I семестр
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК 18
Тема. Исторический колорит и романтика приключений в произведении (продолжение). Влияние реальных исторических событий, социального статуса и национальности на судьбу человека
Цель: продолжать знакомство с содержанием романа, образами героев; работать над совершенствованием умения целостно воспринимать произведение большого объема, свободно ориентироваться в тексте; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, умение находить материал для ответа по плану, воспитывать культуру устного ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственное мнение.
Оборудование: конверты с карточками-ориентирами.
ХОД УРОКА
И. Слово учителя с элементами беседы
- Как вы думаете, что влияет на характер человека, на формирование его личности, поведение?
Конечно, время и место, в котором она живет.
А если речь идет о людях, которые существуют в одно время и в одной стране? (Социальный статус, финансовое положение, род занятий, национальность)
- Мы попробуем составить подробный рассказ о некоторых персонажей романа, чтобы определить, почему так, а не иначе сложилась их судьба. Вы сейчас поделитесь на группы, и каждая группа получит своеобразную подсказку - план плюс карту-ориентир. Но я предупреждаю: за каждую карту-ориентир с группы снимается 1 балл, а счет начинаем с 11 баллов. (12 баллов - за самостоятельную яркое дополнение, находке, ответ об отношении автора романа до события)
Таким образом мы сможем проверить знание содержания произведения и его персонажей, умение ориентироваться в тексте и делать выводы. Итак, начнем наш «мозговой штурм».
II. Актуализация опорных знаний и навыков с использованием метода «мозговой штурм»
Персонажи: Ричард Львиное Сердце, Седрик Сакс, Ательстан, Исаак, Бриан де Буагильбер, Локсли, Вамба.
Карточки-ориентиры на нужные эпизоды в тексте выдает учитель по требованию группы. (Заготовленные в конверте по номеру вопроса)
1. Ричард Львиное Сердце
1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы».
Подсказка: заключение, вынужденная эмиграция.
2) Под какими именами персонаж появляется в романе? Почему?
Подсказка:
Черный Лентяй - турнир.
Рыцарь Висячего Замка - сохранение тайны.
Львиное Сердце - штурм замка, отношение к Айвенго, бой в лесу.
3) Как ведет себя король?
Подсказка:
Штурм замка.
Берет слово с Седрика.
4) можно Ли назвать его настоящим рыцарем, образцом смелости и благородства?
Подсказка:
Турнир.
Штурм замка.
Стремление дважды спасти Айвенго (в замке и во время защиты Ребекки).
5) всегда Ли его отношение к низшим слоям населения справедливо? Подсказка:
Поведение в лесу: Вамба, монах.
После штурма замка с Исааком.
6) Как автор относится к герою?
2. Седрик Сакс
1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:
Знатность, богатство, открытый для гостей дом.
Ошейники на слугах - рабы.
2) Наличие большой цели и устоявшихся принципов.
Подсказка:
Патриот Англии. Приверженность к родному языку, гордость за победу англичан.
Ради идеи хочет распорядиться чужой судьбой (Ровена и Ательстан).
Отдаляет сына.
3) В чем проявляется истинный патриотизм Седрика?
Подсказка:
Хочет объединить силы и авторитет настоящих англичан королевского происхождения, не образует собственной партии.
Прозвище.
4) можем Ли мы говорить о наличии истинного рыцарского духа и благородства в героя?
Подсказка:
У замка.
Штурм.
Во время попытки освободить его.
5) Чего больше в поступках Седрика - подлинной человечности или жестокости?
Подсказка:
Отношение к сыну.
Отношение к Исааку (турнир и после турнира)
6) Как автор относится к герою?
3. Ательстан Конінгсбурзький
1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:
Знатность, богатство, происхождение от короля Эдуарда Исповедника.
Не всегда способен распорядиться собственной судьбой (надежды на брак), желание жить за счет других.
2) Или исповедует Ательстан такие же устойчивые принципы, что и его старший друг Седрик?
Подсказка:
Турнир: в какой из дней принимает участие в поединке и на чьей стороне.
Главное в плену. Что было для него самым страшным, когда его считали умершим?
3) можно Ли утверждать, что Ательстан сильный и благородный? Подсказка:
Участие в бою после освобождения из замка.
Отказ от Ровены.
Негативное отношение к Исааку.
4) Как автор относится к герою? Какими средствами изображено этого персонажа?
4. Исаак
1) Социальный статус, род занятий: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:
Большое богатство, возможность удерживать в финансовой зависимости сильных людей.
Страх все потерять.
2) Почему Исаак в любом обществе, даже среди низших слоев, воспринимается как угнетенный?
Подсказка:
Национальность.
В доме Седрика.
На турнире.
В лесу после освобождения.
3) Что есть для этого героя наивысшими ценностями?
Подсказка:
Деньги и дочь. (Пытки в замке. Торговля за выкуп своей жизни. Все измеряет в деньгах.)
Жалеет не за раненым рыцарем, а за поврежденными доспехами.
4) Как автор относится к герою?
5. Бриан де Буагильбер
1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:
Знатность, богатство, превосходство над многими другими норманнами (письменный, имеет вес в обществе).
Неискренний, как все храмовники.
2) Что можно сказать о рыцарские качества и благородство Буагільбера?
Подсказка:
Мужественный боец.
Поведение в доме Седрика.
Заведение храмовника против заведения паломника.
Отношение к Ребекке.
3) есть что-то положительное в поведении, нравах этого отрицательного персонажа?
Подсказка:
Чувства к Ребекке.
Последний турнир.
4) Отношение автора к герою.
III. Подведение итогов урока
Учитель. Мы прекращаем на сегодня наш «Мозговой штурм».
Влияние каких факторов на формирование личности, судьбу героев мы увидели, анализируя их поведение и жизнь? (Социальный статус; происхождение; национальность; финансовое состояние.)
Какие еще факторы влияют на судьбу человека? Кто из персонажей иллюстрирует эту мысль?
IV. Домашнее задание
Закончить сбор материалов о Вамбу и Локсли, подготовить рассказ о них; дочитать роман до конца, обратить внимание на последний поединок Айвенго и Буагільбера.