УРОК № 17
Тема. Урок развития речи. «Общение с Вольтером»
Цель: развивать устная и письменная связную речь, творческие способности, критическое мышление.
Тип урока: развитие свяВНОй речи.
Только труд избавляет нас от трех великих зол-скуки, порока и нищеты.
Вольтер
ХОД УРОКА
И. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания по «Цепочке» Методический комментарий
«Цепочка». Ученики задают вопросы друг другу по очереди; тот, кто отвечает, задает вопрос следующему (определяет сам или учитель называет того, кто будет отвечать).
2. Работа над таблицей «ЗХВ»
Ученики сравнивают первичные и вторичные знания, определяют вопросы, которые остались без ответа. Отвечают на них одноклассники или учитель.
3. Ролевая игра «Вхождение в образ»
Ученики по желанию перевоплощаются в образы Простака, госпожи де Сент-Ив, Гордона и от первого лица делают сообщения о своего персонажа и отвечают на вопросы класса.
Методический комментарий
«Вхождение в образ». Ролевая игра помогает ученикам лучше понять сущность и поступки литературных героев. Ученики, «войдя в образ», пытаются лучше понять состояние души героя, мотивы его поступков, взгляды на жизнь и т.д. Ученик от первого лица рассказывает «о себе», отвечает на вопросы учителя или одноклассников (вопросы должны формулюватись таким образом, чтобы они помогли наиболее полно раскрыть личность героя).
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня мы завершаем знакомство с творчеством известного французского просветителя Вольтера. Теперь мы знаем о нем гораздо больше, чем несколько дней назад. У кого-то остались некоторые вопросы без ответа, кто-то почувствовал симпатию к автору, у кого-то появилось желание поделиться с ним мыслями. Именно это мы и попробуем сделать сегодня, написав небольшое письмо Вольтеру. Высказывание Вольтера: «труд избавляет нас от трех великих зол-скуки, порока и нищеты» станет нашей движущей силой.
III. Работа над темой урока
1. Подготовка к написанию письма
Требования к написанию письма
• Уважительное приветствие;
• вопросы или пожелания автору;
• несколько слов о себе или причины, побудившие к написанию письма;
• прощальные слова.
2. Написание письма
Методический комментарий
«Литературные письма» направлены на формирование у учащихся умения оформлять мысли относительно прочитанного и обмениваться ими. В ходе проработки учеником соответствующей темы у него возникают определенные мысли и соображения, которые он записывает. Стратегия может быть использована в ходе проведения «Семинара читателей» (записи ученик предлагает соседу для обмена информацией или получения ответа) и на этапе осознания содержания урока. Вместе с тем учащиеся обучаются правилам написания писем, придерживаясь общепринятых требований.
IV. Рефлексия
1. Ознакомление с написанными письмами
(Ученики зачитывают по желанию.)
Примечание. Поскольку письма представляют собой процесс мышления и не предназначены для распространения, в них могут допускаться орфографические, грамматические и синтаксические ошибки, на которые не стоит обращать внимания, поскольку они отражают начальную фазу процесса писания.
2. Подведение итогов «Методика одного предложения»
Проблемный вопрос: «Как Вольтер относился к человеку?»
Варианты ответов
• Человек, по мнению Вольтера, не должна мириться со злом и называть его добром.
• Лучшей является «естественная» человек, поскольку в ней намного меньше фальши, которая является творением несовершенного общества.
• Человек должен зло называть злом и активно с ним бороться, даже если природа одарила человека найлагіднішою нравом.
• Человек от природы создана доброй; все зло идет от неправильно организованного общества.
• Если человек будет бороться со злом, оно будет побеждено.
Методический комментарий
«Методика одного предложения» используется для того, чтобы прокомментировать эпиграф к занятию, цитату, проблему, сделать обобщения. Такое общее групповое обсуждение предоставляет возможность каждому высказать собственное мнение или позицию.
Ответа не комментируют и не оценивают. Учитель делает лишь обобщение.
V. Домашнее задание
Опережающее задание: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути И. В. Гете; заполнить хронологические таблицы или составить тезисы (письменно); прочитать трагедию «Фауст».