ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 2

Тема. Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека

 

Цель: показать значение литературы в формировании жизненных ценностей человека, особенно ее воспитательную роль в формировании личности человека, духовных и эстетических богатств человечества; развивать умение учеников высказывать свои суждения, обосновывать мысли, приводя примеры из конкретных произведений; воспитывать культуру речи, культуру ответа: логичность, обоснованность, последовательность; совершенствовать навыки сотрудничества, умения работать в группах.

Искусство будит героический дух народа, его сердце и ум.

М. Горький

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся

Работа в парах по карточкам (срок обсуждения - 5 мин.)

Карточка 1

Прочитать отрывок, определить, насколько отражены в книге события являются реальными. Обоснуйте свое мнение.

«В четверг - экзамен по защите от темных искусств. Гарри впервые был уверен, что сдал хорошо. Он не имел никаких проблем с письменными вопросами, а на практическом экзамене с огромным наслаждением выполнил все протипристрітні и защитные заклятия прямо перед носом у Амбридж, которая холодно за ним наблюдала.

- Браво! - воскликнул профессор Тофті, когда Гарри безупречно выполнил заклятие, чтобы выгнать ховчика. - Просто замечательно! Видимо, это уже все, Поттере... разве что... - Он немного наклонился вперед. - Я слышал от своего друга Война Огдена, что ты умеешь вызывать патронесса. Хочешь получить дополнительные баллы?..

Гарри поднял волшебную палочку, взглянул на Амбридж и представил, что ее выгоняют с работы.

- Експекто патронум!

С кончика волшебной палочки выпрыгнул серебристый олень и пустился залом вскачь. Все экзаменаторы не сводили с него глаз, а когда патронус развеялся серебряной мглой, профессор Тофті радостно захлопал в свои жилистые, морщинистые ладони» (Дж. К. Ролинг «Орден Феникса»)

 

Карточка 2

Сравнить информацию о одно и то же явление (обратив внимание на способы отражения) по разным источникам.

А. На Волге баржи против течения поднимали бурлаки. Они впрягалися в лямки и тащили их, ступая по берегу. Это была очень тяжелая работа.

(Из материалов краеведческой экскурсии)

Б.

...Вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапте, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик -

И сердце дрогнуло во мне.

<...>

- Когда-то в Нижний попадем? -

Один сказал.- Когда бы попасть

Хоть на Илью. - Авось придем,-

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил.- Эх, напасть!

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще.

Он замолчал и навзничь лег.

Я этих слов понять не мог,

Но тот, который их сказал,

Угрюмый, тихий и больной,

С тех пор меня не покидал!

Он и теперь передо мной:

Лохмотья жалкой нищеты,

Изнеможденные черты

И выражающий укор

Спокойно-безнадежный взор...

(М. Некрасов «На Волге»)

В. Репродукция с картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

 

Карточка 3

Какую роль литературы иллюстрирует этот фрагмент:

«Старший из них был человеком мрачным и свирепый на вид. Одежда его состояла из кожаной куртки, пошитой из выделанной шкуры какого-то зверя, мехом наверх... Это первоначальное убранство покрывавшими своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды... Нам остается только отметить очень интересную деталь его внешности, которая настолько достойна внимания, что ее нельзя обойти: это было медное кольцо вроде собачьего ретязя, плотно запаянного на шее. Оно было достаточно широким, чтобы не мешать дыханию, и в то же время таким узким, что снять его можно было, только распилив пополам. На этом своеобраВНОм воротнике было вырезано саксонськими буквами: “Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Щедрика Ротервудського”»? (В. Скотт «Айвенго»)

 

Карточка 4

О какую роль литературы идет речь в этом тексте:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплетет.

 

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! - Мама, десять строк!..

Но, к счастью, мама забывала.

 

Дрожат на люстрах огоньки.

Как хорошо за книгой дома!

Под Грина, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

 

Темнеет. В воздухе свежо.

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

 

Кладбище. Вещий крик совы.

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

 

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

 

Ушел во тьму, кто в ней возник,

Британии печальны судьбы.

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

 

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!»?

(М. Цветаева «Книги в красном переплетет»)

 

Рекомендации для учителя

Если каждая пара взяла себе 5 минут на подготовку, можно проверить в других рассказ по плану (3 а, б) с собственными примерами или письменный вариант ответы учащихся, работавших на репродуктивном уровне. Если в классе есть сильная пара, что может ответить без подготовки, можно предоставить ей слово с самого начала.

 

II. Формирование новых знаний и навыков

1. Эвристическая беседа с элементами работы с текстом

1) Что иллюстрирует это высказывание М. Горького о поэме Пушкина? «Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место,- всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минутку смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь ее всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!»

2) можем Ли мы считать, что здесь речь идет только о развлекательную роль литературы как искусства слова, только о эстетическое наслаждение, которое можно получить после прочтения книги? (Нет, литература, несмотря на все перечисленное, воспитывает хороший эстетический вкус, дарит человеку духовное очищение.)

3) можно рассматривать литературные произведения под одним углом зрения, подчеркивая что-то одно в их воздействии на читателя?

 

III. Подготовка к домашнему заданию

(Для сильных учащихся предлагается наведение литературных примеров, где речь идет о воспитательном значении литературы в формировании человека и всего человечества.)

Рекомендации для учителя

Можно использовать приемы «Свободный микрофон» или «Точка зрения» (если ответ детальная, с многими примерами).

Обратите внимание учеников, что о значении каждого литературного произведения можно выразиться комплексно.

Примеры для учителя

А. Древняя Спарта, где более всего ценили физическое совершенство, попросила у Афин учителя. Афиняне, желая посмеяться над соседями, прислали спартанцам учителем хромого Тиртея. Такой учитель, считали афиняне, мешал бы спартанским воинам побеждать.

Но спартанцы, на удивление соседей, все одно продолжали побеждать, потому что Тиртей был не только учителем, но и поэтом и его песни вдохновляли на новые подвиги и победы...

Б.

...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(О. С. Пушкин «Памятник»)

В. Книги М. Островского «Как закалялась сталь» (Лучше всего взять не только героические эпизоды, а те, которые касаются воспитания человека как Павел бросил курить, как он защищал честь девушки); Б. Полевого

«Повесть о настоящем человеке».

Г. Игра, целью которой была помощь семьям военнослужащих. Книга А. Гайдара «Тимур и его команда» - серьеВНОе дело.

 

IV. Вывод

Учитель. Ни для кого не является секретом, что роль искусства в жизни человека (и литературы в частности) огромное. Ведь художественное произведение является не только воплощением человеческого ума и опыта, но и свидетельством сохранения человечеством вечных ценностей и идеалов человечества.

Вот поэтому цель и задача курса литературы заключается не только в том, чтобы познавать жизнь и знакомиться с новыми героями и странами, а воспитывать себя эстетически, формировать свою личность.

 

V. Комментарий для домашнего задания

- Мы начнем с вами путешествие маршрутам страны Читалії. Наша дорога пролегла до героического прошлого народов нашей планеты. Мы узнаем о мужество и силу защитников родной земли, о настоящем патриотизме и верности, о человеческое достоинство и ум. Как вы считаете, к жанровой раВНОвидности принадлежали первые произведения о героическом прошлом? Они были большими по объему? Насколько реалистично или, наоборот, с добавлением фантастических элементов были описаны воспроизводимые в них события? На что больше обращалось внимание - описание событий или внутреннее состояние главных героев? Кто были исполнители тех произведений?

Следовательно, вам следует ответить на эти вопросы, привести свои примеры и, если можно, принести иллюстрации.