ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Это методическое пособие создано в соответствии с новой программой Министерства образования и науки Украины по зарубежной литературе 2010 года для 11-летней школы. Содержит календарное планирование по семестрам и расширенные планы-конспекты уроков по мировой литературе для 10-го класса. Приведены образцы уроков различных типов - как традиционных, так и нетрадиционных. Каждой теме предшествует четкая мотивация. Учителю предлагается значительное количество раВНОобразных приемов и средств согласно современных педагогических технологий, а также с учетом достижений возрастной психологии. Много внимания уделено интерактивным упражнениям и задачам, позволяющие оптимизировать учебный процесс, сделать его интересным и доступным для восприятия учащимися.

Многочисленные справочные и дополнительные материалы облегчат учителю поиск соответствующей информации.

Поскольку школьники знакомятся с мировой литературой XIX века, то автор оригинальными вопросами и задачами привлекает внимание современной молодежи к проблемам, затронутым в художественных произведениях позапрошлого века.

В пособии предлагаются материалы для текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, а также для проведения тематического оценивания (тестирования) в течение учебного года с учетом трех уровней сложности.

Наше издание пригодится не только учителям-начинающим, но и опытным педагогам, поскольку предоставляет возможность выбрать рациональные способы преподавания учебного материала, предлагает различные приемы активизации обраВНОго, логического, ассоциативного мышления школьников, развивает наблюдательность, память, связную речь, культуру общения и эстетические вкусы, позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный потенциал художественной литературы.

Поэтому, уважаемые коллеги, желаем вам успехов и творческого вдохновения!

С уважением - автор

 

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Академический уровень

(70 ч в год (2 ч в неделю), из них: текстуальное изучение художественных произведений - 56 ч., контрольные работы - 6 ч,

развитие речи - 4 ч, внеклассное чтение - 2 ч; резервное время - 2 ч)

 

№ п/п урока

Количество часов

Тема урока

Примечания

 

32

I СЕМЕСТР

 

 

 

1. Вступление. Из литературы реализма

 

 

2

Вступление

 

1

 

Общая характеристика развития культуры и литературы XIX ст., стилевое раВНОобразие литературы. Реализм как направление в мировой литературе

 

2

 

Расцвет реалистической литературы и ее роль в культурной и общественной жизни XIX в.; связь с развитием естественных наук. Выдающиеся мастера социальной прозы: Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, Г. Джеймс, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.

 

 

39

Из литературы реализма

 

 

7

Стендаль (1783-1842). «Красное и черное»

 

3

 

Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренчески-эстетические позиции писателя, их воплощение в творчестве. Синтез романтизма и реализма в произведениях художника

 

4

 

Стендаль «Красное и черное». Сочетание социально-политического и психологического аспектов в романе. Острая критика режима Реставрации. Сюжет произведения

 

5

 

Стендаль «Красное и черное». Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа. Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта

 

6

 

Стендаль «Красное и черное». Путь Жульена Сореля - это путь взлета или путь падения? Образ главного героя

 

7

 

Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

 

8

 

Стендаль «Красное и черное». Психологизм творчества писателя в романе. Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

 

9

 

(РМ)1 Контрольное сочинение-рассуждение по роману Стендаля «Красное и черное»

 

 

6

Оноре де Бальзак (1799-1850). «Гобсек»

 

10

 

О. де Бальзак - выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Жизненный и творческий путь писателя. Сочетание реалистических и романтических элементов в его художественной системе. «Человеческая комедия» - грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины XIX ст., ее проблематика и структура. Бальзак и Украина

 

11

 

Власть золота и ее философия в повести О. де Бальзака «Гобсек»

 

12

 

О. де Бальзак. Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека

 

13

 

О. де Бальзак «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения

 

14

 

(ПЧ)2 Беседа по внеклассному чтению по произведению Ги де Мопассана «Пышка»

 

15

 

(КР)3 Контрольная работа по теме «Французская литература XIX века»

 

 

7

Чарлз Диккенс (1812-1870). «Приключения Оливера Твиста»

 

16

 

Ч. Диккенс. Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы; реалистические и романтические тенденции в его прозе. Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии писателя

 

17

 

Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Сочувствие писателя к униженным и обездоленным, прежде всего детей. Социальная действенность творчества Диккенса

 

18

 

Художественная модель английского общества и средства его создания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

 

19

 

Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Развенчание «деромантизации» преступного мира

 

20

 

Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста». Характеристика образа Оливера Твиста. Социальная действенность творчества Диккенса

 

21

 

Специфика изображения, меткость характеристики различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX в. в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Ч. Диккенс как мастер иронии и сарказма

 

22

 

(КР) Контрольная работа по теме «Творчество Ч. Диккенса»

 

 

9

Федор Достоевский (1821-1881). «Преступление и наказание»

 

23

 

Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника. Творчество Ф. М. Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях

 

24

 

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления

 

25

 

Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

26

 

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

27

 

Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека

 

28

 

Соотношение «преступления» и «наказания», семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

 

29-30

 

(РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

31

 

(КР) Контрольная работа по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

7

Лев Толстой (1828-1910). «Анна Каренина»

