ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Это пособие содержит календарное планирование уроков по зарубежной литературе для седьмого класса двенадцатилетней школы с украинским языком обучения.

Произведения российских авторов представлены на языке оригинала. Ряд заданий имеют целью лучше овладения учащимися русского языка: составление планов к текстам и планов до произведений, написание рецензий, сочинений-миниатюр, письменных ответов на вопросы. На отдельных уроках ученики работают над устаревшей лексикой и заимствованными словами как средствами воспроизведения определенной эпохи.

Одна из задач курса литературы - это формирование мировоззрения учащихся посредством активной воспитательной роли литературы, поэтому предлагаемая ряд задач стимулирует школьников к высказыванию собственного мнения, отстаивания собственной точки зрения.

Значительное место в понимании идейно-художественного содержания произведения, системы образов занимает работа над совершенствованием навыков текстологического анализа произведения, знакомство с литературоведческими терминами, работа со специальными словарями. Задания имеют целью совершенствование навыков текстологического анализа, поэтому реализуются через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.

В изучении каждой темы обязательно присутствуют творческие задания: устные и письменные произведения, работа над продолжением повести, интервью, репортаж, составление киносценария по фрагментам повести. Использованы и такие интерактивные методы, как ролевая игра, начало дискуссии и другие. Обсуждение некоторых тем является «открытым». К разговору поощряются - за домашнее задание - и члены старшей генерации. Дети интересуются их воспоминаниями, мыслями, жизненным опытом.

Учитывая возраст учащихся, на некоторых уроках предлагаются элементы игры, выбор правильного или неправильного утверждения, предложения с продолжением, кроссворды, обращение к символам, связанных с темой и образами произведений, элементы соревнования между группами.

С целью расширения круга читательских интересов учеников почти все резервные часа отведено на уроки внеклассного чтения. Ученикам предлагается несколько переводов одного и того же поэтического произведения, сделанных разными авторами, с целью их сравнения. Обращается внимание и на установление ассоциативных связей между художественными произведениями разных жанров: почти на каждом уроке предлагается использовать иллюстрации к тексту.

 

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

(70 часов, 2 часа в неделю)

(8 часов - тематическая аттестация; резервное время - 8 часов)

 

Тема

Количество часов

Дата

Повторение

И семестр

Вступление

1

Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека (И часть)

1

 

Жанры искусства

2

Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека (ІІ часть)

1

 

Жанры искусства

Героические песни и баллады в мировой литературе

3

Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). Легендарная история Киевской Руси как основа былин

1

 

Постоянные эпитеты

4

Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героев

1

 

 

5

Фольклорные баллады о Робин Гуде (по выбору учителя). Легенды о благородном разбойнике Робин Гуде - воплощение мечты английского народа о защитнике от несправедливости. Исторический фон баллад. Многогранность образа Робин Гуда, его друзья и враги

1

 

Антитеза

6

Сербская народная баллада «Смерть матери Юговичів», ее сдержанный напряженный драматизм. Признаки фольклорной баллады

1

 

Символика чисел. Повторы

7

Литературная баллада. Франсуа Вийон (между 1431-1432 - после 1463) «Баллада примет». Особенности жанра литературной баллады

1

 

 

8

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 - 1805). «Перчатка». Утверждение самоценности человеческой жизни в балладе «Перчатка»

1

 

Роль художественной детали в произведении

9

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) «Лесной царь». Переплетение психологического, фантастического и реального в балладе Гете

1

 

 

10

Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни»

1

 

Устаревшая лексика как средство воссоздания исторического фона

11

Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и волхва как отражение главной мысли поэта

1

 

 

12

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) «Вересковый мед». «Вересковый мед» Стивенсона как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе с иностранными захватчиками. Фольклорные элементы в произведении

1

 

 

13

Адам Мицкевич (1798-1855) «Альпухара»

(из поэмы «Конрад Валленрод»). Мужество и непокорность перед врагом как ведущая мысль баллады. Контрольная работа (начальный, средний и достаточный уровни)

1

 

 

14

Тематическое оценивание. Контрольная работа высокого уровня

1

 

 

Героическое прошлое в литературе

15

Вальтер Скотт (1771-1832) «Айвенго». Вальтер Скотт как создатель жанра исторического романа. Изображение в романе борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и междоусобиц норманнов

1

 

 

16

Широкая панорама жизни средневековой Англии. Рыцарский турнир, его роль в дальнейшем развитии событий

1

 

Роль описаний в романе

17

Исторический колорит и романтика событий в произведении

1

 

 

18

Исторический колорит и романтика событий в произведении. Влияние реальных исторических событий, социального статуса и национальности на судьбу человека

1

 

 

19

Исторический колорит и романтика событий в произведении. Влияние реальных исторических событий, социального статуса и национальности на судьбу человека. Контрольная работа (начальный, средний и достаточный уровни)

1

 

 

20

История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство

1

 

Составление плана к образу героя

21

Идея веротерпимости. Ровена и Ребекка - две разные судьбы

1

 

 

22

РМ. Работа над произведением «Мой любимый герой романа»

1

 

 

23

Тематическое оценивание. Контрольная работа (высокий уровень)

1

 

 

Украина и ее история в литературе

24

Николай Гоголь (1809-1852) «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Изображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой победы в борьбе за родную землю

1

 

