ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 18

Тема. Л. Толстой. «Анна Каренина». Образ Левина, его автобиографическая основа

 

Цель: помочь учащимся раскрыть образ Константина Левина, его автобиографическую основу; развивать навыки анализа образа-персонажа, пересказа текста, выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления; помочь школьникам понять некоторые мировоззренческие позиции автора романа.

Оборудование: учебник, текст романа Л. Толстого «Анна Каренина» (в оригинале или в переводах на выбор учителя); иллюстрации к произведению (на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Литературная викторина.

1) Кем приходилась Анна Каренина Стиву Облонском? (Сестре.)

2) Как звали камердинера Степана Аркадьевича? (От матфея.)

3) Где служил Стива? (В одном из московских присутствій.)

4) Назовите полное имя Левина. (Константин Дмитриевич Левин.)

5) В каких отношениях были Долли и Кити? (Они были сестрами.)

6) Кто такой Сергей Иванович Кознишев? (Брат Левина по матери, писатель.)

7) В каком платье была Анна Каренина на московском балу? (В черном бархатном платье, обшитій венецианским гипюром.)

8) Что могло разжалобить Каренина? (Слезы ребенка или женщины.)

9) Что отдал Левин Кити? (Свой дневник.)

10) Где было имение Вронского? (В Воздвиженском.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Сюжетная линия Константина Левина является одной из главных в романе. Отметим, что в образе Левина много автобиографических черт. Даже фамилия героя Толстой образовал от своего имени Лев - Левин.

 

2. Пересказ текста.

- Расскажите, что вам известно о Константина Левина.

 

3. Беседа.

- В романе есть такие слова: «Левин был почти одних лет с Облонским. Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов. Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель - есть только призрак». Согласны ли вы с этими словами? (Так, Левин и Стива действительно разные. Главное, чем они отличаются - честность и порядочность Левина, чего нельзя сказать о Облонского.)

- Почему автор пишет, что Левин был влюблен именно в дом, в семью, в особенности в женскую половину семьи Щербацких»? (Левин не помнил своей матери, отец его умер. И поэтому ему не хватало семейного тепла, семейного уюта, который царил в доме Щербацьких.)

- Почему он испугался своей любви к Кити? (Потому что считал, что некрасивый, неуклюжий, а она может любить только необыкновенного человека.)

- Как вы думаете, почему герой выбрал именно Кити? (Этот выбор объяснялся не только любовью к Кити, но и отношением Левина к семье Щербацьких. Именно в этой семье Левин видел пример старого, образованного и честного дворянства, для которого понимание аристократизма базировалось на чести, достоинства, порядочности, в отличие от поклонения богатству и успехам, что входили в моду.)

- Чем привлекает читателя образ Левина? (Тем, что он порядочный, честный, добрый, умный, целеустремленный, все время в поиске нравственного идеала и на протяжении романа постоянно духовно растет. Герой страдает, ошибается, но всегда находит выход из ситуации. Кроме того, Левин все время думает о том, как сделать людей счастливыми. В этом герой похож на самого писателя.)

- Почему Левин хотел покинуть Покровское и жениться на крестьянке? (Ему не нравилось жизни его круга, он стремился вырваться из этой клетки искусственного существования, то есть такого, что замкнутый в самом себе. И в этих мыслях героя чувствуются размышления самого автора.)

- Что помешало осуществлению этих планов? (Новая встреча с Кити. Левин понял, что любит только ее и решил бороться за свою любовь.)

 

4. Творческое задание. Работа с текстом.

- Как характеризуют Левина разные герои? Прочитайте соответствующие отрывки текста. (Стива: «Ты сам цельный характер и хочешь, чтобы вся жизнь слагалась из цельных явлен...»; «Это такая честная, правдивая натура, и сердце золотое». Кознишев: «Ты натура слишком импульсивная, как говорят французы; ты хочешь страстной, энергической деятельности или ничего». Кити: «Вы все, кажется, делаете со страстью».)

- Какие черты характера героя определяют названные герои? (Левин хочет жить и творить. Он все время в поиске, отвергает одни свои решения во имя других, всегда недоволен действительностью и самим собой. Его поступки совпадают со словами Л. Толстого из «Исповеди»: «Чтобы понять жизнь, нужно творить его».)

 

5. Проблемное задание.

- Подумайте, почему Левин в городе чувствует себя человеком из другого мира. (Левин - человек земли, достаточно патриархальная. Он, по мнению автора, настоящая личность. А в мире фальши герой чувствует себя довольно неловко.)

 

6. Беседа.

