ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 19

Тема. Внеклассное чтение. Сложные тайны женской души. (Повести Г. Джеймса «Дейзи Миллер» и И. Тургенева «Ася»)

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством американского и российского писателей, на примере повестей «Дейзи Миллер» и «Ася» раскрыть особенности их творческой манеры; развивать навыки сравнительного анализа литературного произведения, исследование обраВНОй системы, свяВНОй речи, логического мышления; способствовать развитию читательского кругозора школьников.

Оборудование: портреты писателей; тексты повестей Г. Джеймса «Дейзи Миллер» и И. Тургенева «Ася» (в переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Творчество Генри Джеймса, одного из самых ярких и противоречивых писателей «рубежа столетий» - конца XIX - начала XX века,- настолько художественно раВНОцветная и богата, что выходит за рамки любых классификаций и обобщений. Он был одним из первых писателей, кто сознательно экспериментировал с литературной формой, стремился по-новому увидеть и изобразить жизнь, используя для этого новые формы повествования. В его активе много оригинальных по своей жанровой принадлежностью произведений. Среди них - психологическая повесть, романы, драма, новелла-тайна и т.д. Именно это раВНОобразие и объясняет такое большое количество и полярность критических оценок творчества художника, что имеющаяся в мировой литературной науке. Писателя считают классическим реалистом, так и «отцом модернизма» и даже «дедушкой постмодернизма». Современные исследователи говорят о Г. Джеймса как о мастера психологической прозы и предшественника М. Пруста, Дж. Джойса и других.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Г. Джеймса

Генри Джеймс родился 15 апреля 1843-го в Нью-Йорке в довольно обеспеченной и культурной семье. Его отец покинул бизнес с целью посвятить себя науке и искусству, а брат Уильям стал выдающимся философом, психологом, основоположником прагматизма. Детство и юность будущего писателя прошли в достаточно творческой атмосфере. В семье много читали, ходили в театр, бурно обсуждали увиденное и прочитанное. Дом Джеймсов был достаточно популярным в Новой Англии, его часто посещали. Ирвинг, Г. Эмерсон и другие известные писатели. Материальный достаток семьи позволял ее членам периодически жить в Европе. Малый Генри сменил несколько школ, его обучали и домашние учителя, однако на образование будущего писателя повлияли также прогулки многими известными европейскими парками, посещение музеев, наблюдения за местными обычаями и традициями.

в 1861 году во время пожара Джеймс получил серьезную травму позвоночника, что вызвало много переживаний и стала преградой для службы в армии.

в 1862 году Генри поступает в Гарвардскую школу права, однако вскоре оставляет учебу и начинает писать. В 1865-м в журнале «Атлантик мансли» был напечатан его первый рассказ.

Через три года Джеймс отправился в первое самостоятельное путешествие в Европу, где пробыл почти год. Эта поездка дала ему интересный материал для новых произведений: в них появилась тема столкновения Старого и Нового Света. Это было открытием для литературы того времени, в которой более приемлемым стало выражение восторга наивного американца прелестями Европы.

После возвращения в Америку Джеймс поселяется в Кембридже, где публикует свой первый роман «Опекун и под опекой» (1870). Через год увидела свет его первая серьезная новелла «Страстный пилигрим». В своих ранних рассказах Джеймс изображает американский быт и обычаи. В этих произведениях чувствуется влияние Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Н. Готорна, Дж. Элиота. Молодой писатель работает над критическими статьями и книжными рецензиями.

С 1872 года Джеймс переезжает в Европу, поселяется сначала в Италии, затем в Англии и Франции. Именно во Франции 1875 года Джеймс знакомится с русским писателем И. Тургеневым. Тургенев вводит его в круг литераторов, среди которых Г. Флобер, Э. Гонкур, Э. Золя, А. Доде. Отметим, что Генри с особым уважением относился к И. Тургенева, которого считал своим учителем. Писателей сближало то, что оба добровольно жили далеко от родины, но незримо были связаны с ней. В своих записных книжках Джеймс так говорил о Тургенева: «В его произведениях - как у каждого великого романиста - чувствуется запах родной земли и у всех, кто читал их, возникает странное ощущение знакомства с Россией». А после смерти российского художника 1884 года отметил: «Он писал романы и драмы, но самой большой драмой его жизни была вера в лучшее будущее России».

