ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 17

Тема. Древнегреческая лирика и ее особенности. Творчество Тіртея

 

Цель: ознакомить с особенностями древнегреческой лирики, ее жанрами, главными представителями; заинтересовать личностью Тіртея, его поэзией; узнать значение слова элегия; учить определять жанр стихотворения; развивать внимание, умение слушать и запоминать; воспитывать уважение к художникам.

Оборудование: схема, таблица, тексты стихов Тіртея; изображение лиры; запись мелодии, исполняемой на флейте.

ХОД УРОКА

I. Анализ тематических работ, объявление оценок

 

II. Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия, исполняемая на флейте.

На доске - изображение лиры - музыкального инструмента, который не сохранился до наших дней.

Слово учителя

- Мы начали урок с музыки не случайно. Дело в том, что стихи в древности не читали, а пели. А в Древней Греции они исполнялись под аккомпанемент лиры и флейты.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя об особенностях древнегреческой лирики

Древнегреческая лирика возникла как песня, продолжая и развивая традиции народной, фольклорной песни. Первое название этих поэтических произведений - «mеlоs» (в род. падеже - «mеlоdоs», то есть песня).

В VII в. до н. э. возникла авторская песня, лирика (индивидуалистическая поэзия), что означает «то, что исполняется в сопровождении лиры» (музыкальный семиструнный инструмент, который (по мифам) создан богом Гермесом).

Древнегреческая лирика была тесно связана с античной музыкой, которая нам почти не известна (флейта, лира).

Лирика древних греков распределялась на три жанры: элегия, ямб и меліка. Элегии исполнялись под сопровождение флейты, а меліка - под звучание лиры. Каждый жанр предусматривал особый стихотворный размер или строфу. Например, элегию нужно было писать элегическим двовіршем (гекзаметр + пентаметр), ямб - ямбом или хореєм, меліку - особыми, оригинальными стихами. Разнились между собой смыслы стихов разных жанров. Элегии посвящены патриотическим призывам, размышлениям о жизни; ямб имел сатирически-обличительный характер; сольная меліка использовалась для любовных песен, а хоровая - для исполнения гимнов в честь богов и людей. Некоторые поэты имели свои предпочтения среди этих жанров, и их имена теперь связывают именно с ними (например, гимны Пиндара).

 

image26

 

Древнегреческая ваза с изображением Геракла, играющий на кифаре

 

Древнегреческая лирика

 

Название жанра

Элегия (флейта)

Ямб

Меліка (лира)

монодична (сольная)

хоровая

Стихотворный размер, строфа

Элегическое двустишие (гекзаметр + пентаметр)

Ямб, хорей

Алкєєва строфа, строфа сапфічна

Оригинальные строфы

Содержание стихов

Патриотизм, размышления, афоризмы, иногда - любовь

Сатирически-обличительный характер

Любовные песни

Гимны в честь богов и людей

Представители

Тирта

Архилох

Алкей, Сапфо, Анакреонт

Пиндар

 

2. Сасвоєння литературоведческих терминов

Ямб - двухсоставная стопа с ударением на 2-м составе (название возникло от слова ямбіке - дудка).

Например:

Внимай, дитя, над всем - один властитель: Зевс.

image28

Хорей - двухсоставная стопа с ударением на 1-м составе.

Например:

Все пути богам открыты...

image30

Элегия - поучительное стихотворение, содержащее в себе призыв к важных и серьезных дел, размышления, афоризмы; пишется двовіршем: гекзаметр + пентаметр.

Например:

Хорошо умирать тому, кто, защищая родную страну,

Среди храбрых бойцов падает в первых рядах.

image31  гекзаметр (с греч. «шестимірник»)

image32  пентаметр (с греч. «п'ятимірник»)

 

3. Биографические сведения о Тіртея

- Было это очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Жители города Спарта воевали с Месенією, но никак не могли одержать победу. Тогда они обратились к оракулу с просьбой посоветовать, как им победить противников. Оракул посоветовал обратиться за помощью к афинянам. Но те совсем не хотели вмешиваться в отношения Спарты и Месенії, поэтому пошутили над спартанцами, прислав им на помощь только одного человека: хромого школьного учителя на имя Тирта. Спартанцы были страшно удивлены и даже обижены: они не понимали, как один человек может помочь им в войне. Но произошло чудо: именно Тирта одержал победу над Месенією. Как это произошло? Тирта был поэтом. Он умел писать такие стихи, которые поднимали боевой дух спартанцев, призывали их к подвигам ради своей родины (полиса). Таким образом, спартанцы победили в этой войне, а имя Тіртея навеки осталось в мировой истории.

Одну из таких боевых песен поэта мы и будем читать.

 

4. Работа с текстом стихотворения

Чтение элегии «Хорошо умирать...»

Хорошо умирать тому, кто, защищая родную страну,

Среди храбрых бойцов падает в первых рядах.

Хуже нет ничего, как город и плодородные

Нивы покинут и идти попрошайничать в миры,

С матерью милой, с отцом старым на чужбине скитаться,

Взяв с собой деток мелких и грустную женщину

Поэтому он ненавистен, у кого убежища попросит,

Беда и нищета тяжелые будут гнать везде беглеца.

Он опозорит свой род и бесчестием лицо свое укроет,

Горе и презрение за ним пойдут всюду следом.

Так как действительно не найдет беглец среди людом никогда

Ни себе уважения, ни сочувствия, ни жалости -

Будем родину и детей защищать отважно,

В битве выстоим мы, не пожалієм жизни.

(Перевод Г. Кочура)

Вопросы по содержанию стихотворения

• Две судьбы человека-воина. Расскажите о них.

Храбрый воин

Воин-предатель

Может погибнуть, но эта смерть

Будет изгнан из полиса, станет

почетная, потому что она - ради

нищим и будет скитаться вместе

родины и защиту своей семьи

со своей семьей, не найдет

 

«ни уважения, ни сочувствия, ни жалости»

• Зачем Тирта описывает судьбу двух воинов? (Автор поэзии хочет доказать, что почетнее быть храбрым воином и погибнуть в славе, за свою Родину, чем опозориться самому и запятнать, сделать вдвое нещаснішою свою семью.)

• Какой вывод мы можем сделать? (Что другого выхода нет: если ты честный человек, то должен защищать свою родину.)

• Докажите, что прочитанное произведение - элегия. (Стихотворение Тіртея «Хорошо умирать...» является элегией, потому что он имеет поучительный характер: на примере двух судеб лирических героев подводит читателя к выводу, что единственным правильным выбором является защита родины. Главная тема стихотворения - призыв к борьбе за свободу своего народа. Имеет форму двовірша: гекзаметр + пентаметр.)

 

IV. Итоги урока

• Как исполнялись поэтические произведения в Древней Греции?

• Назовите жанры древнегреческой лирики и их особенности.

• Дайте определение ямба, хорея, элегии.

• Какие факты из биографии Тіртея вас поразили?

• В чем заключается идея поэзии «Хорошо умирать тому...»?

 

V. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Тіртея «Хорошо умирать...» Ответить на вопрос «восприняли бы наши современники совет Тіртея?»

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни древнегреческого поэта Архилоха.