточка № 6
Как стиль барокко появился в украинской культуре?
В разных культурах и литературах стиль барокко не состоял-одновременно. Среди стран православно-славянской культурной общности стиль барокко начал формироваться и получил значительного развития в Украине и в Белоруссии, которые контактировали непосредственно с польской и западноевропейской культурами эпохи барокко. Кроме этого, на развитие стиля барокко влияли и собственные, национальные, источники: киево-русские и фольклорные, проявлялись на разных уровнях этого направления - «высоком», «среднем» и «низком». Барокко в истории украинской литературы трактовалось по-раВНОму, часто неадекватно. Впервые исследовал направление барокко как эстетическую систему Д. Чижевский в монографии «Украинское литературное барокко» (Прага, 1942-1944), но лишь на XI Конгрессе слов'яністів в Праге 1968 года ученые вынесли вопросы славянского барокко, в частности украинского. Его расцвет в украинской литературе приходится на XVI-XVIII в. и влияние прослеживается на разные жанры, в частности поэзию Лазаря Барановича, Ивана Величковского, Григория Сковороды и др. Образцом барочных есть сборник стихов «КурьеВНОй поэзии Ивана Величковского млеко вот овци, пастырю належноє». Среди прозаических произведений стиль барокко больше всего проявляется в ораторской прозе (сборники проповедей Лазаря Барановича «Меч духовный», «Трубы словес проповедных»; иваника м'Галятовского «Ключ разумения»; Антония Радивиловского «Огородок Марии Богородицы», «Венец Христов») и казацких летописях Самовидца, Григория Грабянки, Величка.
Карточка № 7
Каковы особенности развития именно украинского стиля барокко?
В Украине эпоха барокко просуществовала около двухсот лет и стала следующим этапом (после эпохи Киевской Руси) расцвета украинской культуры, прежде всего архитектуры, литературы, образования,общественно-политических институтов, самоуправления. Это обусловили следующие факторы:
а) именно стиль барокко оказался ближайшее эмоциональной, романтичной, склонной к уравновешиванию различных начал русской душе;
б) того времени в Украине было ослаблено, а на определенный период и вовсе исчезло, колониальное иго, построено достаточно сильную гетманское государство, всячески способствовала развитию культуры (особенно во времена Ивана Мазепы).
Особенности барокко в Украине
• В украинском направлении барокко духовные (религиозные) составляющие значительно преобладают над светскими. Хотя и не хватало последних: имеем светскую лирику, новеллу, хронику, письмо, научный трактат, светские элементы в драме.
• Античность приходит в украинскую культуру уже после того, как закончилось противостояние культуры и христианства. Популярными становятся антично-мифологические образы: религиозную лирику охраняют древнегреческие музы, Пресвятая Дева подчас отождествляется с Дианой, крест сравнивается с трезубцем Нептуна, в мистических трактатах появляются амуры, купидоны. В целом направление барокко утвердился в украинской литературе без всякого сопротивления и борьбы, просто для него давно уже был готов духовную почву.
• Языком, на котором создавались образцы украинской литературы в эпоху барокко, принципиально осталась церковнославянский, как и в предыдущий период. Вобрав в себя большое количество элементов народной речи, она, к сожалению, не имела никаких определенных норм. На язык этой поры значительное влияние имела украинская народная речь, польская и - изредка во второй половине XVIII ст. - российская.
• Элементы стиля барокко появляются уже в стиле И. Вишневецкого (длительные периоды, накопления паралелізмів, смелые антитезы, скопления формальных украшений). Влияния барокко потерпели творчество Мелетия Смотрицкого, а также стихосложения Кирилла Транквилиона Ставровецкого, в полной же победой барокко было создание Киево-Могилянской академии, вполне барочной по сути. Среди литературы этой эпохи выделяются такие фигуры, как Петр Могила, Иван Величковский, Стефан Яворский, Иван Мазепа, Феофан Прокопович, Дмитрий Туптало, Григорий Грабъянка, Самойло Величко, автор летописи Самовидца. Но самым ярким представителем украинского барокко был Григорий Сковорода.
Методический комментарий
«Броуновское движение» - прием, с помощью которого за короткий промежуток времени учащиеся изучают большой по объему теоретический материал и сообщают его содержание одноклассникам. Другими словами - «учась сам, учу других».
Класс объединяется в группы. Каждая группа получает карточку с текстом. После прочтения и обсуждения содержания текста члены группы переходят к другим группам, сообщают им добытую информацию. Процесс перехода от группы к группе завершается после того, как каждый ученик класса получил весь объем теоретического материала, который изучается.
3. Обобщение материала
Учитель. Учитывая попытку сочетания в произведениях романтического и реалистического, на поиск золотой середины между крайностями раздвоенной человеческой натуры эпоха барокко, с одной стороны, была эпохой бурного развития естествознания и математики, а с другой - эпохой расцвета многословия, большой («тридцатилетней») религиоВНОй войны, эпохой великих мистиков и философов - идеалистов (Сведенборг, Кант, Сковорода). Человек эпохи барокко или уединяется с Богом, или, наоборот, погружается в пучину политической борьбы, переплывает океаны в поисках новых колоний, воплощает планы улучшения состояния всего человечества посредством политической (проекты искусственных языков) или иной реформы.
IV. Рефлексия
Написание сенкану на гему «Барокко»
Методический комментарий
Сенкан - п'ятирядковий неримований стих, который составляется по схеме:
1 строка - слово - тема (существительное),
2 строка - 2 прилагательных (определение темы),
3 строка - 3 глагола (активность, действенность, связанная с темой),
4 строка - фраза из четырех слов (трактовка темы или отношение к ней),
5 строка - слово - вывод (существительное, синоним (или вывод) к теме).
Пример сенкану
Барокко,
Неожиданное, непредсказуемое,
Поражает, удивляет, утверждает,
Чувства в состоянии аффекта,
Жемчужина.
V. Домашнее задание
Из литературоведческого словаря выписать определение термина барокко; подготовить сообщение об особенностях культуры эпохи барокко (4-5 учеников); подобрать иллюстративный материал к эпохе барокко (использовать учебник истории средних веков, литературные справочники).