В 1876-м Джеймс эмигрировал в Англию, где и прожил двадцать лет. Иногда он приезжал в США, чтобы посещать родителей и собрать материал путевых заметок. Живя в Англии, писатель видел пороки английского общества и чувствовал себя очень одиноким. Однажды он сказал: «Смешение Европы и Америки, которое вы видите во мне, оказалось губительным. Оно сделало меня человеком, который не является ни американцем, ни европейцем. Я потерял связь с моим родным народом и живу здесь совсем один».

Среди наиболее известных произведений писателя 80-90-х годов XIX в. следует назвать повесть «Вашингтонская площадь» (1881), романы «Бостонці» (1886), «Княгиня Казамассима» (1886), «Трагическая муза» (1890) и другие. Привлекают внимание и критические работы Джеймса, отличаются глубокой проницательностью, среди которых «Французские поэты и романисты» (1878), «Портреты любимых писателей» (1888), «Классики мировой литературы» (1892), исследования творчества Же. Санд, Дж. Элиота, О. де Бальзака, очерки о И. Тургенева, Ги де Мопассана, А. Доде, Н. Готорна.

в 1897 году Джеймс купил в приморском городке Рай небольшую виллу «Лемхаус», где и проводил время между работой над произведениями и общением с гостями, которые бывали здесь довольно часто: в последние годы своей жизни писателю нравилось светская жизнь.

В начале XX века Генри Джеймс вступил в завершающий период своего творчества, что отметился появлением на свет таких романов, как «Крылья голубки» (1902), «Золотая чаша» (1904), очерков «Сцены американской жизни» (1907), где дал довольно пессимистический анализ американского образа жизни. Джеймс задумал написать п'ятитомну автобиографию. Реализацией этого замысла стали следующие произведения: роман «Маленький мальчик и другие» (1913), «Заметки сына и брата» (1914), «Зрелые годы» (1915). Но полностью осуществить свои планы художник не успел.

В 1915 году Джеймс принял британское гражданство в знак протеста против нейтралитета США в Первой мировой войне. В конце того же года от короля Георга V писатель получил орден «За заслуги».

Умер Генри Джеймс 28 февраля 1916 года в Лондоне. Его прах покоится в родовой могиле в американском городе Кембридже (штат Массачусетс).

 

3. Слово учителя.

в 1878 году вышла повесть Г. Джеймса «Дейзи Миллер», в котором писатель создал образ героини, которая стала наиболее популярной среди его женских персонажей. В предисловии к произведению, которая была написана гораздо позже, автор вспоминал, что толчком к его созданию стала случайно услышанный разговор про какую-то молодую богатую американку и ее неудачное знакомство с итальянцем, за которое она поплатилась презрением высшего общества. «Мой вроде как типичный образ был, конечно, поэтическим произведением»,- писал Джеймс в предисловии.

Судьба этой повести сложилась парадоксально: редактор филадельфийского журнала, которому писатель предложил свою рукопись, не хотел печатать ее, поскольку видел в произведении клевету на американских девушек и национальный характер. Поэтому «Дейзи Миллер» было напечатано в Англии и лишь через некоторое время произведение переиздали в США.

 

4. Беседа.

- Где происходит действие произведения? (В маленьком швейцарском городке Веве.)

- Что больше всего привлекало внимание путешественников? (Озеро, на берегах которого разместились гостиницы.)

- Что известно о молодом американце, который появляется в начале произведения? (Это Вінтерборн. Ему было 27-28 лет, он приехал в Веве из Женевы, где жил уже не первый год, чтобы встретиться с тетей, которая остановилась в самом дорогом отеле «Три короны».)