- Что такое, по мнению Левина, семья? (Для Левина семья - это самое глубокое, самое высокое, какое только возможно, единения людей.)

- Подумайте, какой эпизод романа свидетельствует о возможности такого духовного единения? (Сцена объяснения Левина Кити, когда он мелом пишет лишь начальные буквы слов, а Кити душой, исполненной чувства любви, угадывает те слова. Л. Толстой этой сценой подтверждает фразу, написанную как вариант данного эпизода: «Удостовериться можно только любовью».)

- Какая мысль кроется в словах Константина Левина: «Если бы я мог любит все это дело, как я люблю тебя»? (В этих словах Левина выражается мечта самого автора: у каждого должно быть такое дело, которое бы он любил, словно любимого человека. Роман Л. Толстого показал уже тот уровень человеческого развития, когда мысль о общее дело переплетается с мыслью о любви. Воплощением авторского идеала является Константин Левин.)

 

7. Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, был счастливым Левин? (Да.)

- Чем тогда объяснить следующие строки романа: «И счастливыи семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходит с ружьем, чтобы не застрелится»? (Левина волнует много вопросов: жизни людей, проблемы счастья, веры в Бога. Он во многом недоволен собой. Его не может удовлетворить понимания жизни, основанного только на биологических законах. Он стремится найти смысл своего существования. По его мнению, такой целью могла быть построение коммуны, но брак с Кити заставило его отказаться от этой мечты. Левин не может замкнуться в своем маленьком мире, он ищет пути к всеобщему счастью и благополучию. Нравственные искания героя не заканчиваются и в финале романа, делая этот образ открытым. Самоубийство Левина перекликается с самоубийством главной героини. Но в отличие от нее, он нашел свое счастье. По мнению Л. Толстого, счастье человека заключается не только в радости любви, но и в связи человека с миром.)

 

8. Беседа.

- Что спасает Левина от самоубийства? (Обращение к Богу.)

- Какие мысли продолжают волновать героя? («Прежде.., когда он старался сделать что-нибудь такое, что сделало быи добро для всех, для человечества, для России, для деревни, он замечал, что мысли об этом были приятны, но сама деятельность всегда бывала нескладная, не было уверенности в том, что дело необходимо нужно.., теперь же, когда он после женитьбы стал более и более ограничиваться жизнью для себя. Вон, хотя не испытывал более никакой радости при мысли о своей деятельности, чувствовал уверенность, что дело это необходимо...» (Речь идет о наемных рабочих. Это дело казалось Левину очень важной, именно тем общим делом, к которой он стремился.)

- Какую важную истину открывает для себя Константин Левин? («.. ... Но моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее - не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложит в нее!»)

 

9. Проблемная ситуация.

- Ф. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что «Левин является главным героем романа и изображен автором как носитель позитивного мировосприятия, с позиций которого обнаруживаются “неформальности”, которые приводят к гибели других». Согласны ли вы с высказыванием писателя? Аргументируйте свое мнение.

 

10. Обобщающее слово учителя.

Литературоведы считают, что Константин Левин является новым образом в русской литературе. Это уже образ и не «маленькой», и не «лишнего» человека. Это скорее образ мыслителя-деятеля. Пройдя через горькие разочарования и многочисленные ошибки, Константин Левин наконец открывает важные истины, которые являются выражением мыслей самого автора. Как настоящий гуманист, Л. Толстой считает, что пути выхода из изображенной им трагедии личности и общества следует искать прежде всего в своей душе. Человек не обречен на страдания, она должна вернуть в жизнь «несомненный смысл добра». Возрождение собственной души будет способствовать возрождению всего общества. И тогда страдания оставят человечество.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Творческое задание.

- Исследователи говорят, что в романе есть «круг Анны Карениной» и «круг Левина». Подумайте, в чем они пересекаются, а в чем - различны. (У обоих героев есть много общего. Это жажда любви, стремление к полноценной жизни, умение удалиться от суетного, внутренняя борьба, сомнения, что не оставляют их. Хотя есть и раВНОе. По-раВНОму они отдаляются от суетного: Анна - в любви, Левин - в земскую деятельность, занятия хозяйством. Анна занята мыслями о личном счастье, Левин ищет блага для всех. Анна не нашла свое счастье и покончила жизнь самоубийством. Левина от самоубийства спасла вера в Бога. Кроме того, он нашел счастье в любви к Кити, их семье, любви к сыну.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать повести Г. Джеймса «Дейзи Миллер» и И. Тургенева «Ася». Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Г. Джеймса.