План к тексту

25

Картина украинской степи. Их связь с главной мыслью и событиями в повести. Раздел II

1

 

Пейзаж

26

Запорожская Сечь, ее законы и обычаи. Разделы III-VI

1

 

 

27

Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубно. Разделы VII, VIII

1

 

Работа с художественной деталью

28

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Раздел IX

1

 

 

29

Разделы X, XI. Героическая смерть Остапа. Мужество Тараса. Суровая романтика подвига

1

 

 

30

РМ. Выборочный пересказ «Подвиг Остапа»

1

 

Сложный план темы

31, 32

РМ. Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и конфликт чувства и долга в Андрея

2

 

Сложный план темы

II семестр

33

Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казачества. Героическая смерть Тараса. Раздел XII

1

 

 

34

РМ. Работа над произведением

1

 

 

35

Г. М. Рильке. «Песня о Правде». Прославление борьбы за независимость в произведении. Украина и ее история глазами австрийца Рильке

1

 

 

36

Г. М. Рильке. «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе

1

 

 

37

Урок внеклассного чтения. О. С. Пушкин «Дубровский». Разделы I-VI

1

 

План к тексту

38

Урок внеклассного чтения. О. С. Пушкин «Дубровский». Разделы VII-XII

1

 

 

39

РМ. Работа над киносценарием по одному из эпизодов повести

1

 

 

40

Урок внеклассного чтения. О. С. Пушкин «Дубровский». Разделы XIII-XIX

1

 

 

41

Тематическое оценивание. Контрольная работа (проверка знаний, творческое задание)

1

 

 

Приключения и фантастика

42

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» (1 часть «Гулливер у лилипутов»). Ознакомление с содержанием произведения

1

 

 

43

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутии и Блефуску, ее причины и последствия

1

 

 

44

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Сатирическое изображение в повести английской действительности XVIII в. Лилипутии - Англия сквозь уменьшительное стекло сатиры

1

 

 

45

Артур Конан Дойл. «Собака Баскервилей». Захватывающая интрига - основа детективного произведения

1

 

 

46

Шерлок Холмс и доктор Ватсон - классический детективный дуэт

1

 

 

47

Урок внеклассного чтения. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе

1

 

 

48

Контрольная работа (начальный, средний, достаточный уровни)

1

 

 

49

Тематическое оценивание. Контрольная работа (творческий уровень)

1

 

 

Красота чистых человеческих взаимоотношений

50

О. Генри «Последний листок». Взаимопонимание и стремление сделать добро другому как средство преодоления трудностей

1

 

 

51

О. Генри «Последний листок». Воплощение в образе Бермана лучших человеческих качеств: готовности к невзрачному самопожертвования и любви к ближнему. Гуманизм произведения. Понятие о новелле как литературный жанр

1

 

 

52

Внеклассное чтение. Новеллы О. Генри

1

 

 

53

Джеймс Олдридж «Последний дюйм». СвоеобраВНОе решение проблемы отцов и детей. Формирование характера Дэви в чрезвычайных обстоятельствах

1

 

 

54

Джеймс Олдридж «Последний дюйм». Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», что разделяет людей,- основная мысль рассказа

1

 

 

55

Тематическое оценивание. Контрольная работа (сочинение проблемного характера)

1

 

 

56

РМ. Дискуссия по материалам домашнего опроса «Роль литературы в воспитании человеческих взаимоотношений»

1

 

 

Литература против войны

57

Александр Твардовский «Я был убит под Ржевом...», «В вину не ставьте отныне мне...» Поэтизация подвига в Великой Отечественной войне простыми солдатами, которые легли «на безымянных высотах», но спасли пороков фашизма Родину и человечество. Проблема исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто погиб в войне

1

 

 

58

Генрих Белль «Путник, когда придешь в Спа...» Осуждение ужасов войны в произведении немца Белля. Герой «Подоржнього...» как жертва войны

1

 

 

59

Генрих Белль «Путник, когда придешь в Спа...» Высокий антивоенный гуманистический пафос произведения

1

 

 

60

Михаил Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Второй мировой войны

1

 

Роль вступления. Портрет

61

Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложных и драматических жизненных испытаниях

1

 

 

62

Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложных и драматических жизненных испытаниях

1

 

 

63

РМ. Работа над сочинением по рассказу «Судьба человека»

1

 

 

64

Урок внеклассного чтения. Василий Быков «Обелиск»

1

 

 

65

Урок внеклассного чтения. Юрий Яковлев. «Девочка с Васильевского острова»

1

 

 

66

Тематическое оценивание. Контрольная работа

1

 

 

Искусство быть человеком

67

Редьярд Киплинг (1865-1936) «Если...» Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельствах оставаться Человеком, противостоять низменным вкусам и мнениям толпы, сохранять достоинство в отношениях с власть предержащими, делать добрые дела, не кичась этим

1

 

 

68

Редьярд Киплинг (1865-1936) «Если...» Прославление сильной личности, способной в любых испытаниях сохранить свое «я», сохранить вечные ценности, не потерять желание делать добро

1

 

 

69

Итог. Обобщение и систематизация изученного в течение года материала. Защита собственного проекта: «Тема курса литературы, которая кажется мне самой важной» или «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы»

1

 

 

70

Итог. Обобщение и систематизация изученного в течение года материала. Защита собственного проекта: «Тема курса литературы, которая кажется мне самой важной» или «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы»

1