ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 1

Тема. Вступление. Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека

 

Цель: определить задачи учебного курса «Зарубежная литература» в 7 классе, цель изучения, наметить пути работы; стимулировать учащихся высказывать свои суждения о роли литературы в жизни человека (познавательное знания, эмоциональное воздействие, становление и развитие личности), совершенствовать навыки составления плана; приводить примеры из конкретных произведений, обосновывать и отстаивать собственное мнение; воспитывать культуру речи учащихся, культуру ответа или выступления, логичность, последовательность, обоснованность, эмоциональность.

ХОД УРОКА

И. Слово учителя

- Определяя задачи перед началом изучения курса зарубежной литературы, я хочу обратиться к вам словами замечательного писателя-романтика Александра Грина. Он был мечтателем и путешественником и создал в своем воображении прекрасную страну, где живут отважные люди с горячими сердцами, умеющие делать чудеса собственными руками и искренне дарить их миру. В его стране шумит море, и каждый человек в ней выбирает свой путь приключений и испытаний, находя свое счастье. В ней даже в обычном, будничном есть что-то волшебное, и оно зовет в непознанное...

Как вы считаете, о чем будут эти слова? Какое ключевое слово обязательно прозвучит в этой цитате?...

«Я люблю книги, люблю держать их в руках, просматривая заголовки, которые звучат как голос за таинственным входом...»

Это слова влюбленной в книги человека, который понимает свою неразрывную связь с литературой.

Мы сегодня тоже стоим перед «таинственным входом», предвкушая новые встречи, а может, и изменения в собственной судьбе, в начале путешествия через расстояния и времена.

У нас впереди знакомство с древним героическим эпосом, исследования исторического романа про средневековую Англию и встреча со славным вольным стрелком Робин Гудом.

Мы попадем в Запорожскую Сечь, чтобы научиться у героев Гоголя не только храбрости и мужества, но и умение ценить товарищей и любить Родину. Благодаря непревзойденному воображении Джонатана Свифта мы совершим путешествие вместе с Гулливером в сказочной Ліліпутію - своеобразный прообраз современной писателю Англии. Мы розплутуватимемо вместе с Шерлоком Холмсом и докторомВатсоном таинственную историю семьи Баскервилей. Вместе с писателями разных стран мы еще раз перелистаем скорбные страницы истории Второй мировой, вспомним тех, кто ценой собственной жизни защитил наше настоящее и будущее. Сокровищница мировой литературы раскроет перед нами необъятный мир человеческих взаимоотношений, поможет постичь вечные человеческие ценности, научит каждого из вас быть Человеком.

А сейчас попробуем определить, чем мы будем заниматься в этом учебном году на уроках литературы.

 

II. Актуализация знаний и навыков учащихся

1. Эвристическая беседа

- Попробуем продолжить на доске две строки похожих понятий, которые начинаются со слова «литература».

 

 

- Какую же литературу мы будем изучать на уроках? (Конечно, мы должны освоить учебный предмет, курс которого состоит из определенных разделов, включает определенные термины и понятия. Кроме того, мы должны познакомиться с одним из самых популярных видов искусства - литературой, научиться работать со словом, отличать художественный мир произведения от реальной жизни, ознакомиться с признаками и законами художественного времяпространства.)

• Чем отличаются виды искусства друг от друга? (Различные средства воплощения идей, разный уровень фактической достоверности в передаче фактов, отражении событий, разная роль воображения читателя или зрителя.)

• Мы можем сгруппировать некоторые виды искусства по определенным признакам? (Живопись - скульптура, музыка, танец, литература - театр, кино ... )

• А что, на ваш взгляд, является общим признаком для всех видов искусства? С каким предметом можно сравнить искусство, чтобы проиллюстрировать его роль в нашей жизни? (Искусство - это отображение жизни с помощью художественных образов. Зеркало.)

• Мы знаем, что жизнь - настоящее, прошлое и даже будущее - можно отразить не только в искусстве. Научная литература, фотография, хроника, схемы сделают это точнее. Почему же мы прибегаем к искусству в целом и к литературе в частности? (Художественная литература воздействует не только на разум, но и на чувства, внутреннее состояние человека.)

 

III. Составление плана ответа по теме «роль литературы в формировании жизненных ценностей человека»

1. Искусство как отражение жизни с помощью художественных образов.

2. Место литературы среди других видов искусства.

3. Литература как сокровищница духовных и эстетических достижений человечества:

а) познавательное значение литературы;

б) предоставление эстетического наслаждения; воспитание хорошего вкуса;

в) воспитательное значение литературы, «вечные ценности» в формировании личности человека.

4. Соглашаюсь я с тем, что литература влияет на формирование личности?

 

IV. Рассказ учащихся по плану с обоснованием собственного мнения, приведением примеров из прочитанных и изученных в предыдущих классах произведений

 

V. Введение учителем элементов дискуссии с помощью «хитрых вопросов» (методом «Свободного микрофона»)

1. Почему некоторые сведения из литературы об окружающем мире, о выживании человека в безлюдной местности мы иногда запоминаем лучше, чем подобную информацию из любых справочников и учебников?

2. Почему некоторые художественные описания, даже не совсем точные, запоминаются лучше, чем самые точные документальные описания места и времени событий?

3. Почему некоторые художественные произведения, которые сначала нам нравились, потом как будто уходят из нашей жизни, мы их как бы «переростаємо», а к другим мы возвращаемся снова и снова?

4. Почему одни художественные произведения являются «вечными» и находят своих сторонников всегда, а другие «живут» лишь определенное время, а потом «выпадают из активного общения»?

5. Можно ли оценивать художественное произведение, опираясь только на собственный вкус?

 

VI. Вывод урока

Учитель. Мы с вами говорили о литературе как средство художественного отображения жизни, отражение в ней взглядов автора и идей времени. Или можно сравнить ее с зеркалом, которое мы с вами упомянули в начале разговора? Или только відображувальну функцию выполняет литература? (Литература еще и фокусирует внимание на сути отображаемого, то есть выполняет аналитическую функцию. Литература влияет на читателя частности и на общество в целом.)

Литература определенного направления может неправильно отображать действительность, а иногда и намеренно искажать идеи с целью воздействия на читателей.

Поэтому помните, что

словом можно убить,

словом можно спасти,

словом можно полки за собой повести.

 

VII. Домашнее задание

Ответ по плану (1, 2, 3 а, б), используя примеры (для учащихся, требующих контроля, предлагается письменный вариант).

Для сильнейших - подобрать примеры для пункта плана 3.