ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пособие составлено с учетом требований «Программы для общеобразовательных учреждений: Мировая литература. 10-11 классы. Уровень стандарта (составители Ю. И. Ковбасенко, Г. М. Гребницький и др.)». В этом издании вы найдете календарное планирование уроков по мировой литературе в 10 классе, методические разработки, которые пригодятся учителю-практику.

Разработки уроков, предложенные в пособии, направлены на то, чтобы через заинтересованность привлечь десятиклассников к текстуального изучения программных произведений, формировать у школьников представление о литературе как искусстве слова, отрабатывать умения и навыки анализа художественного текста. С этой целью в издании содержатся интересные вопросы и задания для учащихся, материалы для рассказа учителя, анализы программных текстов, викторины, культурологический комментарий к теме, тестовые задания для контрольных работ. С учетом возрастных особенностей учащихся предлагаются различные проблемные вопросы и ситуации, направленные на актуализацию логического мышления и развитие интеллектуальных способностей старшеклассников.

Уроки текстуального изучения произведений органично сочетаются занятия по свяВНОй речи, которые способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.

Поскольку в современной школе используются учебники разных авторов, в разработках уроков не предусмотрено ссылок на их страницы. Хотя учитель во время проведения урока может использовать материал того учебника, по которому работает класс.

В пособии представлены варианты проведения уроков внеклассного чтения, которые имеют целью расширить знания мировой литературы, формировать читательскую культуру современных школьников и необходимости больше читать.

В издании с целью облегчить учителю подготовку к урокам и, учитывая сложность периода, который изучается в 10 классе, предлагается большой объем материала. За учителем остается право творчески использовать его на свое усмотрение с учетом уровня подготовки класса и собственным желанием и потребностями.

Автор надеется, что данное пособие поможет учителям мировой литературы в их повседневной деятельности. Успехов вам, творчества и вдохновения!

С уважением автор

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(35 часов, 1 час в неделю)

 

Номер урока

Тема

Дата

Теория литературы

Вступление. Из литературы реализма

1

Общая характеристика развития культуры и литературы XIX века. Реализм как направление в мировой литературе. Роль художественной литературы в культурной и общественной жизни XIX в.

 

Понятие о социально-психологическую прозу

2

Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Красное и черное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации

 

Понятие о социально-психологический роман

3-4

«Все в его жизни было только долгим приготовлением несчастий...». (Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа Ф. Стендаля «Красное и черное». Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта.)

 

 

5

Женские образы романа «Красное и черное». Психологизм творчества Стендаля

 

Понятие о психологизм произведения

6

О. де Бальзак - выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Бальзак и Украина. Композиция и стиль повести «Гобсек»

 

 

7

«Странное сочетание жадности и своеобразия характера.». (Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека. Власть золота и ее философия в повести.)

 

 

8

Развитие свяВНОй речи. О. де Бальзак. Повесть «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто

 

 

9

Внеклассное чтение. История любви маленькой феи. (Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр».)

 

 

10

Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях. Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового, полифонического типа художественного мышления. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи произведения

 

Понятие о роман, философский и психологический романы

11-12

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека»

 

 

13

Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Значение и символика его названия

 

 

14

Развитие свяВНОй речи. Урок-диспут по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

15

Лев Толстой. «Анна Каренина». Жизненный и творческий путь художника. Духовные и художественные искания и достижения писателя. Параллелизм в композиции романа, особенности стиля

 

 

16

Роман Л. Толстого «Анна Каренина». Образы-характеры произведения: пластичность изображения и психологическая глубина. «Диалектика души» толстовских героев

 

 

17

Противоречивый образ Анны Карениной

 

 

18

Л. Толстой. «Анна Каренина». Образ Левина, его автобиографическая основа

 

 

19

Внеклассное чтение. Сложные тайны женской души. (Повести Г. Джеймса «Дейзи Миллер» и И. Тургенева «Ася».)

 

 

20

Контрольная работа «Введение. Из литературы реализма. Творчество Стендаля, О. де Бальзака, Ф. Достоевского, Л. Толстого»

 

 

Традиции и новаторские сдвиги в поэзии середины - второй половины XIX века

21

Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Этические и эстетические основы социально-направленной лирики (М. Некрасов). Принципы «чистого искусства» в поэзии (группа «Парнас», творчество А. Фета)

 

Понятие о декаданс

22

В. Уитмен - американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

 

Понятие о верлибр

23

Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» - программное произведение поэта

 

 

24

Ш. Бодлер. Жизненный и творческий путь писателя. Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и его сборник «Цветы зла». Традиционность и своеобразие решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии «Альбатрос»

 

Понятия символ, символизм, импрессионизм, натурализм, неоромантизм

25

Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения Ш. Бодлера «Вечерняя гармония». Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний в поэзии «Соответствия»

 

Понятие о суггестии

26

Из поэзии французского символизма. Символизм как литературное направление последней трети XIX - начале XX вв. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов. Творчество П. Верлена. Стихи «Забытые арієти», «Так тихо сердце плачет.», «Поэтическое искусство»

 

Понятие о символизме, суггестии

27

Творчество А. Рембо. Стихи «Ощущение», «Пьяный корабль», «Голосівки»

 

 

28

Внеклассное чтение. Бурные человеческие страсти в новеллах П. Мериме

 

 

29

Контрольная работа «Творчество М. Некрасова, А. Фета, В. Уитмена, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо»

 

 

Роман ранньомодерністської суток

30

О. Уайльд. Роман «Портрет Дориана Грея». Жизненный и творческий путь писателя. Уайльд - писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, імпресіоністичність стиля

 

Понятие об эстетизме

31

«Портрет Дориана Грея» как сердечник творчества А. Уайльда, философско-эстетические и нравственные проблемы произведения

 

 

32

О. Уайльд. Роман «Портрет Дориана Грея». Образ главного героя

 

 

33

Образы произведения А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Черты интеллектуального романа

 

Понятие о парадоксе, интеллектуальную прозу

34

Контрольная работа «Творчество А. Уайльда. Роман “Портрет Дориана Грея”»

 

 

Итог

35

Обобщение и систематизация материала, изученного в течение года