ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 17

Тема. Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Сочувствие писателя к униженным и обездоленным, прежде всего детей. Социальная действенность творчества Диккенса

 

Цель: помочь учащимся осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности, общественную значимость; развивать навыки наблюдения над текстом художественного произведения, выделение ключевых эпизодов, их комментирование; воспитывать гуманистическое мировоззрение, уважение к морально-нравственных ценностей человечества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Не только наблюдательный ум, но и... любовь, которой он, по собственному выражению, «носил целый океан» в себе, помогли ему описать всю Англию в живых, бессмертных картинах и образах»,- писал об Чарльза Диккенса известный русский писатель И. Гончаров. Именно любовь к бедных, обездоленных людей, которые, несмотря на все испытания судьбы, сохранили в себе человеческую душу, побудили Диккенса взяться за перо и так написать, что по его книгам даже парламент вынужден был принимать решения.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Рассказ о жизненный и творческий путь Ч. Диккенса

 

2. Составление «сюжетной цепочки» по роману

«Приключения Оливера Твиста»

Ожидаемый результат

Рождения Оливера Твиста в робітному доме, борьба за жизнь, смерть матери голодное существование детей, их «бунт» - Оливер просит добавки еды суд отказывается отдать парня сажотрусові, который уже убил нескольких детей Твиста отдают в наймы к гробовщика Соуерберрі драка с Ноем Клейполом за оскорбление памяти матери побег Оливера до Лондона парень знакомится с уличным вором Джеком Даукінсом, и тот отводит его к старого вора Феджіна Оливер учится воровать ограбление ребятами старого джентльмена с книгой Оливера хватают, бьют и отводят в суд владелец книжной лавки заступается за парня Твиста увольняют, он теряет сознание, и мистер Браунлоу, которого якобы ограбил Оливер, забирает его домой про Оливера Твиста в доме Браунлоу заботятся, как никто и никогда в жизни, лечат чтобы отблагодарить своих спасителей, он выполняет различные поручения когда Оливер относит деньги за книгу в магазин, его с помощью Нэнси хватают и приводят к Феджіна, который боится, что парень может их выдать вор Сайкс планирует ограбить дом в Чертсі и на помощь берет Оливера, который должен был пролезть в форточку и открыть дверь поднимается шум, ограбление не удается раненого Оливера воры бросают в канаве парень доползает до дома, в нем узнают грабителя, но предоставляют ему убежище и помощь доктор Лосберн спасает парня от тюрьмы Оливер живет у миссис Мэйли и Роз, прощен и окружен любовью болезнь Розы и переживания Оливера шпионажа за парнем незнакомцев история Гарри и Розы бракосочетания сторожа работный дом мистера Бамбла с наглядачкою миссис Корней мистер Монкс забирает у миссис Бамбл золотой медальон и золотое кольцо, которые раскрывают тайну рождения Оливера Твиста, и выбрасывает их Нэнси встречается с Розой и рассказывает ей о Монкса и Феджіна, об их коварные намерения против Оливера Оливер встречается с мистером Браунлоу и объясняет свое исчеВНОвение Ной и Шарлотта, прислужники гробовщика, бегут в Лондон и попадают к ворам Проныра попадает в тюрьму Ной Клейпол по поручению Феджіна следит за Нэнси на мосту Сайкс убивает Нэнси и убегает мистер Браунлоу разговаривает с Монксом, сыном давнего друга, который преследовал своего брата Оливера, чтобы не делиться наследством, и тот под давлением доказательств признается в преступных намерениях гибель преступника Сайкса и его пса Гарри, сын миссис Мэйли, отрекается от роскоши, становится сельским священником и женится с Розой вор Фэджин попал в тюрьму и был казнен супругов Бамбл лишили должностей, и оно обнищало, дойдя до того самого работный дом Роза, которая оказалась теткой Оливера, взялась за его воспитание и создала для него настоящий семейный уют.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

Слово учителя

В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс ли не впервые в английской литературе лишил преступный мир всякой романтики. Тем и отличалась его интерпретация от популярных в то время приключенческих «ньюгейтських» романов (Ньюгейт - знаменитая лондонская тюрьма) и историй о благородных разбойников, какими изображали их некоторые писатели (например, Е. Булвер - Литтон). В предисловии к третьему изданию романа Диккенс писал, что сознательно отказался от резвых лошадей, которые мчатся вересовою равниной под лунным сиянием, от описания вкусных трапез в уютной пещере и от других аксессуаров романа «большой дороги»: «Холодные, серые, ночные лондонские улицы, где не найдешь убежища, грязные, вонючие логова, где живут все пороки; притоны голода и болезней; жалкое рубище, которое вот-вот рассыплется,- что в этом привлекательного?» Литературным критикам показалось недопустимым, даже неприличным, что среди героев романа - отбросы общества. Но автор «Приключений Оливера Твиста» упорно защищал свое право изображать воров во всей их уродливости, такими, какими они были на самом деле: «И поэтому я не скрыл ни одной дырки в сюртуке Проныры, ни папильотка в всклокоченным волосах Нэнси. Я совсем не верил в деликатность тех, кому невмоготу их видеть. Я не желал добиваться благосклонности таких людей. Я не уважал их мысли, хорошей или плохой, не стремился их одобрения и не для их утешения писал».

Так, Диккенс писал не для развлечения обывателя, который скучает. Изобразить жизнь таким, каким оно есть, означало для него послужить обществу. Эти надежды осуществились. Искреннее слово молодого прозаика помогло внести изменения в закон о тюремном заключении за долги, а ужасающую тюрьму Флит, в которой побывал мистер Пиквик, лондонская власть разрушила-таки в 1842 году. Сатирическое изображение порядков в йоркширских частных школах («Жизнь и приключения Николаса Ніклбі») повлекло специальное расследование, которое подтвердило факты жестокого издевательства над детьми. Дело в том, что по английским законам «любой человек, доказала свою непригодность к какой-либо другой профессии, имел право без экзамена и без проверки открыть школу в любом месте. причем йоркширские учителя занимали самый низкий и найгниліший ступень лестницы». Виновников наказали и предприняли меры, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.

Слово Диккенса сподвигнуло к ревизии приходских порядков, и к пересмотру устаревших норм судопроизводства.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Прием «Подбери эпитет»

Учитель. Выберите из предложенных слова, которые характеризовали бы гуманизм произведений Диккенса: утопический, действенный, отстранен, сомнительный, воинственный, усепрощенський, идиллический. Свой выбор обоснуйте.

 

VII. Домашнее задание

Ознакомиться с содержанием произведения, охарактеризовать время и общество, изображенные в нем.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

¦ Ознакомившись с сюжетом произведения Диккенса «Приключения Оливера Твиста», я...