ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 18

 

Тема. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете и один из величайших произведений мировой литературы. История создания и проблематика.

Цель: углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; углубить знания о драматический жанр трагедии; раскрыть главную тему трагедии; развивать логическое мышление и монологическую речь; формировать этические взгляды на мир.

Оборудование: портреты писателя.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Жизнь и поэзия не распадаются

в него на два отдельных мира:

его жизнь была его поэзией, его

поэзия была его жизнью.

И. Тургенев

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в 18-летней жены имперского советника Катарины Элизабет Текстор-Гете родился ребенок без признаков жизни. Повитуха растирала новорожденного вином, пока ребенок не закричала. Если рождение человека связано с мифом, то миф о его рождении связан с выбором: он знал, что его миссия в этом мире тяжелая и бремя ответственности толкал его обратно.

Именно таким был приход в жизнь выдающегося немецкого и европейского поэта - просветителя Иоганна Вольфганга Гете, о жизни и творчестве которого русский писатель Иван Тургенев сказал: «Жизнь и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью». Сегодня мы начнем знакомство с обеими его мирами: жизнью и поэзией, которые подобно граней кристаллов поражают своим раВНОобразием и красотой. (Тему и эпиграф ученики записывают в тетради.)

 

II. Работа над темой урока

 

1. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Иоганна Гете (по упреждающим задачей)

- Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в Лейпцигском и Страсбур-зькому университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новое немецкое искусство, свободное от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст».

1775 года восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях естественными науками, издал научные труды, написал художественные произведения. Огромный литературное наследие поэта состоит из 143 томов.

После 1788 года Гете удалился от общественной жизни, считая его мелочным и суетным, и целиком посвятил себя «вечном» - личному творческому совершенствованию. Смысл жизни поэт видит в том, чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством человека. Поэт подружился с Шиллером. Гете стал директором Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, более 13 лет был меценатом Веймарской кунсткамеры.

Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда».

Вторая половина жизни поэта полна творческой активности. Он возглавлял энский университет, играл на клавесине и флейте, рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом паломничества просвещенных любителей искусства и науки. 1827 года Гете был избран почетным членом Харьковского университета. Сделал значительный вклад в развитие медицины, ботаники, орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии. Единственная тайна мира, неподвластное ни разуму, ни воображению человека, по его мнению,- это тайна солнечного света. Гете объявил себя верующим солнцепоклонником.

Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, как будто пыталась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном склепе с Шиллером.

Вопрос к классу

• Что из услышанного вам больше всего запомнилось или поразило?

 

2. Знакомство с трагедией «Фауст»

История создания

«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о мага и чародея Фауста, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. Образа Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к осмыслению жизни.

Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.

Проблемный вопрос: «Назовите источники, из которых Гете заимствовал сюжет "Фауста" ».

Запись в тетради

Источники трагедии:

народные легенды о докторе, волшебника, чернокнижника;

распространенный сюжет: юноша соблазняет юную девушку и бросает ее;

Библия, Книга Иова (легенда о праведнике, которого искушал сатана с разрешения Бога).

Особенности композиции произведения

В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первую часть закончено 1806 года, вторую - 1831.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - где будто три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокую цель; актер призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть сердцами людей; директор - деловой, прак-тический - трезво оценивает действительность, от разговоров зовет до дела, до реального воплощения на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог - «Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил, впоследствии - Мефистофель. Этот пролог открывается гимном могучий природе, вечного движения и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и Мефистофеля о сущности человека.

В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и юной горожанки Маргарита (Гретхен). Влюбленные всецело полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог - неразделимы. Но природа не только величественная и прекрасная, она противоречивая и таинственная. Счастливое и прекрасное любви заканчивается трагически.

Вторая часть произведения похожа на странствия чудесными островами. Фауст, живя во второй раз, пытается постичь новое и странное для него жизнь и принять в нем посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит его итог. Он убедился в высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, то воплотить ее, построив город. Фауст понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимый труд, активность души и пожизненная борьба за жизнь и свободу. Фауст получает на небе полное прощение.

Проблемный вопрос: «Что вы можете сказать об особенности композиции пьесы?»

Запись в тетради

Особенности композиции:

2 прологи (завязка);

1 часть - 25 сцен (1806) - не разбита на действия, как того требует форма драматического жанра;

2 часть - 5 действий (1825 - 1831)- многовато для драматического произведения.

Вывод: несценічна пьеса.

 

3. Индивидуальная работа

Идейно-тематический анализ трагедии «Фауст» Задачи: определить жанр произведения и связать с его тематикой. После обсуждения результатов работы учащихся делается обобщение.

Запись в тетради

Драматическая поэма;

философская трагедия

 

III.

проблемы

признаки

поиск ответов на вопрос: «Какова роль человека на земле? В чем смысл его бытия? Какие законы объясняют развитие природы, общества?»

острый и непримиримый конфликт из-за невозможности разрешить противоречия (главный герой решает неразрешимые задачи, и это углубляет, обостряет конфликт)

 

IV. Рефлексия

 

Завершите предложение:

«Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...».

 

V. Домашнее задание

 

Характеризовать образ Фауста.