- С кем Вінтерборн встретился в саду? (С 9-10-летним мальчиком, который попросил у него кусочек сахара. Звали его Рэндольф Миллер. Он был сыном богатого бизнесмена.)

- Чем этот мальчик поразил молодого джельтмена? (Своим негативным отношением к Европе и истинно американским патриотизмом в детском понимании: из-за плохой европейский климат у него выпадают зубы; американские конфеты, мальчики, девушки самые лучшие, папаша живет в лучшем месте, то есть в Америке.)

- Как мальчик вел себя? (Достаточно раскованно и свободно.)

- Чем поразила героя сестра Рэндольфа? (Своей редкой красотой и таким же раскованным поведением, что было неприемлемым в Европе. Девушка довольно легко вступила в разговор с незнакомым мужчиной и рассказала о своей семье и некоторые семейные проблемы (о поисках учителя для маленького Рэндольфа, о том, что она любит высший свет, которого нет в Европе, что была в мужском обществе и т.п.). Вінтерборн был одновременно поражен и обеспокоен: ему никогда не приходилось слышать, чтобы молодые леди так говорили о себе. Он назвал ее «хорошенькой, однако легкомысленной американкой».)

- Как звали незнакомого? (Дейзи Миллер.)

- О чем мечтала Дейзи? (Побывать в Шильйонському замковые.)

- Кто строго контролировал мисс Миллер? (Агент семьи Юджин.)

 

5. Творческое задание.

- Расскажите о своем впечатлении от Дейзи Миллер и Вінтерборна. (Она резвая, простая в общении, красивая, женственная, однако кажется довольно легкомысленным. Он сноб, скептик, манерный, но воспитанный молодой джельтмен.)

 

6. Беседа.

- Почему тетя мистера Вінтерборна не хотела, чтобы ее племянник поддерживал отношения с семьей Міллерів? (Тетя считала их вульгарными и плохо воспитанными, ее шокировали отношения Міллерів со своим агентом, свободное поведение Дейзи.)

- Изменилось ли от этого отношение Вінтерборна к девушке? (Нет, несмотря на странное поведение Дейзи, она ему все больше нравится.)

- Что Дейзи предложила Вінтерборну? (Стать учителем ее брата, но Вінтерборн отказывается. Потом Дейзи пригласила его ради нее приехать зимой в Рим.)

- Выполнил Вінтерборн просьбе Дейзи? Почему? (Он действительно в конце января приезжает в Рим. Девушка ему нравится.)

 

7. Пересказ текста.

- Расскажите о жизни героев в Риме.

 

8. Проблемная ситуация.

- Как по вашему мнению, чем можно объяснить весьма странное поведение Дейзи в Риме относительно Вінтерборна? (Он нравится ей, но она не хочет признаться в этом, поэтому и раздражает Вінтерборна своими отношениями с Джованелли.)

- Как вы думаете, любил ее Джованелли? (Вряд ли. Хотя итальянца тоже привлекала такая красивая и добрая девушка с чистой душой.)

 

9. Беседа.

- Что случилось с Дейзи в Риме? (Гуляя ночью в Колизее вместе с Джованелли, Дейзи заболела лихорадкой. Через неделю она умерла.)

- Что она просила передать Вінтерборнові? (Что они с Джованелли не помолвлены.)

- Как вы думаете, это было важно? (Для Дейзи так, ведь она больше никак не могла признаться в том, что одурачила Вінтерборна. Ее признание воспринималось как признание в любви. Для Дейзи было очень важно, что о ней будет думать Вінтерборн.)

- Как Вінтерборн воспринял известие о смерти Дейзи? (Он очень скучал по ней, целый год не мог забыть девушку.)

- По вашему мнению, понял Вінтерборн Дейзи? (Так, однако лишь через год после ее смерти. Герой понял, что пренебрег любовью девушки. Странное поведение Дейзи он объяснил тем, что «она более всего ценила уважение к себе».)