 

32

 

Л. М. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его творчество как проявление возможностей реалистической литературы. Духовные и творческие искания и достижения художника

 

 

38

II СЕМЕСТР

 

33

 

Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция и система образов

 

34

 

Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л. Толстого «Анна Каренина»; особенности его стиля

 

35

 

Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной из одноименного романа Л. Толстого

 

36

 

«Диалектика души» толстовских героев в романе «Анна Каренина». Другие герои произведения, «высший свет»

 

37

 

Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе

 

38

 

Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»

 

39-40

2

(ПЧ) А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре». Беседа по внеклассному чтению

 

41

1

(КР) Контрольная работа по произведениям Л. Толстого и А. Чехова

 

 

15

2. Традиции и новаторские сдвиги в поэзии середины - II половины XIX века.

 

42

 

Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Мировоззренчески-эстетические сдвиги в искусстве и литературе. Понятие о декаданс

 

 

3

Николай Некрасов (1821-1877). «В шесть вчера завернул...»; «Размышления у парадного подъезда»;

«Тройка», «На смерть Шевченко»

 

43

 

Этические и эстетические основы социально направленной лирики. Выдающийся русский поэт М. О. Некрасов - «певец страданий народных». Жизненный и творческий путь писателя

 

44

 

М. О. Некрасов. Поэзия «В шесть вчера завернул...», «Размышления у парадного подъезда»

 

454

 

М. О. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «На смерть Шевченко». Поэтическое новаторство автора, сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации; переклички с Шевченко

 

 

2

Уолт Уитмен (1819-1892). Сборник «Листья травы»; «Песня о себе»

 

46

 

В. Уитмен - американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

 

47

 

В. Уитмен. Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» - программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру)

 

 

3

Шарль Бодлер (1821-1867). «Альбатрос», «Соответствия», «Вечерняя гармония»

 

48

 

Шарль Бодлер - французский поэт II половины XIX века, поздний романтик и один из зачинателей символизма. Жизненный и творческий путь писателя. Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантико-образная ось сборки. Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»)

 

49

 

Поиски «современной красоты», «добыча красоты со зла» в поэзии Ш. Бодлера. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения «Вечерняя гармония»

 

50

 

Традиции и новаторство решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос»

 

 

6

Из поэзии французского символизма (Поль Верлен (1844-1896). «Забытые арієти», «Так тихо сердце плачет.», «Поэтическое искусство»; Артюр Рембо (1854-1891). «Ощущение», «Пьяный корабль», «Голосівки»)

 

51

 

Символизм как литературное направление последней трети ХІХ - начале ХХ века Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов

 

52

 

«Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма. Художественно-смысловую новаторство «поэзии души» П. Верлена. Суггестивный характер стихов «Забытые арієти» и «Так тихо сердце плачет.»

 

53

 

Артюр Рембо. Художественный мир поэзии. Ассоциативно-чувственная картина Вселенной в стихах «Ощущение», «Голосівки». Раскодирование содержания в стихе «Пьяный корабль»

 

54-55

 

(РМ) Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

 

56

 

(КР) Контрольная работа по теме «Традиции и новаторские сдвиги в поэзии на рубеже ХІХ-ХХ веков»

 

 

11

3. Роман ранне-модернистской эпохи

 

 

5

Эмиль Золя (1840-1902). «Карьера Ругонов»

 

57

 

Е. Золя - французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя. Цикл романов «Ругон-Маккари»

 

58

 

Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккари» - «естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Роман «Карьера Ругонов» как вступление к циклу, определение в нем ее ведущих тем и мотивов

 

59

 

Е. Золя «Карьера Ругонов». Путь семьи Ругонов к богатству и власти. Сюжет

 

60

 

Е. Золя «Карьера Ругонов». Система образов в произведении

 

61

 

Е. Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа

 

 

5

Оскар Уайльд (1854-1900). «Портрет Дориана Грея»

 

62

 

Оскар Уайльд - представитель английского раннего модернизма. Жизнь и творчество художника. Эстетизм Уайльда, імпресіоністичність его стиля. «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея»

 

63

 

Жанровое и стилевое своеобразие романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Философско-эстетические и нравственные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

 

64

 

Воплощение различных форм эстетизма в образах Бэзила Холлуорда, лорда Генри и Дориана Грея (по роману А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

 

65

 

«Свет» и «тьма» судьбы Дориана Грея. Может ли красота быть «моральной» или «аморальной»?

 

66-67

 

Специфика решения темы любви в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Символика образов произведения. (РМ) Дискуссия «можно Ли считать «Портрет Дориана Грея» «моральной» или «аморальной» книгой?»

 

68

1

(КР) Контрольная работа по теме «Роман ранне-модернистской эпохи»

 

 

 

4. Итог

 

 

2

Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года

 

69

 

Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года

 

70

 

Итоги работы за год. Литературный праздник (презентация творческого проекта)

 

___________________________________________________________

1 РМ - развитие речи.

2 ПЧ - внеклассное чтение.

3 КР - контрольная работа по теме.

4 Из резервного времени.