ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Зарубежная литература - новый для пятиклассников учебный предмет, они ждут на него с любопытством и нетерпением, поэтому так важно не разочаровать их.

Планы-конспекты уроков по зарубежной литературе, которые вам предлагаются, составленные согласно действующей программе 12-летней школы и соответствуют ее требованиям. Вашему вниманию предлагаются раВНОобразные по типам уроки - стандартные и нестандартные, с широким использованием интерактивных методик и новейших достижений педтехнологій. Подается много интересного дополнительного материала. Несмотря на то, что учителя работают по разным учебникам, в планах-конспектах учтено также отсутствие текстов с последнего учебного раздела, предусмотренного Программой,- «Из детской литературы ХХ-ХХІ вв.». Много внимания уделено урокам развития свяВНОй речи, выразительного чтения, тематического оценивания.

Подробно разработанные уроки не исключают личного творчества каждого учителя. Кому-то наше издание поможет сделать первые шаги на пути к овладению педагогическим мастерством, кого-то заинтересуют предложенные методы и приемы подачи учебного материала, а кто-то сможет использовать подобранный материал для реализации собственных творческих проектов.

Искренне рад, если Вам пригодится мой более чем тридцатилетний опыт преподавания литературы в школе и те образовательно-воспитательные идеи, которые реализованы в этих планах-конспектах.

С уважением и пожеланием успехов - автор

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Дата

Тема урока

I семестр

Введение (4 часа)

1

 

Литература и фольклор - сокровищница духовных богатств человечества

2

 

Пословицы и поговорки - малые жанры фольклора

3

 

Пословицы и поговорки - источник мудрости каждого народа

4

 

Сочинение по пословице. Развитие свяВНОй речи

Народная сказка (5 часов)

5

 

Сказка как жанр фольклора. РаВНОвидности сказок

6

 

Борьба добра со злом - главный конфликт народной сказки. Братья Гримм - известные собиратели немецких народных сказок

7

 

Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица»

8

 

Братья Гримм. «Госпожа Метелица». Прославление любви к труду и других человеческих добродетелей

9

 

Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица» и ее художественные особенности

10

 

Тематическое оценивание № 1

Литературная сказка (17 часов)

11

 

Литературная сказка. О. Пушкин, его сказки

12

 

О. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

13

 

Пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение наизусть

14

 

Ш. Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сборник «Сказки моей матушки Гусыни...»

15

 

Ш. Перро. Сказка «Золушка». Сюжет

16

 

Ш. Перро. «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, вера в победу добра над злом

17

 

Ш. Перро. «Золушка». Идея вознаграждения за человеческие добродетели и страдания

18

 

Развитие свяВНОй речи. Характеристика Золушки по простому плану

19

 

Тематическое оценивание № 2

20

 

Г. К. Андерсен. Сочетание побутовості и фантастики в сказках Андерсена

21

 

Г. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

22

 

Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа искренних человеческих отношений над богатствами Снежной королевы

23

 

Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Авторская оценка героев произведения

24

 

Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Величие красоты человеческого сердца. Антитеза

25

 

С. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

26

 

С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Сказочные мотивы в пьесе

27

 

С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Противопоставление образов Падчерицы, Мачехи и Дочери как воплощение конфликта добра и зла

28

 

С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Подхалимство подчиненных и неограниченная власть - главные причины искажения характера принцессы

29

 

Защита проекта «У природы нет плохой погоды...» по мотивам произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев»

30

 

Тематическое оценивание № 3

Литература и мир природы (11 часов)

31

 

Дж. Г. Киплинг. Повесть-сказка «Маугли»

32

 

Дж. Г. Киплинг. «Маугли». История Маугли, воспитанника джунглей

33

 

Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Основные персонажи сказки и их характеристика

II семестр

34

 

Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Главный Закон Джунглей и законы людей

35

 

Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Соответствие мира животных и мира людей

36

 

Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Образ главного героя Маугли и средства его художественного воплощения

37

 

Дополнительное чтение. История Маугли в других главах повести-сказки «Маугли» Дж. Г. Киплинга

38

 

Тематическое оценивание № 4

39

 

Алкман. «Спят все вершины горные...». и. В. Гете. «Ночная песня путника»

40

 

М. Лермонтов. «Из Гете» («Ген на вершины...»)

41

 

Ф. Тютчев. «Я знаю в праосені пору...»

42

 

Ф. Тютчев. «Я знаю в праосені пору...». Выразительное чтение наизусть

43

 

Природа как источник вдохновения, а ее изображение - средство выражения чувств японцев (из резервного времени)

44

 

Мацуо Басе. Хоку

45

 

Мацуо Басе. Выразительное чтение наизусть хокку

46

 

Тематическое оценивание № 5

Мир детства и моральные ценности в литературе (9 часов)

47

 

Г. Бернс. «Честная бедность»

48

 

Г. Бернс. «Честная бедность». Прославление в стихи настоящих человеческих добродетелей, веры в мировое братство

49

 

Г. Бернс. «Честная бедность». Выразительное чтение наизусть

50

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

51

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Солнечный, радостно-бешкетливий мир детства в повести

52

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Влияние мира взрослых на детские отношения

53

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Ценности детства и их судьба во взрослой жизни

54

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои повести - Том Сойер и Гекльберри Финн

55

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Смешное и грустное в повести

56

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографические мотивы и многоплановость повести

57

 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» Художественные особенности произведения (за счет резервного времени)

58

 

Изложение с творческим заданием

Из детской литературы ХХ-ХХІ века (4 часа)

59

 

Детская литература ХХ-ХХІ века (обзор)

60

 

Развитие свяВНОй речи. Отзыв о любимой детской книге

61

 

А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок»

62

 

А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок». Образ главной героини

63

 

Дж. Толкин - автор книг «Хоббит, или Туда и Обратно» и «Властелин колец»

64-65

 

Дж. К. Роулинг - автор книг о маленьком волшебнике Гарри Поттере

66

 

Писатели ХХ века о природе (Э. Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл, К. Паустовский, В. Бианки)

67

 

Развитие свяВНОй речи. Сочинение о природе

68

 

Тематическое оценивание № 6

Итог (2 часа)

69-70

 

Итог. Литературный праздник. Защита-презентация проекта