- Как сложилась жизнь Вінтерборна? (Он вернулся в Женеву. Все по-раВНОму объясняют причины, которые заставили его это сделать. Одни говорят, что он «пополняет там свою образовании», другие - что Вінтерборн заинтересовался одной иностранкой - «дамой, не лишенной большого ума».)

 

10. Творческое задание.

- Прокомментируйте последний диалог Вінтерборна со своей тетей. (Вінтерборн признал правоту тети. Свое увлечение он объяснил тем, что слишком долго прожил за границей.)

 

11. Проблемная ситуация.

- Подумайте, чем можно объяснить широкую популярность новеллы, сюжет которой вроде бы достаточно простой.

 

12. Комментарий учителя.

Произведение привлекает внимание читателей своим глубоким психологизмом в изображении человеческого характера, в частности женского. Главная героиня - довольно наивная девушка из американской провинции. В действительности она очень искренняя и именно в этом истоки всех ее поступков. Девушка выглядит неуклюжей в высшем обществе, она не желает подчиняться условным европейским обычаям. В жизни героини много довольно странных поступков, приключений, что с точки зрения других героев выглядят как неправильные. Но именно в этом и проявляется чистая душа девушки. По мнению критиков, характер Дейзи изображено настолько психологически достоверно, что этот образ считается одним из наиболее удачных в американской литературе. Как отметил критик Д. Ховеллс, Г. Джеймс разбудил всех женщин своей «Дейзи Миллер». Дело зашло так далеко, что все общество чуть не разделилась на «дейзіміллеритів» и «антидей-зіміллеритів». Изображения подобных женских характеров соответствовало довольно популярной в то время теме женской эмансипации.

 

13. Творческое задание.

- Определите признаки повести в произведении и его композицию.

- Выясните роль героя-рассказчика. (Между рассказчиком и героями существует своеобразная дистанция, которая является свидетельством того, что рассказчик не обладает внутренним миром персонажей.)

 

14. Комментарий учителя.

Произведение имеет все признаки повести: небольшой по объему, однолинейный сюжет (в центре внимания - отношения Вінтерборна и Дейзи Миллер), немного героев, глубокий психологизм, действие продолжается в течение нескольких месяцев.

Г. Джеймс выбрал довольно интересную композицию для своей повести.

Экспозиция - знакомство читателя с главным героем - Вінтерборном.

Завязка - знакомство Вінтерборна с Дейзи Миллер.

Развитие действия - рассказ об отношениях героев.

Кульминация - ночная прогулка в Колизее и разговор героев.

Финал - смерть героини.

Отметим, что произведение имеет еще одну особенность. Автор использует прием, который исследователи его творчества называют «отраженное существование». Он заключается в том, что сама Дэйзи Миллер, которая практически не принимает участия в действии произведения, всегда присутствует в повествовании. Именно благодаря этому приему создается загадочность образа героини, романтическое настроение всего произведения.

Г. Джеймс почти никогда не описывает внутренний мир своих героев, для них не является характерным самоанализ. «Закрытость» внутреннего мира героини компенсируется яркостью внешних проявлений и заставляет читателя быть внимательным ко всем деталям, с помощью которых раскрывается человеческая душа (ирония, прямая речь героини, диалоги, создающие своеобразный подтекст).

 

15. Слово учителя.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев является признанным мастером изысканного художественного слова, глубокого изображения внутренних переживаний героев, тонкого понимания красоты природы. Повесть «Ася», одно из самых лирических его произведений, опубликована в 1858 году в журнале «Современник» с подзаголовком «Рассказы Н. Н.» Произведение был с восторгом встречен публикой и породил большое количество отзывов, писем, статей.

 

16. Беседа.

- От имени кого ведется повествование? Что известно о рассказчика? (От имени господина Н. - мужчину 45 лет, который вспоминает историю, случившуюся смолоду. Он был 25-летним, богатым, веселым, «делал, что хотел», путешествовал.)

- Где происходит действие повести? (В небольшом городке С., на левом берегу Рейна, и местечковые Л., на правом берегу Рейна.)

- Какими изображены эти городки? (Спокойный, тихий городок С., с его развалинами старинных замков, вековыми липовыми аллеями. И шумный городок Л., со студенческим легким укладом, музыкой, создают впечатление настоящего «праздника жизни».)

- Как познакомились герои повести? (В отеле проходила студенческая вечеринка (коммерш) и господин Н. познакомился с молодыми русскими: Гагіним и Асей.)

- Что известно о новых друзьях господина Н.? (Они представились как брат и сестра. Гагин занимался живописью, «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара». Молодые люди тоже путешествовали.)

- Что объединяет героев? (Молодость, национальность, ощущение своего одиночества на чужбине. Все они путешествовали.)

- Найдите в тексте портреты героев.

- Чем Ася удивляет господина Н.? (Своей удивительной поведением. Она могла смеяться без всякой причины, бегать, петь, залезать на вершину скалы и т.д. Итак, вела себя не так, как принято это делать в ее возрасте.)

- Почему девушка стала избегать общества господина Н.? (Брат однажды пошутил про даму сердца господина Н. Это известие резко изменила поведение Аси.)

- Расскажите историю жизни Аси.

- Какие черты характера героини? (Ася доверчивая, искренняя, открытая душой, наивная, романтичная, загадочная и зажигательная натура, тонко чувствующий красоту природы и вообще видит красоту во всем. Ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека.)

- С какой литературной героиней ассоциирует себя Ася? (С пушкинской Татьяной.)

 

17. Исследовательская работа.

- Какие символические образы использует автор? Расскажите об их роли в повести. (В произведении несколько раз появляется мотив креста (около каменной часовни, в цитате из пушкинского «Евгения Онегина», в конце повести, когда господин Н. ищет Асю) как символ крестной судьбы человека, его страданий. Развалины замка, на которых сидела Ася, воспринимаются как упоминание о рыцарские времена, служение даме. Но эта романтично-героическая пора уже миновала. Сказка про Лорелею, которую рассказала старая немка (вспомним, что действие повести происходит на Рейне), закончилась трагически. Неудачно завершилось и любовь господина Н. и Аси. Образ «мрачной комнаты» (именно в такой комнате умерла мать Гагина, и свидание господина Н. с Асей тоже происходило в «глухой, едва освещенной комнате») вызывает ощущение трагизма. Все словно готовит читателя к трагическим событиям, которые произошли в финале произведения, автор вносит мотивы сумму, ощущаются подсознательно.)

 

18. Продолжение беседы.

- Чем закончилась эта история? (Гагин и господин Н. узнали о любви Аси. Но они оба понимали, что господин Н. не женится с девушкой. Поэтому Гагин и Ася покинули городок. И господин Н. уже никогда больше не встретился с ними.)

- По вашему мнению, оставило любви искренней девушки какой-нибудь отпечаток в душе героя? (Постепенно господин Н. понял, что вряд ли мог бы быть счастливым с Асей. В жизни господина Н. были другие женщины, но, по его собственному признанию, «чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось». Оставшись одиноким, он всю жизнь хранил цветок гераніума, некогда подаренное Асей, и добрые воспоминания о ней.)

 

19. Проблемная ситуация.

- Подумайте, было любви Аси и господина Н. настоящим. (Со стороны Аси - так, девушка впервые влюбилась. Ее любовь была таким же напряженно-тревожним, как и его духовную жизнь. Господина Н. тронуло это чистая любовь. Но они разные люди и это видно из деталей. (Ася видит лунный свет, что ассоциируется у нее с поэзией: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!». А для рассказчика это обычная черная вода.) Общение с чистой, наивной девушкой заставило господина Н. по-новому посмотреть на себя (он ощутил свое одиночество: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?»), мир расцвел для него новыми красками. Однако он был слишком морально слабым, чтобы сделать решительный шаг.)

 

20. Творческое задание.

- Охарактеризуйте художественные особенности повести И. Тургенева «Ася».

(Событие и рассказ о ней происходят в разных хронологических планах. Такая форма повествования ограничивает авторский психологический анализ и предоставляет возможность для непосредственного самоанализа и самораскрытия: Н. Н. постоянно комментирует свои переживания, но с точки зрения прожитых лет. Этот прием помогает автору создать элегический, лирическое настроение.

Образ художника Гагина и его сестры Аси раскрывается через восприятие окружающих (в частности господина Н.) и их оценку. Это прием замедленного, развернутой экспозиции. Главным средством создания образа Аси есть сцены драматического действия в сочетании с описанием жестов, мимики, изменения настроения, чувства, биографические отступления, изображение внутреннего мира.)

 

21. Проблемное задание.

- Исследователи творчества Г. Джеймса видят много общего между повестью американского писателя «Дейзи Миллер» и произведением его российского друга и учителя И. Тургенева «Ася». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

 

22. Сообщения учеников.

(Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования.)

 

23. Комментарий учителя.

Действительно, между произведениями американского и российского писателей очень много подобного. Как уже отмечалось, Г. Джеймс высоко ценил творчество русского писателя, на протяжении длительного времени поддерживал с ним дружеские отношения. В статье, посвященной И. Тургеневу, Г. Джеймс писал: «Цельный женский характер - вот что Тургенев ввел в мировую литературу. Его главные героини являются героинями в прямом смысле слова, причем героизм их незаметным и далеким от всякого превоВНОшения».

Произведения обоих авторов, схожие по жанру - это повести. Повествование ведется от имени главного героя, который путешествует. Действие происходит за границей. В произведениях одинаковая позиция рассказчика: поведение главной героини им кажется странной. Похожими являются и образы главных героинь. Американка Дэйзи не желает подчиняться условностям европейских традиций. «Плохо воспитанный» тургеневская Ася также «чужая» окружающим, поскольку является внебрачным ребенком.

Но повесть И. Тургенева более лирическая, романтичнее, отличается большим психологизмом, внутренней сложностью, многогранностью создания образов-характеров.

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Заключительная беседа.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Понравились ли вам прочитанные произведения? Чем именно?

- Как вы можете объяснить сходство тематики в таких разных авторов? (Творческие влияния и важность и новизна феминистской темы в то время.)

 

2. Творческие задачи.

- Русский критик XIX века Д. Писарев в статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» большое внимание уделил характеристике образа Аси. Он писал: «Ася - милое, свежее, свободное дитя природы». Критик также считал, что изображение таких характеров «доказывает необходимость общественной эмансипации женщин». Согласны ли вы с мнением Д. Писарева? Аргументируйте свой ответ.

- Женская тема поднималась и в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр», который был написан ранее (1847). Как по вашему мнению, изменилось что-то в положении женщины в обществе? (Для женщины всегда существовали определенные запреты, которые усложняли жизнь. От представительниц прекрасного пола больше требовали соблюдения правил поведения, чем от мужчин.)

- Есть ли общие черты между произведениями и героинями английской писательницы Ш. Бронте, американского писателя Г. Джеймса и российского художника И. Тургенева? (В центре внимания писателей - психология женской души. В период работы над этими произведениями и в Европе, и в Америке вопрос женской эмансипации были достаточно актуальными. Героини этих писателей различны, что обусловлено происхождением авторов, их мировоззрением, особенностями стран, где они жили. Дейзи более раскованная в своем поведении, сравнивая с Джейн Эйр. Джейн умеет держать себя в обществе, она придерживается его правил. Поведение Аси во многом объясняется условиями жизни. Но все эти героини чистые душой, искренние, стремятся к настоящей любви и умеют любить.)

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к контрольной работе «Введение. Из литературы реализма. Творчество Стендаля, О. де Бальзака, Ф. Достоевского, Л. Толстого».